Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 мая 2022
«Богословы» Майдана

«Богословы» Майдана

Раскольники предлагают «демонтировать» концепцию Русского мира
Олег Мономах
04.03.2015
«Богословы» Майдана

На Украине исподволь готовится ситуация, когда Церковь Московского Патриархата вновь окажется на острие атаки националистов, внимание общества будет переключено с внешнего «агрессора» на «пятую колонну» вообще и Русскую православную церковь в частности. Подготовка идёт на всех уровнях, в том числе на уровне «оранжевого богословия».

Постановка вопроса

Один из вполне себе русофобских сайтов с претензией на интеллектуализм – «Русский журнал» – опубликовал статью «Интерпретируя “русский мир”», которую перепостили некоторые украинские околоцерковные сайты раскольнической ориентации. Статья вышла в рубрике «Мировая повестка». Вывод статьи, ради чего она писалась и ради чего ее растиражировали сайты «оранжевой поп-группы» таков: «концепция «русского мира» должна быть демонтирована».

Автором статьи значится Кирилл Говорун (на фото). Судя по фотографии, иллюстрирующей имя, прежде перед его именем указывался высокий монашеский чин – архимандрит. Почему ныне духовное звание отсутствует – неизвестно. Можно предположить, что автор в данном случае решил выступить как свободный философ, выйдя за рамки православного богословия, а может быть, по какой-либо причине лишился духовного звания. Во всяком случае, о Говоруне известно, что прежде он (дипломированный богослов и доктор философии, по версии одного английского университета), занимавший высокий пост в канонической УПЦ в Киеве и заметные посты в учебной системе РПЦ в Москве, к 2012 году всех этих постов лишился. В октябре 2014-го он уже даже не был включён в новый состав Межсоборного присутствия – совещательный орган, причастный к высшей власти РПЦ.

Не приходится сомневаться, что на Украине Говоруну при создании канонической Поместной церкви и осуществлении раскола с Московской патриархией, в новой «иерархии» уготовлено некое будущее, может быть, равное «Филарету».

В любом случае, появление таких Говорунов как явления закономерно.

К персоне автора мы вынуждены будем ещё вернуться, а пока обратимся к его статье. Собственно, публикуемый материал, как можно заключить из послесловия, является переводной версией доклада, «представленного автором на конференции Немецкой ассоциации восточноевропейских исследований в городе Фрайзинг в ноябре 2014 года». Чтобы уяснить, кому адресован доклад, для каких голов, укажем, что упомянутая ассоциация (Deutsche Gesellschaft für Osteuropakunde) была создана ещё в 1913 году, в преддверии Первой мировой, и теперь, имея филиалы в 23 университетских городах Германии со штаб-квартирой в Берлине, занимается исследованием России «во всех областях», а ныне и Украины. Таким образом, адресат – интеллектуалы Запада, политики, очевидно, финансисты бьющиеся – в частности – и над решением вековечной задачи «расширения на Восток». В математическом сообществе, как и в других профессиональных средах, существуют «неразрешимые задачи», над решением которых бьются порой веками. Существуют таковая и в европейской политике: «Дранг нах Остен». В Европе этот лозунг существует чуть ли ни с ХIII века.

Написанная статья – в помощь именно тем силам Запада, которые являлись заказчиками киевского «майдана» 2013/2014 гг. и последующих военных событий, направленных на разрушение Русской цивилизации.

Демонтажник запутался

Не вдаваясь в подробности, скажем о схеме. Автор утверждает: «Идеологема «русский мир» – ключ к пониманию природы вооруженного конфликта на востоке Украины». Исходя из контекста, в этой установке уже содержится замысел, который должен не мытьём так катаньем вывести читателя к уже озвученному выводу: «концепция «русского мира» должна быть демонтирована». А это подразумевает, разумеется, и практический вывод: «русский мир должен быть разрушен».

Говоря о концепции Русского мира, автор очерчивает «историю вопроса», принимая за исходную точку 1990-е годы, когда несколько политологов «сконструировали концепт «русского мира» как одно из решений проблемы распадающейся постсоветской среды». Следуя заданной цели, автор сообщает, что в начале 2000-х годов эта концепция превратилась в «неоимперский проект», когда «в его дальнейшее развитие включилась Русская православная церковь». «Культурный и религиозный элементы были объединены в то, – полагает Говорун, – что было определено как «русская цивилизация». Ещё шаг, и автор уже утверждает, что «неосоветский «русский мир» представлен в качестве некоего священного сообщества «Святой Руси» и тем самым сакрализован вместе с советским прошлым. Между тем это сообщество – фантом…».

