Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Как вернуться на Родину

Как вернуться на Родину

Годится ли для России казахстанский опыт репатриации соотечественников?
Александр Шустов
25.02.2014
Как вернуться на Родину

Фактический провал госпрограммы по переселению соотечественников, число участников которой оказалось в разы меньше планируемого, заставляет взглянуть на опыт других государств. Тем более, что задача по переселению соотечественников остается. В. Путин на декабрьской пресс-конференции по этому поводу заявил, что «…если уж кого и вернуть в Россию, то это русских. А также людей, которые хотели бы жить в России, быть частью русской культуры…». В СНГ самым успешным опытом репатриации сегодня обладает Казахстан, сумевший переселить на родину сотни тысяч зарубежных казахов.

Россия: дефицит соотечественников

По данным Федеральной миграционной службы за все время действия программы, которая начала работать в 2007 г., от ее потенциальных участников было принято 141,3 тыс. анкет на 311,6 тыс. человек. Из них в Россию на 1 октября 2013 г. переселилось 146,7 тыс. чел. Однако в 2013 г. количество переселенцев составило всего 21,3 тыс. - немногим более половины от уровня предыдущего года. Напомним, что 2012 г. в Россию по программе переселения прибыло 62,9 тыс. чел. — половина всех соотечественников, приехавших на родину за время действия программы. Особенно провальными выглядят итоги третьего квартала 2013 г., когда количество переселенцев составило всего 6,1 тыс. чел.

Не исключено, что снижение числа соотечественников вызвано переходом от старой к новой версии программы переселения, принятой в 2012 г. По некоторым сведениям, многие регионы в ожидании начала действия новой программы практически прекратили прием переселенцев. Однако, планы по переселению не выполнялись и ранее. Так, в 2006 г. директор ФМС К. Ромодановский заявил, что в ближайшие три года Россия готова принять 300 тысяч соотечественников.

В 2007–2012 гг. планировалось переселить в РФ 700 тыс. чел., на деле же приехали всего 125 тыс. – в пять с лишним раз меньше, чем планировалось.

Показателем невысокой эффективности программы является и то, что большинство соотечественников до сих пор переселяются в Россию самостоятельно, без помощи государства. Так, из Казахстана, откуда в третьем квартале 2013 г. прибыла треть всех переселенцев, за январь-сентябрь по программе в РФ прибыло около 7,3 тыс. чел. При этом за январь-октябрь в Россию из Казахстана по данным Росстата приехали 43,1 тыс., а чистый миграционный приток (с учётом уехавших обратно в Казахстан) составил 33,3 тыс. чел. То есть, благодаря программе в РФ прибыло всего около 1/5 соотечественников, остальные же предпочли переселяться самостоятельно. Такая же ситуация складывается и с другими странами СНГ. С Украины в Россию за 10 месяцев переехали 45,1 тыс. чел. (чистый приток — 30,4 тыс.), а в рамках госпрограммы — менее 1 тыс. чел., из Узбекистана, соответственно, 96,8 (54,8) тыс. и около 4,5 тыс.

Как это делалось в Казахстане

Разработать политику репатриации зарубежных казахов Казахстана вынудили условия, в которых он оказался после распада СССР - огромная территория, самая низкая в СНГ плотность населения (около 6 чел. на кв. км) и невысокая численность самих казахов, которых накануне распада СССР в республике было меньше, чем восточных славян. К тому же Казахстан располагал многочисленной зарубежной диаспорой. По разным оценкам за пределами республики в 1990-е гг. проживали 4-5 млн. казахов. Самыми крупными были казахские диаспоры в Китае (около 1,3 млн.), Узбекистане (870 тыс.), России (660 тыс.) и Монголии (157 тыс.). Помимо этого этнические казахи проживали в Туркмении, Киргизии, Таджикистане, Афганистане, Турции, Иране, Пакистане и других странах Востока.

