Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 августа 2022
«Зачем мы их освобождали?»

«Зачем мы их освобождали?»

О новом фильме Алексея Денисова «Русский крест на Балканах»
Ярослав Бутаков
07.03.2009
«Зачем мы их освобождали?»

4 марта РТР показало очередной фильм известного кинорежиссёра-документалиста Алексея Денисова – об освобождении Болгарии русскими войсками от османского ига в 1877-1878 гг. Это одновременно и историко-публицистический, и научно-популярный фильм, который даёт исчерпывающую историческую информацию по той войне и связанной с ней дипломатии. Одновременно им перебрасывается мостик в наши дни, в современную политику и настроения людей. Тогда фильм приобретает характер политического памфлета на экране.

Создатели картины не оставили без внимания ни одного исторического аспекта. Предыстория развития конфликта – восстание болгар в 1876 году, его жестокое подавление турецкими властями, учинённая при этом массовая резня христианского населения. Как мы бы сейчас сказали – этническая чистка или геноцид. Возмущение мирового общественного мнения при полном равнодушии правительств великих держав. Всех, кроме России. Манифест Александра II об объявлении войны. Детально рассказанный ход военных действий. Правда, всё это излагается не в хронологической, а в смысловой последовательности, связанной с постоянными обращениями к современности.  

В рамках рассказа о войне особое внимание уделено особенностям вооружения и тактики сторон.

Так что взыскательный зритель может оценить – фильм сделан со знанием военной стороны дела (что, увы, не так уж часто встретишь в наше время).

Фильм состоит из нескольких параллельных сюжетных линий. Повествование о ходе военных действий – только одна из них. Всего их, самое меньшее, четыре. Вторая – о памятниках подвигу русских воинов в Болгарии. Третья – об аналогиях между той эпохой и современностью, о двойных стандартах в политике Запада. Четвёртая – о нынешнем далеко не однозначном отношении болгар к тем событиям и к России. Все четыре линии тесно переплетены.  

Если бы на российском телевидении была учебная телепрограмма, подобная той, что существовала в советское время, то фильм можно было бы смело рекомендовать как учебное пособие для всестороннего изучения войны 1877-1878 гг. и истории российско-болгарских отношений. Потому что в нём для этого есть всё. Не станем пересказывать его содержание и лишний раз описывать известные сражения и дипломатические перипетии той войны. Фильм наталкивает на более общие раздумья.  

Не секрет, что многие не только в Болгарии, но и в России забыли о тех далёких днях.

Многим в наши дни непонятно то воодушевление, с которым русское общество встретило царский манифест об объявлении войны туркам; то воодушевление, с которым русское воинство форсировало Дунай, отстаивало Шипкинский перевал, переходило в метель и стужу через Балканский хребет.

И ведь не было тогда в русском обществе, даже среди либералов, даже среди революционеров пораженческих настроений, которые во множестве появились спустя четверть века, во время русско-японской войны. Ибо каждый русский человек понимал: наше воинство выполняет свой долг человеколюбия.  

Русофобия части болгарской интеллигенции – явление не новое. В фильме этому уделено особое внимание, обозначены корни этого явления, предсказанного ещё Достоевским (и, добавлю от себя – другим, менее известным, но не менее выдающимся русским мыслителем, Константином Леонтьевым). В контексте же того, что иной раз слышишь от российских историков о «вечно догоняющей Запад России», о «российском империализме», о «захватническом характере российских войн» – уже не удивляешься своего рода манифесту модного направления среди болгарских историков. В фильме квинтэссенцию их взглядов выражает одна дама, выступавшая на болгарском ТВ в прошлогодней передаче, посвящённой 130-летию освобождения Болгарии. По её мнению, «русское вторжение» на Балканы разрушило ту «стабильную систему», которая существовала в рамках Османской империи.

Ну что же, если для этой дамы и иже с нею генерации «прогрессивных» болгарских историков национальная стабильность это прозябание под чужеземных игом и под постоянной угрозой этноцида – что же, остаётся только пожелать, чтобы они эту стабильность поскорее обрели.