Святая Русь – фантом?..

Мы знаем, Святая Русь – это одно из сакральных имён России.

Говорун, не называя имени, здесь выступает оппонентом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который неоднократно употреблял выражение «Святая Русь», пояснив однажды:

«Святая Русь – это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие… Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ».

Формулировка Патриарха вызывает у Говоруна раздражение, он с ней решительно не согласен, для него Святая Русь – «фантом», то ли призрак из прошлого, то ли «воображаемое сообщество».

Употребляя понятие «воображаемое сообщество», Говорун кивает на концепцию английского профессора Бенедикта Андерсона, изложенную им в книге «Воображаемые сообщества» (1983, на русском – 2001). Концепция Андерсона разработана в рамках «теории нации» и описывает основные факторы, повлиявшие на возникновение и развитие национализма. Нация является воображённой, говорит Андерсон, «поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев по нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живёт образ их общности». Умозаключения Андерсон произвели на Говоруна впечатление, и он решил соотнести эту концепцию с «русским миром», отождествить «русский мир» и «нацию». При этом в отношении «русского мира» Говорун всё-таки употребляет слово «фантом» и тем самым чуть было даже не устанавливает, что и Русская православная церковь как составная часть Русского мира – «фантом». Опомнившись, автор вдруг решает вычленить Русскую православную церковь из Русского мира. Он считает – это возможно. Вышло у него неловко, пришлось выкручиваться, противореча самому себе: «Воображаемое сообщество «русского мира» радикально отличается от другого сообщества – церковного, то есть Церкви как таковой. Разница между ними в том, что последняя отнюдь не воображаема и основывается на критерии ученичества Христова, а «русский мир» – воображаемое сообщество, сконструированное с помощью идей цивилизации и ценностей, восходящих к советскому прошлому…». Почему – «к советскому прошлому»? Неизвестно. Но это же нелепость: Русский мир не рождён в советском прошлом, как и его «концепция в мировой повестке». Более того, Русский мир невозможен без Русской православной церкви, это его душа. Цель автора вполне ясна: «демонтировать» – то есть вытрясти душу из тела. Вот только что у Говоруна мы слышали о включённости РПЦ в концепт «русского мира» (который является «воображаемым сообществом»), и вдруг оказывается, что часть воображаемого воображаемым не является.

Говорун запутался. И не только в философии…

Заветы и дела майданных «богословов»

Патриарх Кирилл в своё время принял участие в судьбе Говоруна. В 2005 году, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, он рукоположил Сергея Говоруна в сан диакона, позже – в сан священника. Говорун много учился и сделал карьеру. В УПЦ он возглавил Отдел внешних церковных связей («церковный МИД») в 34 года. Он проявил чрезвычайную активность в налаживании внутренних связей с раскольническим «Киевским патриархатом». Когда активность приобрела скандальный оттенок, он был отозван из Киева в Патриархию. Некоторые подумали: «На перевоспитание». Но скорее, это была попытка уберечь молодого священнослужителя от политических страстей и искушений Киева, от «драбинковщины». Не удалось. Пропаганда украинского национализма его уловила.

Известна фотография Говоруна на Майдане под плакатом, который не выглядит случайным. Говорун под «йолкой» в компании двух завзятых украинских автокефалистов. Текст плаката - перифраз из песенки «Пуси Райт»: «Богородица, Яника прожени». Тогда же, на огненном стыке 2013/2014 гг. в Киеве были обнародованы «Заповеди мирного сопротивления», подписанные 25 членами «оранжевой поп-группы» УПЦ. Архимандрит Кирилл (Говорун) – в первой тройке поддержавших шабаш Майдана подписантов.

Слово «Заповеди» в названии документа, составленном выпускниками духовных учебных заведений, явно содержит насмешливое желание «дополнить» Заповеди Ветхого и Нового Завета. В их заповедях мы слышим глумливое: «Не бойся», «Улыбайся встречным», «Помогай ближнему, чем можешь» (ближний – обитатель Майдана), «Гаси агрессию. Силовики и “титушки” - тоже твои ближние»… – это технологические приёмы цветной революции. В документе декларируется задача: «сближение с христианской Европой и базовыми европейскими ценностями». Святоотеческого христианства для спасения души этой группе мало, нужно «европейское».