В 1992 г. был принят закон «Об иммиграции», предоставивший казахам, переселявшимся в республику в связи с «преследованиями, притеснениями, ограничениями прав и свобод, обоснованными опасениями подвергнуться им», а также «желанию вернуться на историческую родину», статус беженцев, а тем, кто покинул территорию Казахстана в ходе массовых репрессий, преследований, военнопленным и их потомкам – беженцев-репатриантов. В декабре 1997 г. был принят новый закон «О миграции населения», в соответствии с которым репатриантом (оралманом) считалось «лицо коренной национальности, изгнанное за пределы исторической родины… в силу массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий, добровольно переселяющееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания, а также его потомки».

Оралманы имели право на широкий набор льгот, включая бесплатное перемещение через границу, проезд к месту жительства, провоз имущества, содействие в трудоустройстве, повышении квалификации и изучении государственного языка, получение образования, медицинской помощи, пенсий и пособий, выделение земельных участков, средств для приобретения жилья и долгосрочных ссуд. На практике, однако, получить можно было далеко не все из них, что было связано как с отсутствием у переселенцев необходимого образования и квалификации, незнанием русского языка, так и коррупцией на местах.

Численность репатриантов регулировалась с помощью ежегодных квот, утверждаемых президентом Казахстана по представлению правительства. На протяжении 1990-х гг. их размер имел тенденцию к сокращению. Если в 1993 г. квотой предусматривалось переселение 10 тыс. семей оралманов, то в 1999-2000 гг. – только 500 семей. При этом сами квоты в условиях недостаточного финансирования часто выполнялись на 1/2 – 2/3. Большинство казахов переселялось на территорию республики вне квот, что было особенно характерно для мигрантов из России и других стран СНГ. В 2000-е гг. размер квот резко увеличился, сначала – до 600 семей (2001 г.), затем – до 2655 (2002 г.), 5000 (2003 г.), 10 000 (2004 г.) и 15 000 (2005-2008 гг.). В 2009 г. распоряжением президента ежегодная квота на репатриацию была увеличена до 20 000 человек, а в декабре 2011 г. размер ежегодной квоты на 2011-2014 гг. установлен в размере 10 000 семей.

Всего с 1991 по октябрь 2011 г. в Казахстан вернулись 221,3 тысячи казахских семей общей численностью около 860 тысяч человек.

Напомним, что России при гораздо более высокой численности зарубежной русской и больших финансовых возможностях русскоязычной диаспоры за пять лет действия программы репатриации удалось переселить всего 125 тыс. чел. Большинство оралманов прибыли в Казахстан из Узбекистана (60,5%), Китая (12%), Монголии (10,4%), Туркмении (8%) и России (5,3%). В программе переселения участвовали также казахи из Таджикистана, Ирана, Турции, Афганистана и Пакистана. 3/4 оралманов являлись выходцами из стран СНГ, хотя самая крупная из зарубежных казахских диаспор проживает в КНР. Более интенсивная эмиграция казахов наблюдалась в странах со сложной экологической (Каракалпакия), экономической (Монголия) или военно-политической (Таджикистан начала 1990-х гг.) ситуацией, тогда как из Китая и России их отток был не столь интенсивным.

В апреле 2012 г. репатриация оралманов была полностью приостановлена до особого распоряжения правительства. В комментарии миграционной полиции МВД Казахстана отмечалось, что квота на 2011 г. была использована не полностью (всего на 36,5% - 7304 семьи численностью 28 974 чел.). В реальности оралманы, испытывая трудности с жильем, поиском работы, социальной и языковой адаптацией, стали нестабильной социальной средой, превратившись в головную боль для властей.

Именно с оралманами связаны самые крупные в современной истории Казахстана массовые беспорядки, которые произошли два года назад в Жанаозене. Проблемы там назревали давно. В октябре 2011 г. зять президента Н.А. Назарбаева Тимур Кулибаев, возглавлявший тогда крупнейший государственный холдинг «Самрук-Казына», на встрече, посвященной забастовке нефтяников в Мангистау, заявил, что «сейчас в Жанаозен оралманы из Туркменистана и Узбекистана переезжают целыми селениями. В своих странах они были, будем говорить, на вторых ролях». При этом «у бастующих есть свои неформальные лидеры, которые вместе приехали из Каракалпакии». Так что меры по ограничению миграции в Жанаозен, социальная инфраструктура которого не справляется с наплывом переселенцев, давно назрели. В декабре 2011 г. в Жанаозене произошли крупнейшие с 1986 г. массовые беспорядки, которые переросли в столкновения бастующих нефтяников с полицией и привели к гибели 15 человек.

