Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Завещание доктора Пауста

Завещание доктора Пауста

К 115-летию со дня рождения Константина Паустовского
Николай Головкин, член Союза писателей России
30.05.2007

Негромкая, вроде бы, дата… Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в последний день весны 1892 года. Семья часто переезжала, в детстве и юности он то жил в Киеве, то возвращался в Москву. А когда стал журналистом и писателем, объездил почти весь Советский Союз, бывал во Франции и Италии, Англии и Болгарии... Незаметно из выдающегося русского писателя, жившего в советскую эпоху, Паустовский стал величиной европейской и мировой культуры. Поэтому и этот юбилей не пройдет незаметно. И в нашем Отечестве, и за его рубежами.

Последний романтик XX века

Он жил в самых разных домах. Но больше всего любил старые деревянные, со скрипучими половицами. В таких домах жили и его герои - художник Пожалостин, композитор Чайковский...

Аура "Серой дачи" в московском парке Кузьминки очень близка произведениям Паустовского. И хотя сам писатель здесь никогда не бывал, ночами в доме садовника князей Голицыных вовсе неспроста скрипят половицы... С конца 1980-х в этом деревянном доме с двухсотлетней историей обосновался Московский литературный музей-центр Паустовского.

Это чудо, что на окраине разрастающейся столицы сохранился замечательный островок живой природы - старинный парк Кузьминки, бывшая усадьба Голицыных. Парк напоминает пейзаж средней полосы России, который с такой любовью описывал Паустовский в своих книгах (вспомним хотя бы "Мещерскую сторону"). В "Серую дачу" частенько заглядывают любопытные белки, залетают птицы, прикормленные сотрудниками музея. Им, правда, нужно быть осторожнее: может сцапать кот Кузьма Кузьмич, названный так в честь парка.

Но главное, что сюда с утра до вечера идут почитатели таланта писателя. Взрослые и дети, москвичи и приезжие - не только из России, но и из-за рубежа. Так же, как шли когда-то к самому Паустовскому - в его московские квартиры в Лаврушинском переулке и на Котельнической набережной. Приезжали к нему гости и в Тарусу, где в 1950-е Паустовские купили домик. Школьная учительница Зоя Квитко, горный инженер Татьяна Богомолова, военный инженер-электронщик Илья Комаров, нынешний директор музея, удостоенный за свою подвижническую деятельность почетного звания "Заслуженный работник культуры России", - вот лишь несколько имен людей, которые в 1970-е годы буквально по крупицам создавали музей. Они, эти чудаки и романтики, не были знакомы с Паустовским, не встречались с ним в жизни. Но им удалось собрать в музее книги, рукописи, редкие фотографии, полно и многообразно отражающие такое незаурядное явление в отечественной культуре, как Паустовский.

В этом доме, по словам поэта Бориса Чичибабина, "обрела свое пристанище, бродит, грустит, радуется душа Паустовского: этого нельзя не увидеть, не почувствовать".

С 1992 года музей выпускает журнал "Мир Паустовского", главным редактором которого стала ученица писателя Галина Корнилова. Журнал, посвященный творчеству и личности одного человека, - редкость в отечественной журналистике. Как, впрочем, и сам факт издания музеем собственного культурно-просветительского и литературно-художественного журнала, который зовет нас в удивительный мир последнего романтика XX века.

Хотя люблю Паустовского со школы, а в 1977-м защищал по его творчеству дипломную работу, журнал, который читаю от корки до корки, помог мне по-новому взглянуть на удивительный мир Паустовского. Мир, где в ручьях плещется горная форель, раз в сто лет расцветают зимой сады, сказочники роняют слова добрых предсказаний случайным спутницам в ночных дилижансах... В этом мире не гремят выстрелы и не идут войны.

- Пусть мы далеки от этого мира, - говорит Галина Корнилова, - пусть утверждают иные, что такого мира не существовало никогда. Пусть так. Но без мечты о нем наше существование безрадостно и тускло. Любовь Константина Георгиевича к человеку, родной природе, русскому языку - все это сегодня на чаше весов, которая уравновешивает зло.

"Данке шен, герр Паустовский..."

