Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Услышат ли Глазьева?

Услышат ли Глазьева?

Российская экономика продолжает жить по заветам Гайдара, по указке МВФ
Иван Полетаев
18.09.2018
Услышат ли Глазьева?

Аналитики Bank of America предупреждают, что в ближайшее время мир может столкнуться с повторением глобального кризиса 1998 года, который, как известно, для России закончился тогда дефолтом. Напоминание об этом у одних вызывает раздражение, у других чувство настороженности. Ведь наша экономика по-прежнему живет по меркам Гайдара и Чубайса, которые «поднимали» хозяйство страны при помощи сжатия денежной массы и урезания бюджетных расходов.

Провластные эксперты отмечают, что пока ситуация выглядит не столь плачевно, как 20 лет назад: российская экономика не так уязвима, как раньше, несмотря на запретительные меры в отношении ведущих российских предпринимателей. Санкционное давление привело к снижению объема и реструктуризации внешних долгов, а накопленные резервы и высокие пока что цены на энергоносители позволяют чувствовать себя относительно спокойно.

Если верить заявлениям правительственных чиновников, то экономика страны в 2018 году осталась стабильной, а по ключевым показателям наблюдается даже небольшой рост.

Статистика говорит о повышении доходов населения, о низком проценте числа безработных и невысокой инфляции. И ничего в этом удивительного нет. Если сложить доходы сверхбогатых, которые богатеют, и самых бедных, которые беднеют, то, в общем, получается неплохая картина: благосостояние растёт, дело движется.

Но если всмотреться в цифры, то далеко не все идет так уж хорошо. У крупнейших компаний нефинансового сектора, на долю которых приходится 35% совокупной выручки в экономике, третий год подряд снижается рентабельность. Это тревожный сигнал.

Российскую бедность отличает то, что у нас более 60% бедных – это семьи с детьми, как утверждают специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ). Каждый третий житель России, отнесенный официальной статистикой к категории бедных, – это ребенок в возрасте до 16 лет. За десять лет доля детей среди бедного населения РФ увеличилась на 25%.

В стране процветает детская бедность, а она может угрожать социальной стабильности. И как говорят эксперты, государственные меры поддержки – ни старые, ни, похоже, даже новые, прописанные в майском указе президента, – вряд ли помогут это исправить. Ведь для детей таких же программ поддержки, как для пожилых, у нас нет. Можно упомянуть разве что региональное пособие, но оно столь мало, что не выводит семьи из бедности.

О чем говорит детская бедность? О том, что в нормально развивающихся экономиках, по мнению экспертов, не может сложиться такой ситуации, когда 40% семей с двумя детьми рискуют стать бедными. Значит что-то идёт не так.

Государство, похоже, предвидя возможные трудности, написало жёсткий бюджет на ближайшую трехлетку. В 2019 году Минфин планирует заметно сократить бюджетные траты по многим социальным статьям, в том числе на здравоохранение, культуру и спорт.

Судя по всему, нас ждет тяжелый 2019 год: рост инфляции, паление доходов, замедление экономического роста. И только в 2020 году должна наступить передышка.

Хотя у многих специалистов возможность восстановления приличного экономического роста в 2020 году вызывает сомнения: с чего бы это должно случиться? Ведь никто не собирается менять экономическую модель, заданную еще покойным Егором Гайдаром. Да и тот факт, что правительство продолжает отчаянно копить деньги в кубышке Фонда национальной безопасности (ФНБ), повышая при этом налоги и сборы, наводит на мысль, что страна не застрахована от нового масштабного экономического кризиса.

Тем временем президент нацеливает на задачи «дальнейшего увеличения доходов граждан, усиления социальных функций государства, поддержки предпринимательства и развития в России высокотехнологичной сферы производства».

К 1 октября 2018 года, как заявил Путин, положения его указа «О национальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года» должны быть превращены в конкретную программу действий, предполагающих в том числе согласованную работу федерального центра и российских регионов.

Вопрос в том, как это сделать. Ведь до сих пор многое из намеченного в майских указах президента 2012 года не выполнено. У нас уже были антикризисные программы, которые хорошо поддержали банковский сектор и богатых. Игры со статистикой все дальше уводили власть от реальности, а повышение пенсий и пособий съедала инфляция.

