Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Зураб Чавчавадзе: из огня да в полымя

Зураб Чавчавадзе: из огня да в полымя

В Доме Русского Зарубежья состоялась презентация книги З.М. Чавчавадзе « Из огня да в полымя. История одной семьи»
Ольга Решетникова
28.04.2023
Зураб Чавчавадзе: из огня да в полымя

Публицист и общественный деятель, представитель второго поколения первой волны русской эмиграции, З.М. Чавчавадзе в год своего восьмидесятилетия подарил читателям свои мемуары, которые повествуют не только о судьбе его семьи – в них оживает полная драматизма история СССР, увиденная глазами православного человека, представителя подлинной русской элиты – по рождению, духу и культуре.

Сам автор признался, что не собирался писать воспоминания – слишком трудно было решиться погрузиться в атмосферу пережитого, пробудить то, что уже отболело, скрылось за чередой лет. Появлению книги читатели обязаны мужеству автора и настойчивым просьбам его близких.

З.М. Чавчавадзе родился 28 января 1943 г. в Париже в семье, принадлежащей к княжескому роду, который упоминается в грузинских летописях с древних времен. Этот род дал немало прославленных военачальников, чьи имена вписаны в историю Грузии и России. Гвардейским кадровым офицером был и Михаил Николаевич, отец Зураба Михайловича. После установления советской власти в Грузии в 1921 г., спасая свою жизнь, он обосновался во Франции.

Девичья фамилия Марии Львовны, матери Зураба Михайловича – Казем-Бек, она принадлежала к знатному персидскому роду, который был в родстве с Толстыми, Шаховскими, Оболенскими, Римскими-Корсаковыми, Панаевыми, Баратынскими… В десятилетнем возрасте вместе с родителями Мария Львовна оказалась во Франции.

Парижский период истории своей семьи автор описывает через портреты своих родственников, основываясь на их воспоминаниях.

Бесхитростные рассказы, часто с добрым юмором, без патетики и риторических вопросов, вызывают острое чувство горечи от осознания страшной трагедии, которая превратила этих людей в беженцев, а Отечество лишилось их знаний, сил и недюжинных талантов.

к решетниковой.jpgОтец семейства, как и большинство русских беженцев, долго перебивался случайными заработками, не брезгуя никакой работой – от поденщика, до артистического директора кабаре. Особенно трудно пришлось в годы войны: карточная система на продукты, дороговизна в сочетании с безработицей превращали жизнь в борьбу за выживание.

День нападения Гитлера на СССР стал для семьи самым горестным. В споре внутри эмиграции между «оборонцами» и «пораженцами» Чавчавадзе бескомпромиссно были на стороне тех, кто желал победы своей Родине. Их желание сохранить Отечество было сильнее, чем жажда увидеть крах большевистского режима ценой сокрушения Родины фашистским агрессором. С улыбкой и слезами читаешь историю о том, как дед автора Л.А. Казем-Бек, бывший офицер лейб-гвардии Уланского Ея Величества полка и участник Белого движения вывесил на балконе алое полотнище – собственноручно выкрашенную красной краской простыню, прикрепленную к швабре, услышав по радиоприемнику о победе советских войск под Сталинградом. Он сделал это в нескольких кварталах от гестапо, в самом центре Парижа, оккупированного немцами. Вызванный «на ковер» в полковое объединение улан, где его намеревались исключить из объединения за вывешенный флаг « поработителей России», он заявил, что «с 22 июня 1941 г. красный цвет стал символизировать только лишь реки жертвенной крови, героически проливаемой русским народом во имя Отечества».

В 1947 году семья Чавчавадзе решила репатриироваться из Франции на Родину, несмотря на все попытки друзей и знакомых отговорить от этого шага. Замечено, что когда человек долго живет вдали от мест, где он родился и вырос, у него появляется тенденция к идеализации или, наоборот, к очернению прошлого.

Чавчавадзе принадлежали к первым. Идеализация вырастала из мучительного ностальгического чувства оторванности от любимой Родины, мечты о возвращении на землю своих предков.

