Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Цены на бензин будут расти?

Цены на бензин будут расти?

Эксперты расходятся во мнениях
Виктор Малышев
15.04.2019
Цены на бензин будут расти?

Накануне лета, когда спрос на горючее обязательно вырастет, наши регулировщики бензинового рынка решили подстраховаться. Они уже в который раз взяли с нефтяников обязательство поставлять бензин по фиксированным ценам аграриям, военным и социально важным клиентам. Без особых споров оговорили объёмы поставок и предельные цены на топливо, по всей видимости после жёсткого напоминания премьера, что «прибыльный экспорт могут и ограничить», введя запретительные пошлины.

Вроде бы что-то получилось, и вроде бы цены на бензин перестали расти. Точнее, перестали расти слишком быстро. Но ведь всё дело в том, что на данный момент расти им просто некуда. Спрос продолжает падать, до лета, которого так боялись, ещё полтора месяца, а экспорт и так ограничен обязательствами по соглашению с ОПЕК, теперь уже с двумя плюсами. Можно подумать, что к договорённостям с нефтяным клубом подключили кого-нибудь с другой планеты. США, как были слегка в сторонке, так и остались, а больше на второй «плюс» никто и не претендует.

Но это уже проблемы внешнего рынка, хотя влияние его на наш внутренний никуда не делось, только сейчас оно, вопреки многолетней традиции, скорее позитивное. Уже и премьер Дмитрий Медведев, и его сырьевой заместитель Дмитрий Козак «примирились» с тем фактом, что внутренний рынок нефтепродуктов затоварен.

Но отпускать цены на АЗС очень не хочется, и тому же Козаку приходится опровергать тезисы про влияние рынка и доказывать недоказуемое – что цены будут расти, даже если бензоколонки совсем перестанут брать топливо со всех НПЗ сразу.

Вице-премьер Козак обрисовал положение дел на топливном рынке так: «Сейчас сложилась ситуация, когда внутренний рынок стал более премиальным, чем внешний. Экономическая ситуация привела к тому, что мы затоварили внутренний рынок нефтепродуктов. … Мы стремились сдержать галопирующий рост цен. Задача снижения цен труднодостижима в условиях рыночной экономики». Намешано тут, надо сказать, у вице-премьера примерно, как на АЗС, где 98-й разбавляют чуть ли не соляркой...

«Затоварили» – это факт, но почему же снижения цен не получается? С прошлого лета, когда все кризисы только начинались, и были напрямую связаны с низкими ценами на нефть, нас пугали скачком цен. Правительство несколько раз прижимало нефтяных королей к стенке и заставляло держать отпускные цены, что не помешало кризису уже у бензоколонок. В глубинке, где монополисты вроде «Роснефти» и Лукойла отнюдь не правят бал, частные несетевые АЗС стали либо закрываться, либо сворачивать торговлю премиальными марками. Впрочем, 98-го во многих регионах и раньше было практически не сыскать.

Таким образом, к лету 2019 года, когда мировые цены на нефть оказались практически на том же, вполне приемлемом для России уровне, как и ровно год назад – сейчас это 70,99 доллара за баррель, мы имеем цены на бензин, выросшие примерно на 15-20 процентов. Да, удалось избежать скачка, который был бы почти нормален прошлой осенью, когда нефтяные котировки упали до 50 с небольшим доллара за бочку. Но этот скачок наверняка бы сменился серьёзным откатом цен, если бы их так упорно не регулировали.

В итоге же, мы получили просто ползучий рост стоимости бензина всех марок, который, по всей видимости, уже не развернуть. То есть, с «рыночными механизмами» дело обстоит не просто плохо, а очень плохо.

Эксперты напоминают, что рыночные механизмы предполагают при перепроизводстве продукции (или при избыточной поставке на прилавки) не рост, а именно снижение цен.

