Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Американский якорь для русского крейсера?

Американский якорь для русского крейсера?

Российские золотовалютные резервы и инвестиции в гособлигации США будут расти
Максим Зарезин
21.03.2016
Американский якорь для русского крейсера?

Каждый раз сообщение о том, что Россия приобрела частичку американского государственного долга, вложив средства в казначейские облигации США (US Treasuries), неизменно будоражит общественное мнение, вызывая шквал эмоциональных откликов и комментариев.

Битый небитого везет?

Похожий эффект вызывает такое заурядное природное явление как наступление зимы, которое для наших коммунальщиков неизменно становится неожиданным казусом, неприятным и даже оскорбительным. Не стала исключением и недавняя информация о перечислении Россией $4,8 млрд долларов на приобретение гособлигаций США в минувшем январе.

Очередной раз на повестку дня ставится вопрос, ныне отягощенный кризисом и новой «холодной войной»: «Целесообразно ли одалживать деньги, которых нам самим не хватает?

Прежде чем ответить на него, заметим, что инвестициями в американские долговые обязательства занимается Центробанк, а не Минфин, и, значит, эти средства взяты не из бюджета, не позаимствованы из карманов налогоплательщиков.

Они эмитированы ЦБ, то есть в буквальном смысле сделаны из воздуха. В этом свете рассуждения о том, что миллиарды долларов стоило бы направить, скажем, на цели социального обеспечения, иначе как демагогией не назовешь. Эмитированные Центробанком рубли в любом случае попадают в экономику не напрямую, а посредством предоставления банкам кредитов, выпуска собственных обязательств или приобретения чужих.

В нашем случае гособлигации США куплены с целью наращивания золотовалютных резервов страны (ЗВР). Как рядовые граждане, так и государства стремятся пристроить свои сбережения в наименее рисковые активы. Увы, но заокеанские бумаги на сегодняшний день вне конкуренции в плане надежности и ликвидности; они хоть и не отличаются высокой доходностью, но их держатели уверены: облигации либо погасит в срок эмитент, либо их без труда можно будет реализовать на вторичном рынке и оперативно получить валюту - покупатель всегда найдется. Кстати, январский транш US Treasuries по мнению экспертов, как раз был выкуплен не у ФРС США, а приобретен ЦБ на «вторичке» - у держателей этих бумаг.

Шаг вперед, два шага назад

Собственно этим можно и ограничить ответ на поставленный вначале вопрос. Но финансовые операции не протекают в стерильной герметичной среде, подчиняясь исключительно бухгалтерской логике, на них влияют многочисленные обстоятельства экономического и неэкономического свойства, потому у каждой страны своя история взаимоотношений с US Treasuries. Активные вложения России в американские долговые обязательства начались в 2008 году. Тогда Россия вошла в группу основных кредиторов дядюшки Сэма, увеличив инвестиции в казначейские бумаги США сразу в 3,5 раза. - с $32,7 миллиарда долларов на конец 2007 года до $116,4 миллиарда в конце 2008-го. Безусловно, данное достижение - своеобразный апофеоз тучных «нулевых», отразившийся в историческом максимуме золотовалютных резервов РФ - 8 августа 2008 года они достигли объема $598,1 млрд. При этом у нас была хорошая компания – в том же году резко нарастил объем вложений в американский госдолг Китай - с $477,6 млрд до $727,4 млрд.

Некоторое время объем вложений в US Treasuries продолжал потихоньку расти, пока летом 2009 года Россия не начала сбрасывать американские бумаги. И это не было случайностью: в июне 2009-го Алексей Улюкаев, в то время первый зампред ЦБ, заявил о планах России сократить долю казначейских облигаций США в ЗВР в пользу других инструментов, включая облигации МВФ. В то время доля US Treasuries в резервах РФ составляла 30%. Однако, курс на избавление от заокеанских бумаг обернулся … их лихорадочной скупкой. В октябре 2010 г. был зафиксирован максимальный объем российского портфеля US Treasuries - $176,3 млрд. Похоже, что когда США оправились от последствий ипотечного дефолта, российские финансовые власти решили пока отложить заявленную диверсификацию ЗВР, ради того, чтобы нарастить резервы, так пригодившиеся во время преодоления кризиса.