Нет, они не имели радужных иллюзий и вовсе не думали об утраченных когда-то ценностях. Они понимали, что страна разрушена страшной войной и горели желанием помочь в ее восстановлении. Они надеялись, что после победоносной войны страна начнет меняться, народ потребует от своих правителей уважительного отношения к вековым национальным ценностям, к традиционному укладу жизни. Здесь-то и пригодится опыт русской эмиграции, хранившей дух, традиции, обычаи, бытовую культуру России.

В памяти пятилетнего Зураба навсегда запечатлелась сцена на Лионском вокзале Парижа, когда окруженные толпой провожавших друзей и родных члены его семьи, все девять человек, громко запели на перроне советский гимн.

В эмиграции тогда рассказывали такой анекдот. Уезжают эмигранты в СССР, а их родственники тоже хотят, но побаиваются и просят отъезжающих, пожив и осмотревшись, сообщить, опасно ли туда ехать или нет. Те отвечают, что это невозможно – письма вскрывают и читают. А вы вложите в конверт свою фотографию. Если вы будете сфотографированы стоя, мы поймем, что можно ехать, а если сидя, то нельзя. Через два месяца приходит письмо из СССР. В нем нет письма, а только одна фотография – вся семья сфотографирована… лежа. Племянница Зураба Михайловича, профессиональный художник Т. Некрасова-Трубецкая, которая оформляла обложку его книги, творчески использовала этот анекдот.

Михаил Николаевич и Мария Львовна Чавчавадзе с пятью детьми, дед по материнской линии Лев Александрович Казем-Бек и дядя отца Спиридон Михайлович Чавчавадзе, прибыв в СССР, попали под каток сталинских репрессий.

Ужасов прямых репрессий каким-то чудом удалось избежать только деду – пожилой человек добровольно поехал в Казахстан, куда была сослана семья Чавчавадзе, где он умер и был похоронен без отпевания и без гроба. На лицо ему положили плат – вышитый им бисером и бусинами на куске белой материи образ Тихвинской Божией Матери.

Спиридон Михайлович скончался после двух лет одиночной камеры, не вынес тюремных мучений и пыток. Первым был арестован прямо на улице в 1949 г. Михаил Николаевич, после второго ареста в 1950 г. он был осужден на 25 лет лагерей за шпионаж в пользу пяти иностранных разведок. Незаслуженное наказание отбывал до освобождения в 1956 г. В декабре 1951 г. Мария Львовна с детьми (младшему было 6 лет, самой старшей – 17) была выслана в Казахстан, откуда семья вернулась в 1956 г.

Страницы о злоключениях членов семьи потрясают и могли бы стать основой не для одного романа или фильма.

Больше всего потрясает то, как Зураб Михайлович рассказывает о мытарствах своей семьи. Казалось бы, он говорит о страшных вещах, о произволе, несправедливости, бесчеловечности. Но эти рассказы не вызывают чувства ненависти или уныния.

Автор показал, как переносят тяжелейшие испытания истинно православные люди, которые не просто верят в Бога, а живут по вере. Ничто не смогло поколебать в них любви к Отечеству, веры в его возвращение к вековым традициям русской жизни. Они жили не мечтами о мести, а твердым упованием на Промысл Божий.

Большой интерес представляют рассказы автора о дружбе с яркими и незаурядными людьми, которые встретились на его жизненном пути. Всех имен и не перечислишь. Иные попали в поле зрения автора еще до того, как стали известными историческими личностями.

Зураб Михайлович написал об истории своей семьи, а получилась поистине душеполезная книга, которая ярко показывает, что такое русский дух, патриотизм и любовь к Отечеству. Эта книга – напоминание нам о том, как важно беречь единство народа, без которого невозможно процветание нашей Родины.

На вечере были показаны два новых фильма Е.Н. Чавчавадзе: «Русская гимназия в Париже» и «Русская балалайка». Их показ в скором времени запланирован на телевизионном канале «Культура». Эти фильмы – яркая иллюстрация мудрых строк поэта И. Северянина: «Родиться Русским – слишком мало, им надо быть, им надо стать».


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.