Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Наливные, золотые – и свои!

Наливные, золотые – и свои!

В последние годы на Юге России возрождается садоводство
Сергей Иващенко
06.09.2019
Наливные, золотые – и свои!

Сразу после того, как верующие отпраздновали Яблочный Спас, в городе Георгиевске прошел праздник – «Ставропольское яблоко». Фактически – это праздник всех садоводов края. Неслучайно именно Георгиевск выбран местом его проведения. Этот небольшой городок можно назвать яблочной столицей Ставрополья.

Находящийся по соседству с Кавказскими минеральными водами Георгиевский район по климату прекрасно подходит для садоводства. И оно здесь было всегда. Сохранились сады и в 90-е годы, хотя отрасль сильно пострадала. Если в других районах края сады просто забросили, то здесь за ними продолжали ухаживать, обновлять, да и снимать урожай. Но с рынков и тем более с прилавков магазинов георгиевские яблоки практически исчезли. Их заменил поначалу импорт глянцевый и безвкусный. Потом ставропольские рынки заполонили фрукты из Кабардино-Балкарии и Краснодарского края. И вот только последние лет пять яблоки из Георгиевского и других районов Ставрополья стали составлять достойную конкуренцию завезенным фруктам. Можно сказать, что эти 5-7 лет стали годами возрождения садоводства на Ставрополье.

Но вернемся к празднику.

В сквере Головина, что в центре города, разместили свои палатки более двадцати плодоводческих, виноградо-винодельческих и перерабатывающих предприятий края. Они представили не только продукцию, которую можно было продегустировать, купить по низким ценам, но и рассказывали всем желающим о новых технологиях в садоводстве.

Как отметил в приветственном слове министр сельского хозяйства Ставрополья Владимир Ситников, в крае садоводством занимаются 53 сельхозорганизации, в том числе шесть фермерских хозяйств в 19 районах и городских округах Ставрополья. Самые крупные были представлены на празднике. Среди них ООО «Нива С». Это предприятие – лидер ставропольского садоводства. Под плодовыми культурами здесь занято 234 гектара, в основном это сады интенсивного типа с капельным орошением, противоградовой сеткой. Предприятие располагает хранилищем на 6,5 тысячи тонн.

А ООО «КрайСервис» из Изобильненского городского округа – относительно молодое предприятие. Заложенные 100 гектаров садов интенсивного типа в 2018 году уже начали давать первый урожай. За закладку садов и работы по уходу «КрайСервис» получил компенсацию в размере 43,5 миллиона рублей, что составило 60 процентов от всех затрат. Много посетителей было и у палатки Центра плодового питомниководства «Сады Ставрополья». На одном из стендов подробно была изложена краевая программа по созданию садов суперинтенсивного типа. Эта программа уникальна для России. Она предусматривает грантовую поддержку ЛПХ, которые берутся за закладку подобных садов.

На празднике я встретил знакомого садовода и виноградаря Геннадия Горлатова из станицы Расшеватской. Геннадий – выдающийся потомственный садовод. На своем подворье он выращивает до 300 сортов винограда, интереснейшие сорта яблок, груш, ягод. У него даже растут гранат и инжир, что в условиях Ставрополья обычно не плодоносят.

На праздник Геннадий привез несколько ящиков с великолепным виноградом, который давал попробовать всем желающим и продавал по сто рублей за кило. Народ в массе своей не скупился, несмотря на то, что рядом продавался виноград и по 65 рублей. Но у Горлатова действительно эксклюзив! Геннадий готов, кстати, и саженцы своего уникального винограда поставить каждому, кто заинтересуется.    

Что ты думаешь об этой программе? Ты же ведь тоже заложил сад за пределами своей усадьбы. Но, как я понимаю, никаких грантов тебе не давали?

Да, я не получил ни копейки, несмотря на то, что пришлось раскорчевывать заброшенный участок земли. Наш сад на следующий год уже даст первый урожай. Посмотрим, что получится. А вообще идея с привлечением к садоводству современного типа обычных сельских жителей хорошая. Мой знакомый из Ипатовского района тоже вступил в такую программу. Меня смущает только то, что выращивать предлагается те же самые сорта яблок, что и в крупных хозяйствах. Смогут ли ЛПХ конкурировать с ними? Мой многолетний опты говорит о том, что маленькому производителю нужно делать упор на необычные сорта, предлагать то, чего на рынке нет. Может, я ошибаюсь. Поживем увидим.