При этом умалчивается, что в Евросоюзе христианство в европейские базовые ценности не включено. Для плебса лозунг: «Украина - це Европа!», с обещанием: «Европа без виз!» А здесь вон какая высота: ценности. И такая же ложь.

Непременно стоит вспомнить трогательные слова обращения: «… Привозимые не по своей воле на “антимайданы” – тоже наши братья и сестры. Просто они не знают, какие мы на самом деле. И что мы им не враги. Мы не против Донбасса, Севастополя, Луганска или Одессы…».

Сладкое мурчанье напоминает слова идеолога «жидобандеровщины»: обещать всё, вешать – потом. Севастополь счастливо избежал разгрома, а Одесса и Донбасс вполне узнали, «какие они на самом деле». Судя по всему, подписанты не ужаснулись, увидев горящих православных в Одессе, «горловскую мадонну», сожженные храмы, вдребезги разбитый Донбасс – практические дела, к которым приложили руку они, «богословы» Майдана.

Выводы

Работа Говоруна, представляющая собой «сочинение на заданную тему», сдобренная, как винегрет – колбасными обрезками (в пользу любезно пригласившей стороны), соображениями немецких историков, философов, теологов, стратегов, вводит читателя в окопы Донбасса, в зону «конфликта».

Автору всё сложнее преодолевать противоречия в своих построениях. Вот он уверяет, что «ещё слишком рано делать всесторонние социологические оценки конфликта». Но тут же заявляет, что «достаточно хорошо известно, что на сепаратистской стороне воюет лишь меньшинство граждан Украины. Большинство из них – это «казаки» и военнослужащие, рекрутированные в России различными способами…». Стоп! Если отсутствует статистика, а все «частные» опросы показывают, что до 90% ополчения Новороссии – как раз местные, то откуда Говоруну «хорошо известно» обратное? Разумеется, из сообщений порошенковского «5-го канала» – флагмана киевской пропаганды. Больше неоткуда. Иначе бы, как говорится, «CNN» показало. Таким образом, Говорун, если и не является прямым пропагандистом хунты, то стал жертвой пропаганды. Далее он уверяет, что «добровольческие батальоны», каратели, состоят «в значительной степени из местных жителей». Откуда такие данные? Ответ: «Эти люди разговаривают на русском языке». Ещё бы сказал: судя по названиям – «Азов», «Айдар», «Донбасс»... Однако говорят по-русски вовсе не потому, что местные. Говорун, который застал советскую школу (ему 41 год) знает, что русский язык был обязательным предметом во всех школах СССР. По-русски говорят и на заседаниях правительства Украины, которое теперь находится под прямым управлением Запада. Им «так удобнее». Так удобнее и в карательных батальонах. Сказав, что в батальонах «местные», автор ничтоже сумняшеся заявляет, что эти «местные» посещают «ту же Церковь», что и ополченцы. Так и видишь перед глазами: нацисты, оставив в притворе свои знамёна, прикрыв татуировки чёрных солнц и свастик, стоят в очереди к Причастию… Представить – сложно. Хотя для любого из них это не исключено в будущем, после покаяния. Карательные батальоны сформированы из люмпенизированной молодёжи, маргинальных группировок, далёких от церкви, взращенных на атеизме, подхваченные на содержание ЦРУ, а позже Коломойским, строителем Новой Хазарии.

Они относятся уже не к Русскому миру, не к Русской цивилизации, а к инструментам строителей «нового мирового порядка» – глобалистского проекта, автором которого святые отцы называют сатану.

Говорун делает вид, что ему это неизвестно. И вот он подходит к главному, ради чего и составлялся доклад и статья писалась: «конфликт на востоке Украины – это не конфликт «русского мира» с западной цивилизацией, но конфликт внутри «русского мира»… Однако это то же самое что заявить: «конфликт армии Власова с Красной армией – это не конфликт Запада с Россией». Власов стал инструментом, как и эти каратели. Процессы сложные, но это «конфликты» именно Запада с Русской цивилизацией. На теле любого живого организма случаются болезненные образования, например, у некоторых людей случается геморрой, но это не повод для «демонтажа» человека на органы.