А вот неаккуратное регулирование, когда до верхней планки цен можно разгуляться по полной, практически гарантирует, что тот, кого так «отрегулировали», в любом случае возьмёт своё, а уж на снижение цен не пойдёт ни при каких обстоятельствах. Он ведь таких обязательств не давал. Автомобилисты как обычно, под шумок перепалок правительства с нефтяниками, пытаются запастись дешёвым топливом, но пока не слишком активно.

Правительство уже не раз обновляло соглашение с нефтяниками, причём не только о заморозке цен на бензин, но и об объёмах обязательных поставок. В ответ на последнее нефтяники стали жаловаться на падение прибылей. Но это не удивляет, удивило бы другое – если бы они вдруг пожаловались, что им мешают снизить цены для расширения рынков сбыта. А ведь без пресловутого «регулирования» это было бы вполне возможно. В такое трудно поверить, но ведь валовая прибыль при низких ценах может быть и больше, намного больше – за счёт больших оборотов.

Сейчас же нефтяные компании, которым, при существующих из-за всё той же ОПЕК ограничениях на экспорт, столько нефти просто не нужно, попали в некий цугцванг. С них требуют высоких поступлений в бюджет, а на практике идёт и снижение НДПИ, и падение остальных налогов, в том числе и НДС, на которое в экономических ведомствах кто-то так рассчитывал. Падают отчисления с акцизов и разного рода взносов, есть даже страшная перспектива падения дивидендов от госкомпаний. Не забывайте, что «Роснефть» лидер нефтяного рынка, и тоже госкомпания. Или почти госкомпания. Это уж кому как больше нравится.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин раскритиковал очередное соглашение отраслевиков с исполнительной властью, но не рискнул предложить пойти на отказ от регулирования рынка.

Он ограничивается предложением квоты поставок на внутренний рынок в 17,5 процента и введением плавающего акциза, привязанного только к ценам на нефть. Платить же его Сечин предлагает не на перерабатывающих заводах, а на АЗС, что гарантированно повысит сборы, в том числе с «левого» бензина, но заметно усложнит администрирование, особенно независимых заправок.  

Впрочем, стоит ли так уж печься о нефтяниках, когда многие финансисты либерального толка вообще убеждены, что в России и в наше время слишком дешёвый бензин, и это, мол, развращает экономику, ведёт к чрезмерно высокой энергоёмкости конечной продукции. Для России, с её просторами, с её «Северным завозом», с её анклавами, стабильное транспортное сообщение с метрополией – это вопрос жизни и смерти. Нам жизненно необходимо не просто иметь в наличии дешёвое топливо, и не просто иметь много топлива, а иметь его столько, чтобы хватило на любые непредвиденные случаи.

Не забудем о стратегических соображениях, а заодно вспомним, что Россия, при любых раскладах, географически – самое перспективное направление для глобального транзита Европа-Азия. Будь это хоть «Шёлковый путь», хоть что-то иное. Если же транзит длиной в несколько тысяч километров подкрепить дешёвым топливом, то его преимущества приобретают характер просто бесспорный. Относительно дешёвое топливо – одно из наших последних конкурентных преимуществ, помимо которого остаётся только дешёвая, но весьма квалифицированная рабочая сила.

Но, к глубокому сожалению, не так уж и дёшев в России бензин, как нам пытаются доказать либералы от экономики. Самый дешёвый бензин, и это факт общеизвестный – всё ещё в Венесуэле, хотя там с ним уже масса проблем.

Он стоит в Венесуэле всего-навсего 0,01 доллара за литр, что по сравнению с российскими 0,6-0,7 доллара, согласитесь, действительно, дёшево. Но ведь бензин дешевле, чем у нас, практически во всех крупных нефтедобывающих странах, а также, если брать в сопоставлении с реальными доходами населения, в США, большинстве европейских стран, в Японии и Китае. Реально больше русских за бензин приходится платить жителям только девяти стран из тех 61, которые были обследованы экспертами компании BP. Оказаться в их числе не повезло, например, мексиканцам, канадцам и грекам.


Виктор Малышев - д.э.н., эксперт Независимого нефтегазового клуба

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.