В 1960-е Паустовский был для многих советских читателей, на которых не действовали идеологические инъекции, эталоном порядочности, что и породило феномен Паустовского. "Обойденный" всеми государственными премиями и наградами, "доктор Пауст", как его нередко называли, тем не менее оказался самым читаемым из отечественных прозаиков, поистине живым классиком. Сбылось предсказание Бунина: поэзией Паустовского стала его проза.

Великая Марлен Дитрих приехала в Москву в 1960-х. В ответ на приглашение выступить в Доме литераторов актриса спросила: "А Паустовский будет?". Этого ей никто не мог обещать. Последние годы писатель болел. И когда в конце того вечера он поднялся на сцену, зал замер: Марлен Дитрих опустилась на колени перед Константином Георгиевичем... В аплодисментах почти потонули слова, которые она повторяла со слезами: "Данке шен, герр Паустовский, данке шен...". Этот легендарный эпизод визита "Фрау Бессмертие" в Москву – лишь отзвук того почитания и признания, каким пользовался писатель.

Слависты всего мира, в том числе из Китая и Бразилии, защищают диссертации по творчеству Паустовского. Его книги постоянно переиздаются и в России, и за рубежом. Однажды московский музей получил из Голландии 15-е издание "Повести о жизни" - этот цикл автобиографических повестей переиздается здесь ежегодно (!). В свое время писатель мог даже получить за эту книгу Нобелевскую премию, но не сложилось...

Тарусские страницы

Особое место в его жизни и творчестве занимает Таруса. Писатель не просто поселился в середине прошлого века в городке над Окой. Он словно принял на себя негласное нравственное обязательство заботиться об этом уголке русской земли. Уже через несколько лет на пустыре рядом с купленным домом-развалюхой радовал глаз настоящий сад. Почетный гражданин Тарусы отдал много сил бытовому благоустройству калужской глубинки, сохранению исторического лица города. А знаменитый альманах "Тарусские страницы", который он "пробил", и поныне свидетельство свободомыслия и культурного возрождения российской провинции. Не случайно власти, опомнившись, почти весь тираж альманаха пустили под нож.

В старом доме в Тарусе, где Паустовский жил и работал, порой до поздней осени, "до белых мух", сегодня хранят память о нем супруги Владимир Железняков и Галина Арбузова - приемная дочь писателя.

В саду по-прежнему самозабвенно поют соловьи. А вот и беседка, куда он уходил на заре работать, чтобы не беспокоить спящий дом изматывающим кашлем. Отсюда можно отправиться вдоль берега Таруски к Ильинскому омуту – новелла Паустовского сделала это место знаменитым на весь мир. Бывать здесь - волнующее душу наслаждение.

Видел бы он нас сегодня!

Почти ежегодно в местах, связанных с жизнью и творчеством Паустовского, музей проводит литературные праздники. Проходили такие праздники и на Украине, в селе Пилипча-Городище. Здесь была усадьба Паустовских, на родовом кладбище похоронен отец (сам Константин Георгиевич покоится в Тарусе), на базе сельской школы создан музей.

Проводит музей, как в нынешнем юбилейном году, и международные научные конференции "Жизнь и творческое наследие К.Г. Паустовского". Помимо ученых России, участие в них принимают их коллеги из Швеции, Франции, Голландии, Литвы, Словакии, Грузии, Китая...

В Рязани в эти дни работает Международная научно-практическая конференция "Наследие К.Г. Паустовского и современность: экология, культура, нравственность" (29-31 мая), посвященная 115-летию со дня рождения К.Г. Паустовского. Цель конференции – взаимное обогащение научных направлений литературоведческой мысли в исследовании творчества К.Г. Паустовского, его рязанского периода жизни, объединении сил почитателей творчества писателя.

Наш мир, люди и события виделись Константину Георгиевичу Паустовскому сквозь воздух мечты и вечности. Он просто не мог иначе видеть, иначе дышать.

Как же нам всем сегодня не хватает этого воздуха! В то же время он смотрел на мир отнюдь не через розовые очки, многое сумел предугадать. Как тут не вспомнить его письмо-завещание, которое заканчивается большой душевной болью за будущее России: "...Мы жили на этой земле. Не давайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы потомки Пушкина, и с нас за это спросится".

Видел бы он нас сегодня!

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.