Во всём у Говоруна натяжки и передёргивания. Автор полагает, что «русский мир» на востоке вдохновляет людей убивать друг друга. «Одна сторона делает это во имя «русского мира», а другая – потому, что отказывается идентифицировать себя с «русским миром». Ну и вывод: «Чтобы остановить боевые действия в восточной части Украины, концепция «русского мира» должна быть демонтирована». То есть Русская цивилизация должна быть убита и тем самым осуществится идефикс Запада. Но как это практически сделать? Какова логистическая цепочка? Об этом философ умалчивает. Очевидно, подразумевается (исходя из реалий), что должно быть «демонтировано» всё то, что носит имя русского, в том числе язык, история, церковь, сама цивилизация…

Придуманное философами иногда берётся на вооружение политиками; политтехнологи создают проекты, под которые заинтересованные корпоративные группы выделяют средства, порой огромные. Нам известно, что для борьбы с Церковью и Святой Русью сатанинские силы за ценой не постоят. Они прежде уже не раз обламывали на этом зубы. Им вновь кажется: ещё чуть-чуть, и «колосс на глиняных ногах» рухнет.

Выстояли предки. Выстоим, даст Бог, и мы. Но и плошать нельзя.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

wps
19.03.2015 9:25
У Братьев Стругацких есть интересный образ :
КЛОП-ГОВОРУН.

До недавнего времени считалось, что по этим именем они вывели своего зятя - Гайдарчика - Егор Тимурыч, пАнимашь... -
теперь появился ещё один...
КДА
13.03.2015 14:56
Всё хитрее сатана действует, пронырливей. То Филаретом охмурял,то Драбинкой,теперь новый уровень - говорун применён
Полина
05.03.2015 17:08
На эту же тему:
http://www.youtube.com/watch?v=8OUGBnhMZNk
О.Т.
05.03.2015 11:08
Жаль Говоруна Сережу, хорошие надежды подавал. Переучился. Англия хорошему  не научит. Ему бы сейчас к простоте вернуться, куда-нибудь в монастырь на Север, с скиты. Киев погубит
Владимир Иванович
05.03.2015 6:28
И снова оборонительная тактика! Никогда. Никогда мы не одержим победы над этим злом, если не поймём логической цепочки: этногенетическое - социально-экономическое - духовное.
1. Русский этнос начинает своё существование в середине 9- века от смешения племён славянских, финно-угорских, балто-славянских, алтайских, германского варяги-русь и алтайских. Чтобы в 882 г. в городке Киеве принять общий для всех этноним РУСЬ.
Первый период русского этногенеза и истории до прихода монголов: занятие территории обитания от Карпат до Волги, от моря Белого до Чёрного; создание первичного Древнерусского государства; формирование русского этнического самосознания; православное окормление или обретение высшей стратегической цели в развитии.

2. Для второго периода 1237-1612 гг. характерны: разделение русского этноса в силу исторических обстоятельств на три части, получивших в истории название великорусская, малорусская, белорусская; сложение и развитие основных субэтносов русского этноса - великороссов, малороссов, белороссов, а также казаков, поморов и пр.; создание общего государства Россия; становление обще русского этнического сознания; включение западных русских областей в общее государство, а русских в общий этногенез; расширение территории обитания русского этноса за счёт восточных и южных регионов - Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Дикое поле.

3. Третий период русского этногенеза и истории 1612 - 1987 гг. Были заняты территории до Тихого океана, на юге до Закавказья, Копетдага и Памира, Монголии и Амура. Народы этого огромного пространства включаются в общий этногенез и историю, то есть сложилось общее этногенетическое поле или сеть кровнородственных связей русско-евразийского суперэтноса. Где русский этнос превращается в ведущий и титульный. Численность русских к началу 20 в. в Российской Империи составляет три четверти от общего населения. Православие - государственная религия. За длительный период развития этногенеза и истории Русь - Россия - Российская империя дали миру многих святых, составивших нашу Святую Русь - особое представительство на небесах.

"Как часто в дореволюционной России приходилось слышать слова «Святая Русь». Их произносили тогда, когда шли, ехали или плыли на богомолье, а делалось это вовсе не редко: шли поклониться образу, мощам, шли просто в святое место. Их вспоминали и тогда, когда, услышав недобрую весть с фронта или весть о недороде, стихийном бедствии, молились и верили: «Бог не допустит гибели Святой Руси».
Что такое эта «Святая Русь»? Это вовсе не то же, что Россия; это не вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было. «Святая Русь»—это прежде всего святыни Русской Земли в их соборности, в их целом. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, святые события истории Руси. Все это как бы объединялось в понятие Святая Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно.
Вот почему понятие «Святой Руси» и смиренной Руси не противостояли друг другу, и в самом представлении о святости Руси не было бахвальства или гордыни.
Главное, что принадлежало «Святой Руси»,— это ее святые, представленные иконами, мощами, памятными местами, источниками, урочищами и предметами, а главное—«житиями». (академик Лихачёв Д.С "Жизнеописания достопамятных людей земли Русской")

Вяземский. "Молитвенные думы"

Не дай нам Бог во тьме и суете житейской,
Зазнаться гордостью и спесью фарисейской,
Чтоб святостью своей, как бы другим в упрёк,
Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок.
Не в славу, не в почёт, народные скрижали,
Родную нашу Русь святой именовали.
А в назиданье нам, в ответственность, в завет.
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам."

