Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Биткойн: уже не бред, ещё не бренд

Биткойн: уже не бред, ещё не бренд

В России создана ассоциация криптовалют и блокчейна - РАКИБ
Алексей Подымов
08.12.2017
Биткойн: уже не бред, ещё не бренд

Ассоциация, начавшая свою деятельность всего несколько недель назад, успела объединить уже более полутора тысяч участников, избрать своего президента – выходца из сферы кабельного ТВ Юрия Припачкина, а возглавил ее советник Президента страны Герман Клименко. Оставаясь директором и владельцем интернет-компании LiveInternet, он теперь стал и председателем наблюдательного совета РАКИБ, за которым, на начальной стадии развития структуры, очевидно, и будет решающее слово.

Когда Россию, по меткому выражению г-на Припачкина, «накрыло хайпом», участники рынка криптовалют тут же решили подстраховаться и объединиться. На началах саморегулирования, потому как специалисты прекрасно понимают, что регулировать виртуальный оборот виртуальных денег как-то «сверху» вообще вряд ли возможно. Китайским финансовым властям стоило только попробовать, как все так называемые «майнеры» – сетевики, активно оперирующие биткойнами и другими криптовалютами, тут же «сбежали» в Корею и Японию, точнее – на интернет-ресурсы в этих странах.

Российская публика, объединившаяся в РАКИБ, весьма продвинутая, и нисколько не удивительно, что члены ассоциации первым делом решили договориться о терминах. Как это принято в большой науке – будут составлять некий единый для всех глоссарий. Где предстоит не только отделить тот же биткойн от конкурентов – других койнов, но и поставить точку в спорах о том, чем ICO – выпуск расписок под расчёты криптовалютой, отличается от обычного биржевого IPO – первичного размещения акций, и что же такое на самом деле блокчейн.

Для тех, кого этот термин всё ещё смущает, блокчейн – это совсем не какой-то особо крутой вид бизнеса, а что-то вроде грандиозной электронной бухгалтерской книги.

А она просто гигантская, каждая следующая запись в ней непременно завязана на цепочку предшествующих, и все они при этом зашифрованы авторами совершённых сделок или операций. При блокчейне практически всё в интернет-бизнесе завязано друг на друга, в связи с чем ни одного биткойна не появляется на свет без какого-то реального обеспечения. Какого-то товара, чаще всего из сферы IT-технологий, или какой-то услуги из той же сферы.

Саму криптовалюту при этом практически никто напрямую не эмитирует, и она всегда отражает некие конкретные товары и услуги. Но как таковой «выпуск» цифровых денег в интернете всё же имеет место. Он происходит несколькими способами, путём первичного размещения «виртуальных монет» под будущие расчёты, через майнинг – операции на биржах, когда криптоденьги дублируют обычные, или когда в интернет-сети создаются новые блоки цепочки блокчейн. Последнее сетевики называют форжинг.

Большая часть новых койнов и биткойнов создаётся за счёт притока всё новых и новых участников рынка критповалют. Отсюда и возникающие у всех ассоциации с финансовыми пирамидами вроде МММ. Но несмотря на все опасения, за рубежом принимать биткойны уже стали и в сфере услуг, и на бензоколонках иных компаний, и даже в нью-йоркском и чикагском такси. Подпитка извне стала основанием поистине фантастического роста курса биткойна, который когда-то стартовал в паритете с долларом, а теперь перешагнул отметку в 10 тысяч «зелёных». И чем больше криптовалюты будут сравнивать с финансовыми пирамидами, тем больше сторонников они будут привлекать. В немедленный же крах криптовалют не очень-то верится.

Пока же блокчейн охватывает всё больше сфер деятельности, даже не связанных напрямую с интернетом.

Любой посыл «сверху» воспринимается крипто-рынком как отчётливый сигнал очередной волны притока средств извне. А это ещё больше разогревает биткойн, а вместе с ним и остальные койны.

Стоит ли объяснять, какие трудности ожидают тех, кто рассчитывает всерьёз обложить крипто-бизнес налогами или акцизами. Ведь в основе криптовалют – полная конфиденциальность, которую обеспечивает уже тот факт, что к миллионам лицевых биткойн-счетов не имеет доступа абсолютно никто, кроме самих их хозяев. Для биткойнов нет ни Центральных банков, ни эмиссионных центров. Биткойны по сути создают сами же люди, причём, извините за повтор – миллионы, даже сотни миллионов людей. Не случайно Герман Клименко охарактеризовал стремление регулировать рынок криптовалют как «оксюморон» – термин тоже под стать содержимому глоссария, который будет разрабатывать РАКИБ.

Интересно, что и появившийся совсем недавно «якобы наличный» биткойн – «bitcoin-cash» это вовсе не монета, которыми уже по всему миру торгуют цыгане, и не расписка и даже не аналог банковской карточки. Это – секретный шифр с использованием криптографических знаков, который позволяет владельцу разблокировать ту или иную сумму на своём биткойн-счёте. Используется этот шифр только раз, после чего средства оказываются уже на лицевом счёте, о котором никто, кроме владельца не имеет никакой информации. Разумеется, кроме номера счёта, на который переводится то, что удалось заработать или же «намайнить» – то есть наиграть на бирже.

Между тем в России кому-то так и не терпится всем этим «порулить».

Депутаты Госдумы уже провели расширенное заседание Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики.

Создатели РАКИБ полны оптимизма и заявляют, что криптовалюты – это шанс для России. Их оптимизм, похоже, подкрепляется вот такими сообщениями: в РУСАЛе собираются «майнить», в России будет свой рейтинг ICO, и наконец, больше полутора миллионов студентов у нас уже занимаются блокчейн-экономикой. Да, Россия охвачена интернетом на зависть многим развитым странам, молодые россияне проводят в сетях времени чуть ли не больше всех в мире, к тому же на нас работает и небесспорный имидж наших «хакеров», и сомнительный авторитет спецслужб.

Ну а ответом на депутатскую активность стало решение РАКИБ уже в декабре представить на рассмотрение Госдумы проект законодательного регулирования краудинвестинга. Это ещё один из терминов всё того же «глоссария», за которым вообще-то нет ничего иного, кроме «вложения денег толпой». Ну а дальше в планах – регулирование ICO в России. Соответствующий проект Ассоциация РАКИБ планирует подготовить уже к июню следующего года.


P.S. Из будущего глоссария РАКИБ:

Блокчейн – разветвлённая сеть торговых площадок или сетей (блоков), в которой границы операций никак не обозначаются. Торговать криптовалютой (в основном – биткойнами) при блокчейне может каждый с каждым.

ICO – первичное размещение «виртуальных монет» под будущие расчёты. Нередко осуществляется в форме выдачи интернет-расписок, по сути аналогичных традиционным ценным бумагам.

Майнить – жаргонный термин, означающий оперирование на виртуальных площадках. Происходит от термина «майнинг» – осуществление операций на биржах, когда крипто-деньги фактически заменяют или дублируют обычные в биржевом обороте, как с ценными бумагами, так и с привычными всем государственными валютами.

Форжинг – образование в интернет-сети всё новых и новых блоков той самой цепочки блокчейн в уже имеющихся криптовалютах.

Краудинвестинг – вложение средств через сеть интернет малыми суммами от большого числа инвесторов, в просторечии – инвестирование толпой.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.