Повторяю, их высказывания не удивляют. Русофобией под видом «исторической науки» мы сыты по горло и у себя дома. Удивляет то, что у нас многие, обращаясь к памяти о тех событиях, говорят, что не следовало-де освобождать болгар от турок. Смотрите, какими неблагодарными болгары оказались: мол, в обеих мировых войнах были против нас и теперь вон что про нас говорят. А в доказательство ссылаются на тех же Достоевского и Леонтьева.  

Что можно на это ответить? Пожалуй, действительно, рациональными аргументами этот национал-изоляционизм опровергнуть трудно. Если бы это было можно, то и фильм, наверное, тоже можно было бы назвать по-другому. Например, «Русская выгода на Балканах». Ан нет, никакой выгоды от освобождения Болгарии Россия не получила ни тогда, ни в последующем. Да ещё положила 200 тысяч своих сынов в болгарскую землю во имя её свободы. Что тут скажешь?... Только то, что и сделали создатели фильма, назвав его «Русский крест на Балканах». Вот она, сущность российской миродержавной политики во все времена: крест, крестная ноша. Наверное, если бы было иначе, мы были бы другой страной, не Россией…  

Именно об этом написал один из самых проникновенных русских историков ХХ столетия, эмигрант, автор 4-х томной «Истории Русской армии» и множества работ по военной истории и стратегии Антон Керсновский:  

«Француз умирал за славу, за белое знамя, за императора и просто – за прекрасную Францию. Англичанин погибал на краю света “за всё бóльшую Британию” и лил во славу старой Англии свою кровь во все моря земного шара. Русский офицер и русский солдат полагали свою душу “за други своя”… И если бы удалось собрать в один сосуд всю кровь, пролитую ими на протяжении веков на полях Германии и Франции, Галиции и Польши, в горах Болгарии и Армении, то единственной надписью на этой чаше могло бы быть: “Не нам, не нам, а Имени Твоему”».  

И молитва в память императора Александра Освободителя и павших русских воинов, каждый день звучащая в храме на Шипкинском перевале, – бесконечно ценнее отношения болгарской «элиты» к России.

Миллионы болгар – и клириков, и мирян – хранят и будут хранить благодарное чувство к русским и России. Может быть, собранных создателями фильма подтверждений тому, что человеческий капитал важнее любого другого, недостаточно? По мне, так более чем.

Не следует сожалеть о том, что жертвы твоего народа принесли свободу другому народу, даже если этот другой народ до сих пор не в состоянии полностью оценить доставшегося ему дара. Нельзя отмахиваться от него и говорить: «Какие неблагодарные! Зачем мы их освобождали?!», да ещё делать из этого выводы вроде: «Не делай людям добра – не получишь в ответ зла». Нужно постоянно напоминать об истинной ценности того, что совершено нашим народом. Эта работа никогда не должна прекращаться. 

Собственно, об этом и фильм. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 18 найденных.
Ося
17.01.2022 19:32
Войны на Балканах привели к крушению Российской империи, а братушкам было пофиг. Оне даже дважды воевали против нас. Недальновидная политика и огромные внешние долги , воровство тогдашних снабженцев, непрофессионализм политиков и шапкозакидательство стоили русскому народу десятков миллионов потерь и гибели Отечества.
игорь
12.11.2019 21:37
300 млн золотом и 250 тыс погибших и раненых с российской стороны 2 годовых бюджета угробил александр 2 за освобождение болгарии а аляску продал кстати за 11 млн короче говоря всегда в россии были руководители страны продажные хотя они ведь были все сплошь немцы
Сергей
27.07.2016 8:22
Я никогда не буду воевать за свободу иноземных засранцев
Елена
03.03.2016 16:00
Александр,добавить нечего,спасибо за Ваш пост.
Voland
25.10.2015 1:25
Целиком и полностью - за Александра!
Александр
03.03.2015 3:21
С основной массой высказанных здесь мнений о войне на Балканах и освобождении Болгарии трудно согласиться. Так настоящие русские не могут думать,это либо полностью зомбированные теле-ящиком и современной пропагандой, либо нерусские. Да, конечно, геополитические интересы имели место для России важное значение - и Босфор, и Дарданеллы, и свободное плавание торговых и военных судов России по Чёрному морю с выходом в Средиземное море и океан было важным обстоятельством. Каждый клочок, закрепляющий это был важен. Важна и Болгария в этом смысле тоже, как дружественная славянская страна, населённая нашими братьями-славянами, а не мусульманская страна под контролем англичан, ограничивающая перемещение судов по водным маршрутам, грабящая их. Это важнейшая экономическая составляющая для России, как мировой державы.
  Русский менталитет с его православием, человеколюбием, добродушием, чувством справедливости, совести не мог оставаться равнодушным при геноциде своих братьев по крови, по вере, по языку. Русский отдаст последнюю рубашку нуждающимся, а сам останется голым. На то он и русский, славянин. Западник, протестант этого понять не смогут никогда. У них другая мораль, другая вера. Русский, нажив богатство, обязательно им поделится, а нерусский - нет. Поэтому и несут русские свой Крест, крест защитника, освободителя. А то, что политики накручивают, особенно после ужасной катастрофы 1917 г. - это к истине отношений и русскому духу не относится.
  