Нередко проблемы с поддержанием правопорядка возникали и в других местах проживания оралманов. Поэтому решение властей о приостановке репатриации выглядит вполне логичным.

Тем более, что демографический кризис 1990-х гг. в Казахстане преодолен, и население может расти за счет его естественного прироста.

Общие итоги репатриации зарубежных казахов выглядят впечатляющими. К 2011 г. количество оралманов составило 5,2% населения, зафиксированного в Казахстане переписью 1989 г., и 13,2% численности самого титульного этноса. Поскольку темпы естественного прироста казахов остаются одними из самых низких среди титульных народов Центральной Азии, демографические результаты репатриации следует признать значительными.

Для того, чтобы переселить на родину такой же процент русских, приживавших в РСФСР накануне распада СССР, России пришлось бы обеспечить иммиграцию 15 млн. чел. – едва ли не всей зарубежной русской диаспоры.

Однако, "качественный" состав оралманов оставлял желать лучшего. Если покидавшее Казахстан «европейское» население отличалось высоким уровнем образования и профессиональной квалификации, то многие иммигранты из-за пределов СНГ вообще не умели читать и писать. Весомую часть эмигрантов составляли промышленные рабочие и специалисты, а репатрианты нередко отказывались работать в индустриальном секторе. Заметных изменений в этническом составе преимущественно русских по населению северных и северо-восточных областей не произошло, так как оралманы плохо адаптировались к условиям жизни в городской русскоязычной среде.

Россия: новая программа

В сентябре 2012 г. была принята новая программа переселения соотечественников, ставшая, в отличие от предыдущей, бессрочной. Соотечественники теперь могут выбирать место жительства, не ориентируясь только на существующие вакансии. Территорией вселения стал весь участвующий в программе регион, а не его отдельные районы, как ранее. Вместо прежних трёх новая программа делит субъекты РФ на две категории — обычные и приоритетные. К территориям приоритетного заселения отнесены только регионы Дальнего Востока. Тем, кто переселяется в эти регионы, значительно увеличены суммы подъёмных — 240 тыс. руб. главе семьи и по 120 тыс. на каждого из его членов. Переселяющиеся в другие субъекты РФ получат всего 20 тыс. на главу семьи и по 10 тыс. на всех остальных. К членам семьи теперь относятся не только жена (муж) и дети, но и родители обоих супругов, их родные сёстры и братья с детьми, бабушки, дедушки и внуки. В соответствии с новыми планами в Россию должны ежегодно переселяться по 300 тыс. человек, а финансирование будет увеличено втрое — с 1 до 3 млрд руб.

Однако, увеличение финансирования еще не означает, что удастся достичь поставленных целей. По значимости проблем, которые имеют первоочередное значение для переселенцев, на первом место стоят жилье и работа. Простым увеличением финансирования их не решить. Какие-то шансы купить свое жилье получат лишь те, кто по новой версии программы поедет на Дальний Восток, да и то, вероятнее всего, приобрести его можно будет лишь в сельской местности или небольших населенных пунктах. Но шансы найти хорошую работы на Дальнем Востоке гораздо ниже, чем в других регионах России. Не случайно большинство переселенцев предпочитают Центральный, Северо-Западный или Сибирский федеральные округа где существует довольно развитый рынок труда, социальная и инженерная инфраструктура, а Дальний Восток по популярности находится на последнем месте. Решить ключевые проблемы можно лишь с помощью комплексного освоения территории, когда параллельно с реализацией крупных технико-экономических проектов стоится жилье и вся необходимая сопутствующая инфраструктура. Тем самым одновременно будут решаться и экономические, и демографические задачи, а государство сможет направить имеющиеся ресурсы на решение целого комплекса проблем.

Возвращаясь к опыту Казахстана, стоит отметить, что Россия может оценить в нем как позитивные, так и негативные моменты.

Количеству переселившихся в Казахстан представителей титульного этноса, особенно на фоне невысокой численности самих казахов, можно только позавидовать. Однако состав репатриантов, как показывает казахстанский опыт, необходимо жестко контролировать.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..