4. Но в начале 20 века случилось жуткое - революции. Русский этногенез в силу своего мощного развития, энергетической мощи, выходил на пиковые нагрузки. Перемещения огромных масс людей в границах Российской Империи максимально усиливают энергетическое напряжение процесса, смешение превращает поступательное эволюционное развитие в вихревое турбулентное. Глубо внутреннее проявляется в жизни социально-экономическими кризисами усиленными извне. Три революции, три войны, революционный террор перешедший в красный и репрессии.

В 1922 г. большевики создают Союз Советских Социалистических республик. Национализация русско-евразийского пространства естественна с этногенетической точки зрения. Но она противоестественна по отношению к русскому народу. На основании его субэтнического деления проводится разделение на собственно русских, украинцев, белорусов. Так власть поддержала украинцев Галиции и литвинов Полесья, дав им карт-бланш в деле повальной украинизации и белоруссизации русских людей Малороссии и Белоруссии.
Характерный пример, в 1922 г. за золотые рубли в г. Вена заказаны учебники не существующего в природе "украинского" языка. Было малорусское наречие или диалект, были попытки Грушевского и Ко" создать на основе наречия галицких русин "украинский язык". Попытки провалились, никто не желал читать новояз. Гетман Скоропадский "На 5 русских слов четыре польских или немецких".

Украинизация проводилась жёстко, десятки тысяч украинцев Галиции переселяются к Днепру, занимают передовые позиции в культуре и администрации, растекаются среди малороссов. Они всецело поддерживают украинизацию. Формируется особая идеология украинства, отличная от русской, но угодная советской идеологии того времени. Люди привыкают к "Украине", "украинцам", "украинскому" языку. Так под жёстким и мощным давлением украинизаторов и советской власти создаётся "украинский народ". В котором всё-таки большая доля русских. И до сих пор, судя по тому сколько жителей Украины используют русский язык, три четверти там русские.

5. Русские в ходе этногенеза и истории расширяют местообитание до границ русско-евразийского пространства; формируют русско-евразийскую этническую систему суперэтнического порядка; создают государство имперского типа; созидают цивилизацию и культуру. При этом важно понимать, что русская цивилизация и культура переросли узкие этнические рамки становясь русско-евразийскими.

Русский мир - это прежде всего этногенетическое или кровное родство, принадлежание к русскому этносу/народу. А также сопричастность русской культуре, русскому языку, России. То есть, этногенетическое дополняется культурной ассимиляцией в границах Российской Федерации, бывших Советского Союза и Российской Империи. Сегодня это концепция международного, трансграничного сообщества. Это в первую очередь пространство населённое издавна русскими людьми от Белого моря до Чёрного, от Карпат до Волги; во вторую очередь русские всего русско-евразийского пространства в границах бывшего СССР; и в третью - носители русской культуры и языка за пределами русско-евразийского пространства.
Можно интересоваться русской культурой, владеть русским языком, но это не означает принадлежности Русскому миру.

Итак, Русский мир, в его основании русский этногенез, русская история, кровнородственные связи и историческая память, русская культура, русский язык. Стратегическим целеполаганием Русского мира есть Православие, определяющее духовную высшую сущность и цель.
ИльяС
05.03.2015 5:20
То же по всей вероятности, отрабатывает чьи то деньги. Впрочем итак ясно чьи... До чего опустились раскольники - уже Родину продают за 30 гривен!
Овод
04.03.2015 15:09
Да,говоруни и прочие оранжевого колера - подспорье в войне сатаны с Церковью. наверное и сами понимают. или нет?

Эксклюзив
18.05.2022
Святослав Князев
Зе-команда готовится в угоду Западу обречь украинцев на голод.
Фоторепортаж
17.05.2022
Подготовила Мария Максимова
В Царицыно проходит выставка «Романовы. Воспоминание о Крыме».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.