После этого операции ЦБ с американскими бумагами стали напоминать катания на американских горках – от резкого падения осенью 2011 года к уровню $88,4 млрд до почти двукратного роста к декабрю 2012 года - до $157,6 млрд. Объяснить эти скачки можно только тем, что время от времени ЦБ раскупоривал кубышку, чтобы затем при случае ее пополнить.

Схожее поведение демонстрируют и другие инвесторы. Время от времени медиа-пространство сотрясают сенсационные сообщения о том, что вложения центробанков в US Treasuries стремительно падают, однако впоследствии уже без особой помпы эти потери частично или полностью восполняются.

Несмотря на колебательные движения, в 2011-2013 гг. среднее значение доли американских бумаг в ЗВР России постепенно снижалось, и к началу 2014 года объем вложений РФ не  превышал $121 млрд. И тут вмешалась политика. На украинский кризис и резкое охлаждение отношений с Западом последовала незамедлительная эмоциональная по сути реакция: сразу же после свержения Януковича ЦБ стал активно избавляться от казначейских облигаций США и к концу 2014-го их портфель сократился почти вдвое. С восьмого места в списке кредиторов США мы переместились на 22-е. Примечательно также, что оставшиеся в ее распоряжении US Treasuries Россия перевела из американского хранилища в азиатские депозитарии.

Тенденция сохранялась почти полтора года. В мае 2015 Россия возобновила закупки, тогда же на уровне $356 млрд. остановился процесс снижения резервов РФ . На этот раз речь шла не о конъюнктурных колебаниях, продиктованных финансовыми или политическими обстоятельствами, а о реализации нового курса. В июне 2015 первый зампред Банка России Дмитрий Тулин заявил, что в течение трех-пяти лет регулятор намерен довести объем ЗВР до $500 миллиардов.

Российские власти адаптировались к смене геополитической парадигмы, осознав, что конфронтация, санкции и кризис – это всерьез и надолго, и в этой ситуации затяжного «идеального шторма» важен надежный якорь в виде резервов, и крепкая цепь, в виде эффективных инструментов для их сохранения и наращивания, для чего лучше всего подходят американские гособлигации.

И не только они. Одновременно с инвестициями в US Treasuries ЦБ продолжает увеличивать и запасы монетарного золота. В минувшем январе Россия приобрела не только американские долговые обязательства на $4,8 млрд, но и 20 тонн драгметалла – рекордный для нашей страны показатель. По оценке агентства Bloomberg Россия — единственная из развивающихся стран, которая сумела не только сохранить, но и нарастить свои золотовалютные резервы, несмотря на самую длительную рецессию последних двух десятилетий. Но за данное достижение приходиться платить отказом от поддержки национальной валюты. Впрочем, здесь Банк России вправе сослаться на собственный печальный опыт, когда в конце 2014 года ЦБ безуспешно пытался укрепить курс рубля, потратив на это из резервов $67 млрд.

С тех пор был сделан однозначный выбор в пользу наращивания ЗВР. Логика здесь проста: лучше инвестировать средства в те же US Treasuries с гарантией дохода, чем спалить их в играх с валютными спекулянтами с сомнительными шансами на успех. Тем паче слабый рубль реально повышает конкурентоспособность отечественного производителя на внутреннем и внешних рынках. Другое дело, что ЦБ сам по себе не предпринимает ничего для стимулирования экономического роста, однако это уже тема для другого разговора.

