Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Кому не дают покоя лавры Чубайса?

Кому не дают покоя лавры Чубайса?

Росимущество добивается права напрямую решать кадровые вопросы в приватизируемых предприятиях
Алексей Подымов
18.08.2016
Кому не дают покоя лавры Чубайса?

Минэконоразвития, в составе которого вот уже не первый год функционирует имущественное ведомство, предлагает наделить его полномочиями снимать и назначать руководителей унитарных предприятий, которые идут на приватизацию. При этом профильные ведомства такого права могут быть лишены, поскольку, по мнению главы МЭР Алексея Улюкаева, порой не только затягивают процессы акционирования и продажи унитарных предприятий, но и «допускают бесконтрольное отчуждение их имущества». То есть фактически способствуют их разворовыванию.

В чём причина такой неожиданной инициативы имущественных ведомств, у которых, казалось, ни до чего иного, кроме Большой приватизации, руки не доходили? Но Большая приватизация опять забуксовала. Продажа «Башнефти» отложена, как продавать «Роснефть» пока никто не понимает, что будет с РЖД и Аэрофлотом – вообще тайна за семью печатями. Но это большая приватизация, параллельно с которой продолжаются попытки провернуть и «малую» - вывести из-под крыла государства сотни достаточно больших и не очень ФГУПов и ФБГУ (бывших казённых) заводов, проектных контор, НИИ или фабрик.

Однако руководители большинства из них, как правило, либо последние «красные директора», либо их прямые преемники, то есть – обычно неплохие профессионалы в своей сфере, сопротивляются как могут.

Руководство Росимущества, не так давно обновлённое, считает это чуть ли не саботажем, оперируя весьма впечатляющими цифрами. Так, если ещё в 2013 году планировалось акционировать 527 ФГУПов, то в прошлом – уже только 333. Сохранить за государством сначала собирались только 79 предприятий, теперь таких стало уже 247. Причём почти 200 предприятий уже сумели, похоже, навсегда откреститься от того, чтобы их вывели из-под бюджета. Росимущество называет это «иными решениями».

И похоже, новому главе ведомства Дмитрию Пристанскову, который сменил куда более сговорчивую Ольгу Дергунову, такие тенденции совсем не нравятся. По крайней мере, именно с его подачи в отношении ФГУПов снова вытащены на свет такие определения, как «архаичная структура», «непрозрачная форма управления» или и вовсе «плохой корпоративный контроль».

Можно подумать, что и не было много лет назад поставленной перед органами имущества задачи «оперативно и чётко оценить, что и сколько имеет Россия в государственных предприятиях». Впервые об этом, кстати, заговорил нынешний глава государства – на финише 90-х, когда только занял впервые пост премьера. Владимир Путин привёл тогда в пример ещё царского министра Киселёва, который сумел в короткие сроки провести глобальную инвентаризацию государева имущества фактически силами сотрудников самих же казённых заводов и фабрик.

Но, похоже, вовсе не это главное для Росимущества в его стремлении взяться за кадровый вопрос. Глава ведомства так и сказал: необходима оценка обоснованности предложений отраслевых ведомств о сохранении того или иного ФГУПа в качестве стратегического. Судьбу которого потом можно решить только указом президента.

Не будем спорить, на многих ФГУПах к грядущему выходу в «открытое рыночное море» подходили весьма формально. По всей видимости понимая, что там просто так не выплыть, и лучше всё же опереться на государственное плечо. За такой подход то же Росимущество успело только в прошлом году потребовать сразу от 34 профильных министерств уволить ни много ни мало 254 директора ФГУПов. В такой ситуации прямо-таки напрашивается патетическое: «На кого оставишь?».

Уволили реально только 21, да и то с немалым скрипом. Нетрудно представить, какую кадровую чехарду параллельно с острым дефицитом способны принести на места новые полномочия МЭР и Росимущества. Сейчас на повестке дня у этого учреждения – вёрстка плана приватизации на 2017-2019 годы. Вот и засуетились.

Весьма характерно, что с инициативой наделить Росимущество столь мощными полномочиями выступило отнюдь не само ведомство, а Минэкономразвития, в ведении которого ныне и пребывают продолжатели дела незабвенного Анатолия Борисовича Чубайса.

Напомним, при нём, а потом и много лет после него, эта контора была не просто самостоятельной с прямым подчинением сначала главе государства, а потом премьеру, она была почти всемогущей, имея право координировать деятельность едва ли не всех федеральных ведомств, вплоть до силовых. Хотя «координировать» вроде бы только в сфере приватизации. Но, поди разберись, где она начинается, и где кончается эта сфера.

Такая «имущественная вольница», впрочем, закончилась, когда кое-кому, но отнюдь не Чубайсу сотоварищи, пришлось по полной программе ответить за скандальное наследие залоговых аукционов. И пусть время отвечать за ваучеры пока ещё не пришло, с казённым имуществом всё-таки надо бы «тщательнее», как говаривал небезызвестный сатирик.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.