Экономисты и эксперты, которые заняты составлением плана развития, основанного на новых президентских указах, делятся на тех, кто предлагает ничего не менять и законсервировать стабильность, и тех, кто за перемены и экономический рост.

До сих пор побеждали первые. Их устраивает «ответственная кредитная политика», которую проводит Центробанк во главе с Эльвирой Набиуллиной, и бюджетная осторожность, с которой подходит к намеченным планам Минфин в условиях нестабильной внешнеполитической ситуации и нестабильных цен на нефть. Принято считать, что такой подход предотвратит те потрясения, которые наша экономика испытала в период 1998 года.

За прошедшие с тех пор годы было многое сделано по укреплению государственности и экономики, но не народно-хозяйственной, а капиталистической.

Мы настолько глубоко засели в долларовую кабалу, что выйти из нее вряд ли удастся даже теперь, когда на Западе нас, мягко говоря, не жалуют.

Наши чиновники привыкли действовать по рекомендациям МВФ, в которых прямо говорится о том, что и как надо реформировать, чтобы «способствовать интеграции российской экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости» и сохранять профицит бюджета. Речь, в частности, идет об удешевлении трудовых ресурсов за счет снижения социальных затрат, то есть об усилении эксплуатации наемного труда, о которой в своё время писал Карл Маркс.

Следуя рекомендациям МВФ, проводились у нас реформы системы здравоохранения и образования, превратив врача и учителя в специалистов, оказывающих услуги населению по минимальному стандарту. Переход на отраслевую самоокупаемость затронул службу соцзащиты. На очереди пенсионная реформа, которая также рассчитана на то, чтобы пенсионные деньги употребить в дело или, как говорят, заставить работать на экономику, а людей и в старости – гнуть спину на неблагодарное государство. Можно не создавать заводы и фабрики, а повышать налоги, пенсионный возраст и на этом строить развитие. Все это Международный валютный фонд устраивает.  

Не хватает денег на проекты, их можно выгрести из карманов народа, повысив НДС и заложив его в цену повседневных товаров. Людям некуда деваться: купят предметы первой необходимости, подорожавшее мясо, овощи, фрукты. Богатых такая политика не разорит, а бедных?..

Российская экономика продолжает стагнировать вот уже 10 лет, развиваясь по данным Всемирного банка по 0,5% в год, в то время как весь мир развивается темпами более 3% в год, а такие страны, как Китай и Индия – по 6–7% в год.

Мы по привычке ужимаем расходы, латаем бюджетные дыры и ждем, когда ВВП начнет расти, опережая мировые показатели. Но этого почему-то не происходит, хотя мы все вроде бы делаем правильно и госпожа Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда, нами довольна. И при случае ставит в пример наших руководителей кредитно-финансового блока Эльвиру Набиуллину и Антона Силуанова.

Ситуация может кардинально поменяться только тогда, когда наша экономика будет производить и экспортировать товары с более высокой добавочной стоимостью, которые бы пользовались спросом не только в России, но и в мире и автоматически сформировали бы спрос на рубль

Под похвалы Международного фонда, который по-прежнему расположен к нам, несмотря на санкции, финансово-экономическое руководство страны, раз за разом, упускало момент достижения намеченных президентом целей.

В результате, меры так называемой стабилизации шли не на пользу, а только во вред и начинали разрушать экономику.

Здравомыслящие экономисты предупреждают, что «денежный голод» изнуряет экономику, блокирует развитие, играя на руку финансовым спекулянтам и стратегическим конкурентам России.

Такая политика ведёт страну к девальвации, чтобы окончательно не разрушить экономику (это мы уже проходили в 1994, 1998, 2008 и в 2014 годах). Неужели мы и в пятый раз будем наступать на те же грабли? Но тогда уже, как предупреждают аналитики, нас ждет не ветер (умеренная девальвация на 10%), а настоящая буря, грозящая обвалом рубля.

Стабилизация во имя иностранных инвестиций в последнее время не работает, из-за санкций к нам не торопятся приходить надежные компании. Не лучше ли переходить к развитию: выпускать свои деньги по формируемой государством потребности экономики, как делают все развитые страны?

