Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Uber взрывает мир потребления

Uber взрывает мир потребления

Похоже, на наших глазах совершается настоящая революция в сфере услуг
Александр Лопухин
30.08.2016
Uber взрывает мир потребления

  В России набирает обороты так называемая уберизация, реализующая давнюю мечту потребителя и производителя – ликвидацию посредников между теми, кто продает товары или оказывает услуги, и их потребителями, обеспечивая между ними быструю, удобную и надежную связь. 

Термин происходит от названия американской компании "Uber Technologies" ("Убер"), которую в 2009 году основали Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик (на фото). С помощью разработанного ею мобильного приложения для смартфонов можно вызвать такси гораздо быстрее и дешевле обычного.

"Убер" не имеет своего автопарка, фактически это технологическая интернет-платформа, выполняющая функцию электронной торговой площадки ("маркетплейс"), где покупатели выбирают оптимальных поставщиков. Преимущество получают те агрегаторы, которые сумели объединить наибольшее количество предложений товаров или услуг от небольших компаний и частных лиц. Все "убер-платформы" используют интернет для быстрой и максимально гибкой связи потребителя и поставщика услуги.

Компания "Убер" не была первопроходцем, в 2008 году молодой дизайнер Брайан Чески запустил в Калифорнии аналогичный сервис на веб-сайте airbedandbreakfast.com ("Airbnb") для онлайн-бронирования комнат, квартир и частных домов, который сейчас используют 40 миллионов человек в разных странах мира. Известность "Уберу" принесли громкие и скандальные противостояния с таксистами и властями в США, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Чили других странах.

Проблема в том, что "Убер" переадресует заказы клиентов не только профессиональным таксистам с лицензией, но в основном частным водителям без лицензий, которые подрабатывают на своих собственных автомобилях.

Сервис "Убер" определяет местоположение клиента и обеспечивает подачу такси в пределах 5-10 минут и обеспечивает мобильный платеж за услугу. По принципу Парето, 80% оплаты получает водитель, 20% перечисляются компании "Убер".

Появление "Убер" и ему подобных сервисов сильно обрушило цены на перевозки и больно ударило по доходам традиционных таксомоторных компаний. Кроме того, лицензии на извоз в некоторых странах стоят нереально дорого. Так, во Франции официальные таксисты должны заплатить от 50 до 250 тысяч евро за право заниматься пассажирскими перевозками. В этой стране работа сервиса "Убер" с января 2015 года запрещена законом, который не разрешает заниматься коммерческими перевозками водителям без лицензии. В июне этого года суд во Франции оштрафовал "Убер" на 800 тысяч евро за незаконное предоставление транспортных услуг и за привлечение к работе непрофессиональных водителей. Кроме того, глава "Убер" в Европе и руководитель его подразделения признаны виновными в нечестной коммерческой практике и управлении сервисом, предоставляющим нелегальные услуги, Они оштрафованы на 30 и 20 тысяч евро соответственно. В начале июля компания "Убер" объявила о приостановке работы своего сервиса во Франции.

В Венгрии этим летом принят закон, позволяющий властям блокировать работу поставщиков услуг такси через интернет, даже несмотря на наличие частной лицензии на перевозки людей и уплату всех налогов. Поэтому сервис заказа такси "Убер" с 24 июля приостановил свою работу в Венгрии. Но уже в августе на смену Uber в Будапешт пришла новая служба вызова машин с мобильных телефонов из Эстонии. Правда, она, в отличие от "Убер", использует официальные базовые тарифы, лицензии, машины желтого цвета и счетчики оплаты.

В Чили водителям, занимающимся частным извозом, грозит штраф до 1200 долларов США.

Традиционные таксомоторные компании, вложившие большие средства в собственный автопарк, диспетчерские и маркетинговые службы, несут серьезные убытки. Им приходится менять устаревшую бизнес-модель, чтобы выжить в условиях быстро распространяющейся "уберизации".