Расскажем об этой программе подробнее. Уже два года ее активно продвигает правительство Ставропольского края. Суть ее в том, что в тех районах края, где она действует, каждый сельский житель, у которого приусадебный участок составляет от 0,1 до 0,5 гектара, может стать соискателем гранта. Для этого нужно подать заявление, пройти собеседование, и если твой агрономический потенциал покажется членам комиссии достаточным, то можно получить 400 тысяч рублей на закупку саженцев, обустройство капельного орошения, шпалер для поддержки саженцев и т.п. Если сад начнет плодоносить, а сады суперинтенсивного типа готовы к этому уже через год, то грант возвращать не надо.

Двести личных подсобных хозяйств в крае уже получили гранты. На следующий год ждут результатов. Пока программа действует только в пяти районах края.

Именно поэтому Геннадий Горлатов пока не смог воспользоваться поддержкой государства. Но программа рассчитана на пять лет и, по словам губернатора Владимира Владимирова, она будет распространяться и на другие районы, в конечном итоге предполагается создать тысячу таких садов.

Возникает вопрос, куда девать будущий урожай? Конечно, огромный российский рынок мог бы поглотить урожай всех ставропольских садов, так как по статистике отечественных фруктов на рынке пока всего лишь 36 процентов. Но как сохранить их, как доставить потребителю – это огромная проблема.

Власти заявляют, что будет создана сеть кооперативов, которые будут закупать урожай у частников. Но пока таких структур нет, и вступившие в программу садоводы сомневаются, пойдет ли все так гладко, как обещают чиновники.

Скептики также обращают внимание на то, что вся программа завязана на одну структуру Центр плодового питомниководства «Сады Ставрополья». Это типичный большой бизнес, который пролоббировал свои интересы в крае, что обеспечивает ему сбыт огромного количества саженцев. Да, посадочный материал качественный, хотя, к сожалению, в основном импортного производства, и с этой компанией и сотрудничает Федеральный научный центр имени Мичурина. Возможно, появятся отечественные сорта яблок и других фруктов, если «Сады Ставрополья» это надолго, а не очередной проект, чтобы снять пенку с государственной поддержки. Ну, а если проект заглохнет, то это будет сильнейшим ударом по репутации ставропольской элиты. Тем более, что повод для оптимизма есть.

Что бы ни говорили критики нынешней российской власти, а господдержка сельского хозяйства в последние годы заметно выросла, и главное, дает результат. Мне, как жителю аграрного Ставропольского края, это очевидно.

В последние годы как грибы растут тепличные комплексы, закладываются новые сады, виноградники. Ничего подобного еще лет пять назад не было. На поддержку сельского хозяйства России в этом году выделено более 300 миллиардов рублей!

Значительная часть средств направляется на развитие животноводства, садоводства и виноградарства. В частности, государство компенсирует садоводам затраты на такие виды работ как раскорчевка старых садов и закладка новых (причем на несколько лет, до начала плодоношения), выращивание посадочного материала, обустройство систем орошения. К тому же субсидируются процентные ставки по кредитам, взятым на закладу садов.

О том, что эта помощь весьма существенна, говорит тот факт, что в садоводство ринулись крупные компании, сделавшие капиталы в сферах не связанных с сельским хозяйством. Эти люди чуют, где можно хорошо заработать, и в бесперспективные проекты денег вкладывать не станут. Кстати, половина из тех садоводческих хозяйств, которые представляли свою продукцию на празднике «Ставропольское яблоко», как раз являются структурами тех самых инвесторов с большими деньгами, как правило, из столицы. Ну и Бог им в помощь, если от их бизнеса будет польза всему обществу!

Думаю, что в ближайшее время отечественные фрукты значительно потеснят импорт на полках наших магазинов, не говоря уже о рынках, где обмазанных парафином яблок уже почти не осталось.

Да и хранить свой урожай мы тоже научились. Количество современных хранилищ на Юге России с каждым годом растет. Они появляются не только в крупных структурах, но и в фермерских хозяйствах. Это залог того, что урожай не будет закопан в землю или скормлен свиньям, а дойдет до потребителя. А населению отечественные фрукты ох как нужны! По медицинским нормам в год на одного человека должно приходиться 100 килограммов свежих фруктов, один статистический россиянин съедает только 34. Значит, у отечественного садоводства отличные перспективы.


Фото автора.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..