Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Москва – Париж: интересы совпадают

Москва – Париж: интересы совпадают

Россия поддерживает Францию в ее борьбе с исламистами-сепаратистами в Африке
Алексей Чичкин
08.02.2013
Москва – Париж: интересы совпадают

Сегодня французские войска одновременно ведут боевые операции против исламистов-сепаратистов в двух государствах Западной Африки - Мали и Нигере, бывших территориях Франции. Даже после обретения независимости они находятся в финансово-экономическом и военно-политическом союзе с Францией. Подобная операция возможна и в Центральноафриканской Республике (ЦАР), тоже, кстати, бывшей французской колонии.

Многие эксперты сходятся в мнении, что Париж, тем самым, вступает в прямое противоборство с США, пытающимися еще со времен Второй мировой войны вытеснить Францию из традиционных зон ее влияния.

Примечательно, что накануне расширения операции в Мали президент Франции Франсуа Олланд демонстративно отказался от участия в Мировом экономическом форуме-2013 в Давосе. Тогда же был отложен визит во Францию военной делегации США. А в ряде французских СМИ всё чаще обращается внимание на негативные последствия участия Франции в ликвидации Ливийской Джамахирии, на обоснованность антиамериканской политики Шарля де Голля и его преемника Жоржа Помпиду, а также на то, что «некие внешние силы» наращивают свои усилия по «удалению» Франции из Африки.

Примечательно также, что неоднократные заявления чиновников Госдепартамента и Пентагона о намерении США оказать помощь военным операциям Франции в Западной Африке пока остаются без ответа. По недавним оценкам британской «Гардиан» и «Голоса Америки», попытки военных переворотов в ряде стран экс-французской Африки в 2011-2012 гг. могли быть подготовлены с участием американской стороны. Тем более, что многие непосредственные организаторы этих попыток обучались американскими военными инструкторами. Исламисты-сепаратисты используют, в основном, американское оружие, поступающее к ним из практически «безвластной» Ливии. Такого рода оценки официально не опровергаются.

Напомним также, что французский бизнес допущен Вашингтоном и Лондоном к разделу нефтегазовых ресурсов Ливии, что называется, по остаточному принципу.

Некоторые американские и британские эксперты полагали, что вступление французских войск в Мали и Нигер вызовет там антифранцузские настроения, а это, в свою очередь, облегчит «многонациональную миротворческую» операцию во главе с США в этом регионе. Однако большинство местных жителей, может быть, даже подавляющее, встречает войска Франции как своих защитников и освободителей. Главная причина здесь видится в том, что еще со времён антифашистского Движения «Сражающаяся Франция», зародившегося в бывшей Французской Африке и возглавляемого де Голлем, с этими территориями была установлена практически союзническая система отношений.

Эта система существует до сих пор. Местным франкоязычным элитам выгодно не только сохранение, но и расширение таких отношений. Все это не может не вызывать определенной зависти и у США, и у Великобритании, и не только у них… Но примечательнее всего, пожалуй, то, что Франция не препятствует развитию связей России, как когда-то и бывшего СССР, с профранцузскими государствами в Африке. Этот аспект африканской политики Парижа проистекает, напомним, еще из деголлевской идеи формирования широкой антиамериканской коалиции в составе Франции, СССР, Китая с их военно-политическими союзниками (и с возможным участием Швеции).

Именно с этими африканскими странами у СССР и Китая в 1960-х - середине 1980-х было заключено свыше 70 соглашений об экономическом сотрудничестве, тем же странам поставлялось советское и китайское оружие. Причем ряд этих стран Москва и Пекин даже квалифицировали в качестве «государств социалистической ориентации». Против чего Париж не возражал. Таких отношений у США с теми же странами Африки не было. Франция с СССР и Китаем также всячески препятствовали экономическому и военно-политическому проникновению США в экс-французскую Африку.

Нечто похожее проявляется и сегодня.

За период 2010-2012 гг. Россия экономически возвратилась, причем не в качестве поставщика сырья, а индустриального и научно-технологического партнера, в профранцузские Бенин и Конго (Браззавиль), Нигер и Мали, Мадагаскар, Чад, Джибути и Габон.

Многие главы этих государств побывали с визитами в РФ. Соответственно, в эти страны резко увеличились поставки разнообразного оборудования из России. А сегодня, к примеру, Джибути и Габон выступают за технологическое участие РФ в создании инициируемого Францией трансафриканского нефтепровода (Красное море-Атлантика).

Трудно предположить, что российское возвращение в Африку не было одобрено Францией. Этот вывод вполне соответствует и активной реакции России на ситуацию в Мали. «Россия помогает Мали в укреплении вооружённых сил и органов правопорядка», - заявил на днях официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. И добавил, что «мы на двухсторонней основе предоставляем этому дружественному государству помощь в укреплении национальных вооружённых сил и органов правопорядка, оказываем и гуманитарную помощь. Намерены делать это и впредь».

Еще в конце января постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин заявлял: «Информация о том, что в разгар конфликта в Ливии Катар, при возможном поощрении со стороны США, поставил туда 20 тысяч тонн оружия, требует разъяснения со стороны США». По мнению дипломата, «поставленное Катаром оружие могло оказать решающее влияние на безопасность в регионе. Это такой объем, которым можно вооружить небольшую террористическую армию, которая дестабилизирует обстановку и в Сахаро-Сахельском регионе (там расположены Мали, Нигер, Чад. – А.Ч.) и на Севере Африки. Что мы, собственно, и наблюдаем сегодня».

Более конкретно по этим вопросам высказался 2 февраля в Рабате (столице Марокко) спецпредставитель президента РФ по Африке, член Совета Федерации Михаил Маргелов: «Ситуация в Мали – это ключ к стабильности в регионе африканского Сахеля. Мы (с марокканским руководством. – А.Ч.) совпали в оценке, что эта ситуация во многом явилась следствием ливийских событий - в частности, бесконтрольного доступа к оружию из арсеналов Каддафи».

Михаил Маргелов особо подчеркнул: «Французские войска сделали, бесспорно, важное и полезное дело, предотвратив захват группировкой «Аль-Каида в странах исламского Магриба» столицы Мали г. Бамако». О российско-малийских отношениях М. Маргелов сказал, что «для России Мали - традиционный партнер не только в сфере политики и безопасности, но и в экономической области. На сегодняшний день ряд крупнейших российских компаний ведут свои проекты на территории Мали, несмотря на непростую военно-политическую обстановку в этой стране». Вряд ли такие российские оценки, особенно в части поддержки действий Франции в этом регионе, остались без внимания в Париже, да и в других политических центрах мира.

Таким образом, очевидно, что долговременные экономико-политические интересы Франции и России в Африке совпадают.

Эти совпадения в дальнейшем могли бы стать точкой отсчета в формировании если и не французско-российской «Антанты» (фр. entente - согласие), то тесных партнерских отношений, например, таких, какими они были между СССР и Францией в период Брежнева, Косыгина и де Голля, Помпиду. 

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.