Сервис "Убер" сталкивается с проблемами со стороны властей в целом ряде стран, где запрещено заниматься извозом без лицензии. Кроме того, у компании появилось много конкурентов. Несмотря на это, компания "Убер" бурно развивается, оказывает услуги уже в 470 городах 68 стран мира. Ее бизнес вырос до огромных размеров и сейчас оценивается почти в 68 млрд долларов США, что превышает стоимость капитализации нашего «Газпрома».

В России сервис "Убер" работает с 2013 года, он доступен в Москве, Санкт-Петербурге и в семи городах-миллионниках, к которым в этом году добавится еще шесть. География его присутствия будет расширяться и далее, на города с численностью населения около 500 тысяч человек.

Причем в России он далеко не лидер: сервис «Яндекс.Такси» и израильская компания "Gett" существенно опережают "Убер" как по количеству автомобилей, так и по объему выручки. В Москве столичное правительство заключило с "Убер" соглашение, по которому обязало компанию сотрудничать только с легальными таксистами и передавать властям данные по движению их машин по городу.

"Убер" расширяет свой бизнес, выдавая беспроцентные кредиты десяткам тысяч новых партнеров-водителей, которые будут выплачивать долги из заработанных извозом денег.

Фрейзер Робинсон, региональный директор по развитию бизнеса "Uber Technologies" в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, летом этого года выступил на XX Петербургском международном экономическом форуме и рассказал, как им удалось «взорвать мир»: «Мир хочет, чтобы его взорвали. В этом есть потребность. Uber не собирался радикально менять мир, это случилось само по себе. Хорошие идеи приобретают популярность, они делают услугу, которая пользуется спросом. Каждый раз, когда мы приходим в новый город, мы видим одну тенденцию – рынок недообслуживается. Появляется on-demand-economy – «экономика по требованию», в основе которой лежит не продажа товаров и услуг, а получение к ним доступа по требованию, или sharing-economy – «совместная экономика», в основе которой лежит концепция совместного пользования.

В России во многих сферах слишком много недобросовестных посредников, которые наживаются на перепродаже товаров и услуг, в результате чего цены практически на все сильно завышены. Так, глава Росрыболо­вства Илья Шестаков в июне этого года заявил, что цена российской рыбы по пути от производителя до прилавка возрастает в 3-4 раза.

По его словам, Росрыболовство провело собственное расследование и выяснило, что главная проблема – большое количество посредников, которые передают рыбу из рук в руки по пути от места вылова до магазина. Это, как правило, 4-5 компаний, каждая из которых устанавливает свою наценку. Борьба с ними управленческими и административными мерами не приносит особых результатов.

Идея бизнес-модели "Убер" быстро стала популярной, "уберизация" захватывает все новые рынки сферы услуг, создает "экономику свободного заработка".

Наиболее активно торговые интернет-площадки по образцу сервиса "Убер" создаются в сфере финансовых и банковских услуг, медицине, образовании и торговле. Через веб-сайты или мобильные приложения на смартфонах можно заказать не только такси и арендовать гостиницу, но и доставку товаров, ремонт и уборку в квартире, няню для ребенка, вызвать врача или преподавателя, получить консультацию юриста...

Российские сервисы по доставке фермерских продуктов вытеснили из торговой цепочки перекупщиков. Сервис YouDo, созданный в 2012 году, позволяет легко и быстро найти мастеров для ремонта, курьеров, уборщиков, грузоперевозчиков, репетиторов. Работает сервис так: заказчик размещает на сайте заказ на услугу и указывает размер ее оплаты. Исполнители присылают ему свои предложения, из которых заказчик выбирает наиболее подходящее. В прошлом году сервис YouDo получил в Москве и Петербурге 650 тысяч заказов, которые выполнили 60 тысяч исполнителей. Средняя стоимость заказа составила более 2 тысяч рублей, из которых от 5 до 15% получил сам сервис в виде комиссии.

Бизнес-модель "Убер" - это не только технологическая платформа, устраняющая ненужных посредников, она создает более простую и удобную систему отношений между исполнителями и потребителями с минимальными временными и финансовыми издержками.