Об этом постоянно пишет и говорит на форумах советник Президента Сергей Глазьев. Предлагаемые Глазьевым меры достаточно осторожны. Они предполагают не резкий, но постепенный уход России от политики «Вашингтонского консенсуса». Отказ от доллара в расчетах с другими странами, вывод резервов из ценных бумаг стран НАТО, начало использования денежной эмиссии для стимулирования собственного производства – вот далеко неполный перечень рекомендаций академика.

Сергей Юрьевич не скрывает, что он сторонник плановой экономики и всяческий противник того курса, который насаждают у нас либералы президентской команды. Почему же глава государства снова назначает Глазьева своим советником?

Академик Глазьев – один из крупнейших ученых-экономистов, занимающихся фундаментальной наукой. Его теория технологических укладов (которые уже стали общим местом не только у экономистов, но и у политиков) была признана научным открытием, а теория мирохозяйственных укладов (МХУ) – научной гипотезой. Смотрите рейтинг казино и выбирайте казино с быстрым выводом и приятными бонусами. Ученым под руководством С.Ю. Глазьева удалось разработать «Матрицу Индустриальной цивилизационной волны», основанную на исследованиях выдающихся ученых с мировым именем, таких как Н.Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, Г. Менш, Э. Тоффлер и многих других, которая позволяет выявить главные закономерности мирового экономического развития с середины XIX по середину XXI вв.

Глазьев – один из немногих авторитетных экономистов, которые говорят нам правду в лицо, не подстраиваясь ни под какие модные веяния в экономической науке, не стараясь понравиться тому же МВФ.

Сергей Глазьев не предлагает ничего «неочевидного» и никем «непросчитанного». Он четко представляет себе основные тренды развития на ближайшие 30–40 лет и в своих рекомендациях развивает ту экономическую политику, которую проводили Е.М. Примаков, Ю.Д. Маслюков и В.В. Геращенко для преодоления последствий дефолта 1998 года.

И выбор этот далеко не случаен: именно правительство Е.М. Примакова вместе с руководителем Банка России В.В. Геращенко стало проводить диаметрально противоположную финансовую политику насыщения российской экономики денежной массой. В результате, за 3,5 года денежная масса выросла в 3,3 раза, а ВВП – почти на четверть, но при этом инфляция снизилась в 5 раз!

Под нефтедолларовый дождь (с 2003 года начался уверенный рост цены на нефть, продолжавшийся до осени 2008 года) и приток иностранных капиталов, которые обеспечивали высокие темпы роста российского ВВП, прежний курс свернули. Доходы от резко подорожавшей нефти заспрятали в кубышку Стабилизационного фонда.

И что в итоге? В 2009 году экономика России рухнула глубже любой другой экономики двадцатки крупнейших экономик мира – почти на 8%, потеряв при этом более 200 млрд долларов своих золотовалютных резервов. Нефть тогда стоила 50 долларов и более за баррель, а не 10 долларов, как при Примакове.

Неужели и теперь голос Глазьева не будет услышан? Ответом на этот вопрос может служить неожиданное предложение главы государства закрепить за РАН прогноз научно-технического и экономического развития России. Более того, РАН должна стать головным координатором работы по его реализации.

При этом деятельность учёных будет выстраиваться в русле ответов на вызовы, стоящие перед страной: переход к цифровой экономике и к персонализированной медицине, эффективному сельскому хозяйству и эффективной энергетике, вопросы безопасности.

По каждому из этих направлений будут созданы межведомственные советы, которые представят свои проекты и программы исходя из целей на конкретный год, скажем, для развития страны к 2025 году.

От академиков ждут также глобальных прогнозов, чтобы определять новые вызовы, с которыми стране придется столкнуться в будущем. И более того, у Академии должна появиться возможность вносить свои законодательные предложения, чего раньше у неё никогда не было. Аналитики увидели в этом поворот к академической науке, которой в последнее время привыкли не доверять.

Если так пойдет дело, то советы Сергея Глазьева, как достойного представителя этой самой академической науки, могут быть востребованы.   

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.