redbit
04.03.2011 21:10
Русское правительство и верховный правитель должны думать о своей стране, а не о чужой. По моему, эта война России была НЕ нужна.
Akskl
24.12.2009 22:33
Kalpana Sahni “Crucifying the Orient – Russian Orientalism and the Colonization of Caucasus and Central Asia” - White Orchard Press, Bangkok, Thailand; The Institute for Comparative Research in Human Culture, Oslo, first published 1997    


c.79
...Достоевский видел роль России как лидера Панславянского движения:

"Роль, которая России была предназначена со времен Ивана III, когда он выбрал ... двуглавого орла в качестве герба, была ролью лидера Православных, их опекуншей и защитницей." 20.
Все Славяне будут объединены ' под крыльями России '. Достоевский подобно другим интеллектуалам его времени, ' необычайно хорошо знал об империи '. 21

Можно ли спорить о том, что агрессивность Достоевского, его милитаристские заявления и ядовитые нападки на Турок - результат ксенофобской атмосферы принесенной войной? Возможно его утверждения могут рассматриваться как некие вспышки, особенно если иметь в виду его довольно переменчивый характер. Достоевский, подобно многим другим, был действительно захвачен массовой антитурецкой истерией вызванной и активно поощряемый царским правительством как предлог для вторжения в Болгарию и 'освобождение ее от Мусульманского ига'. Лицемерие государственной риторики по отношению к этой войне было высмеяно Толстым в "Анне Карениной".

Отряды Русских, входящие в Болгарию ожидали обнаружить изнуренное и голодающее Болгарское население, доведенное до нищеты в результате Оттоманского правления. Вместо этого они увидели процветающий регион, здоровых и счастливых людей. Кроме того, Русским сказали чтобы они ожидали, что их Славянские братья, Болгары, массами перейдут к ним - Христианским освободителям, и что должны произойти стихийные народные восстания против Турков. Фактический сценарий оказался полностью противоположным. Если что-то происходило, местные жители смотрели с возмущением на Русскую армию, отзывался один из участников марша. Кроме формального приема, предоставленного крохотными секциями некоторых городских центров, Болгары, особенно сельское население, было отчетливо враждебны. 22. Всё же описания Достоевским Турецких пыток запавшие в память читателей, превратились в страшные культурные рекомендации в отношении Востока. Он возможно может быть оправдан на базе субъективности в приравнивании отдельных преступлений с целой нацией и в, конечном счете, с религией. Во времена стрессов даже наиболее гуманный и сострадательный писатель может потерять свой баланс, и Достоевский - не исключение. Его последующие журналистские писания, однако, не поддерживают этого.
alex
 Приятно, что я не один считаю войну за Болгарию - глупостью. Кроме болгар нас так же "любят" "братские народы" Чехословакии, Сербии, Сомали, Вьетнама, Кубы, Китая и т.д. и т.п. Получать все бесплатно от русских идиотов, в ущерб России так приятно. Получать (пока еще) неплохое образование за счет российских студентов - тоже неплохо. Мало того, что природные ресурсы раздаем направо и налево, так еще все know-how - и с удовольствием.
Тёма
Стрелять, надо было этих либералов, и объединять весь славянский мир (Опираясь на православие и армию. Подписать защитный альянс с Германской империей и воcстановить Византийскую империю (подняв православное население Османской империи). Как говорится «У России два союзника Армия и Флот»
Отображены комментарии с 1 по 10 из 18 найденных.

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.