Сразу несколько функций - определение местоположения клиента, выбор исполнителей, мобильный платеж, управление персоналом - упакованы в одном интернет-приложении и выполняются простым нажатием клавиш.

Против "уберизации" выступают в основном представители крупных и средних компаний, привыкшие зарабатывать по старинке и не готовые к происходящим неотвратимым изменениям. Так было 200 лет назад, когда луддиты протестовали против внедрения ткацких машин, и сто лет назад, когда извозчики пытались остановить приход автомобилей в их бизнес.

Сейчас интернет-агрегаторов товаров и услуг обвиняют в недобросовестной конкуренции, которая ведет к экономическому хаосу, банкротствам и безработице.

Сторонники новых технологий считают, что наоборот, создаются рабочие места, развивается малый и средний бизнес, улучшается качество услуг благодаря конкуренции и внедрению более высоких стандартов.

Подобные сервисы также упрекают в недостаточном регулировании, недоборе налогов и слабом контроле качества предоставляемых услуг.

Например, в Москве сервис такси "Убер" в пользовательском соглашении заявляет, что не является транспортной компанией и, таким образом, не несет ответственность за «косвенные, случайные, непредвиденные, фактические, штрафные или последующие убытки», за «утерянные данные, телесные повреждения или материальный ущерб», а также за «любые убытки, обязательства или ущерб... Ни при каких обстоятельствах полная ответственность компании Uber по отношению к вам в связи с оказываемыми услугами не будет превышать 500 евро по всем убыткам, ущербу и основаниям для иска».

Тем не менее, бизнес-модель "Убер" позволяет контролировать качество работы своих партнеров. Если пассажир остался недоволен поездкой или покупатель получил товар с опозданием, можно отправить негативный отзыв, который снизит рейтинг исполнителя.

Если рейтинг опускается ниже определённого значения, исполнитель автоматически отключаются от системы распределения заказов. Это дает возможность поддерживать качество сервиса на хорошем уровне.

"Уберизация" сделала поездки на такси более доступными. Результаты социологического опроса ВЦИОМ осенью прошлого года показали, что россияне стали ездить на такси вдвое больше, причем рынок нелегальных перевозок только в Москве сократился за три года почти в три раза.

Бизнес-модель "Убер" эффективна в тех сферах, где есть большое количество потребителей, нуждающихся в услугах, которые могут быть легко стандартизированы как для исполнителей, так и для клиентов.

Сама компания "Убер" займется не только перевозками пассажиров, но всего того, что будет востребовано клиентами. Этой осенью она вместе с компанией "Вольво" начинает испытания самоуправляемых автомобилей (без водителей). Кроме того, "Убер" купила компанию «Отто», которая занимается разработкой технологии автономного вождения для грузовых автомобилей.

Все это должно повлиять на всю транспортную систему, изменить дорожную ситуацию и поведение людей на рынке городских услуг.

В будущем "уберизация" распространится на пока еще неохваченные ею сферы деятельности. По оценкам консалтинговой компании "Прайсуотерхаускуперс" (PwC), пять основных секторов "экономики Убер" (путешествия, каршеринг, финансовые услуги, наем работников, потоковое воспроизведение музыки и видео) имеют потенциал роста с прошлогодних 15 до 335 млрд долларов в 2025 году.

К тому же "уберизация" выгодна людям и в чисто финансовом аспекте. Американский "JP Morgan Chase Institute" подсчитал, что "экономика совместного потребления" способна увеличить доходы граждан, работающих с онлайн-платформами, в среднем на 15%.

Экономика будущего станет более открытой, добровольной и саморегулируемой, избавленной от ненужных посредников и менее зависимой от чиновников и бюрократов. Эта экономика уравнивает возможности крупных и мелких компаний, индивидуальных предпринимателей. Усилится конкуренция, которая заставит постоянно придумывать разные усовершенствования и инновации, чтобы держаться на плаву.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..