О непротивлении злу экономикой

По состоянию на 1 марта золотовалютные резервы РФ составляют $380,5 млрд, из которых 25% приходиться на US Treasuries, а 15% на запасы золота. Таким образом, доля американских бумаг в структуре ЗВР России, пусть и не радикально – примерно на 5%, но снижена и будет постепенно замещаться другими активами. В частности, российский портфель гособлигаций Китая будет расти по мере роста товарооборота между странами. Некоторые эксперты полагают, что Центробанку стоит наращивать в резервах позиции евро и гособлигаций ФРГ, однако в этом направлении следует действовать осторожно. В настоящее время в еврозоне обращаются облигации с отрицательной доходностью на сумму €2,6 трлн. Так при покупке семилетних госбумаг Германии каждый год инвестор будет терять €2 с каждой тысячи. Необходимость диверсификации ЗВР очевидна, но, увы, ее потенциал сегодня не так велик, как хотелось бы, потому в обозримой перспективе доля US Treasuries в резервах ЦБ будет оставаться высокой.

Вряд ли данный вывод удовлетворит тех, кто уверен, что грешно вкладывать деньги во «вражескую» экономику. И так как для сторонников конфронтационной модели данное соображение носит принципиальный характер, они вряд ли удовлетворятся тем обстоятельством, что от российских инвестиций американский экономический и оборонный потенциалы не зависят ни в малейшей степени. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны.

Глобализация породила ситуацию, отдаленно напоминающую ядерный паритет, когда гарантия взаимного уничтожения является ключевым фактором, определяющим планы и поступки политиков и военных.

Но если в условиях баланса стратегических вооружений мир живет уже шесть десятилетий, то глобальная экономика стала реальностью несколько лет назад и многие не прониклись ее спецификой. Безусловно, самым ярким символом вынужденной взаимозависимости нужно считать отношения США и Китая – две державы сплелись в столь тесных объятиях, что невозможно разобрать какие мотивы при этом превалируют – свернуть партнеру шею или выразить ему глубочайшие симпатии.

США изо всех сил пытаются сдержать развитие потенциала КНР, но когда рост ВВП Китая замедляется, американскую экономику в числе прочих начинает лихорадить. Поднебесная опасается американской экспансии и старается ей противодействовать, но США – главный рынок сбыта, поэтому Китаю нужна процветающая Америка с растущим потребительским спросом. Не случайно КНР уверенно лидирует в списке кредиторов дядюшки Сэма с портфелем $1.246 трлн и никому свое лидерство уступать не намерена. В свою очередь американцы в не меньшей степени нуждаются в процветающем Китае, который про себя проклинают.

Данный пример – не уникальное стечение обстоятельств. Доминировавший последние годы тренд на снижение нефтяных цен был генерирован искусственно и со вполне определенной целью – сформировать новую экономическую реальность, в которой нефтедобывающие страны, и в первую очередь такие неудобные для США игроки, как Россия, Иран, Венесуэла, будут обречены на жалкую роль бесправных сырьевых доноров. Закоперщики этого процесса были уверены, что негативные побочные эффекты их никоим образом не коснутся - «Все умрут, а я останусь».

Но вот сюрприз - оказалось, что экономика США столь же зависима от нефтяных цен, как и российская, различается только порог чувствительности. И дело не в рентабельности американских компаний, добывающих сланцевую нефть, их кредиторах и страховщиках. С 1975 года, когда страны ОПЕК согласились оценивать поставки нефти в долларах, сложилась нефтедолларовая система, которая стимулировала искусственный спрос на американскую валюту, однако с падением мирового потребления нефти и цены черного золота под удар попал и американский доллар. Из декабрьского падения деловой и потребительской активности в США, январского биржевого обвала был сделан правильный вывод – давление на нефтяные цены ослабло, и американский фондовый рынок стал подавать признаки оздоровления. И нам хорошо, и американцам приятно.

Уже хрестоматийным становится пример антироссийских санкций, которые приносят не меньше вреда их инициаторам. И, хотя в теме импортозамещения и структурных реформ слишком часто желаемое выдается за действительное, несомненно, что за два последних года положительных сдвигов здесь больше, чем за предыдущие два десятилетия. В условиях глобального рынка морализаторская пословица «Не рой другому яму – сам в нее попадешь» обрела конкретное макроэкономическое значение, и сегодня вкладывать во «врага» куда выгоднее и безопаснее, чем пытаться ему напакостить. Кто раньше это осознает – тот останется в выигрыше.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.