Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 мая 2024
Политически неблагонадежный историк

Политически неблагонадежный историк

К 190-летию со дня рождения Николая Костомарова
Анна Петросова
17.05.2007

Принято считать, что знаменитое произведение выдающегося английского писателя Оруэлла "Скотный двор", созданное в 1945 году, - сочинение с совершенно оригинальным сюжетом. Однако задолго до Оруэлла русский историк Николай Костомаров использовал этот сюжет в своем очерке "Скотский бунт". Это произведение, изданное всего один раз - в 1917 году, с тех пор нигде не упоминается - оно просто забыто. Впрочем, как и многие из работ великого историка, человека необычной судьбы.

Внебрачный сын

Родился Николай Костомаров 16 мая 1817 года в довольно неординарной семье: отец его - помещик, мать - малороссийская крестьянка, в детстве крепостная, учившаяся в одном из московских пансионов. Позднее помещик женился на бывшей крепостной, но Николай родился до брака, и хотя отец собирался усыновить его, но не успел этого сделать. Родитель Костомарова был жестоким помещиком, и в 1828 году его убила собственная прислуга, похитившая при этом скопленный им капитал. Впрочем, оставшихся денег хватило на то, чтобы отдать Николая в воронежский пансион, из которого его исключили за шалости. Однако будущий историк обладал блестящими способностями и вскоре сделался студентом Харьковского университета.

#comm#Он с интересом изучал историю, но все еще смутно сознавал свое настоящее призвание и по окончании университета поступил на военную службу. #/comm#

Увлекшись изучением сохранившегося архива местного уездного суда в городе Острогожске, где стоял его полк, Костомаров задумал писать историю слободских казачьих полков. По совету начальства, он оставил воинскую службу и решил пополнить свое историческое образование.

В итоге в1846 году совет Киевского университета избрал Костомарова преподавателем русской истории, и с осени этого года он начал читать свои лекции, собиравшие полные аудитории.

В Киеве, как и в Харькове, около него образовался кружок единомышленников, преданных идее народности и намеревавшихся проводить эту идею в жизнь. Члены кружка мечтали об общеславянской взаимности, соединяя с последней пожелания внутреннего прогресса в собственном отечестве.

#comm#Со временем появилось общество, получившее название Кирилло-Мефодиевского. #/comm#

И тут Николай Костомаров поплатился за свои идеи. Студент Петров, подслушавший беседы членов кружка, донес на них; все кружковцы были арестованы.

Под подозрением

Костомаров просидел год в Петропавловской крепости, затем его "перевели на службу" в Саратов и отдали под надзор местной полиции. В будущем ему запрещалось преподавать и издавать свои труды. Историк оказался решительным человеком и в Саратове писал своего "Богдана Хмельницкого", начал новую работу о внутреннем быте Московского государства XVI-XVII веков, совершал этнографические экскурсии, собирал песни и предания, знакомился с раскольниками и сектантами. Через десять лет ему разрешили приехать в Петербург… в отпуск. А затем с него сняли надзор и запрещение печатать сочинения. Костомарова пригласили в Петербургский университет на кафедру русской истории. Это была пора наиболее интенсивной работы в жизни Костомарова и наибольшей его популярности. В университете его лекции пользовались неслыханным успехом, привлекая массу как студентов, так и посторонних слушателей.

#comm#После вызванного студенческими беспорядками 1861 года закрытия Петербургского университета несколько профессоров, и в числе их Костомаров, устроили (в городской думе) систематические публичные лекции, известные в тогдашней печати под именем Вольного или Подвижного университета.#/comm#

Костомаров читал лекции по древней русской истории. Когда профессор Павлов, после чтения лекции о тысячелетии России, был выслан из Санкт-Петербурга, комитет по устройству думских лекций решил, в виде протеста, прекратить их. Костомаров отказался подчиниться этому решению, но на следующей его лекции поднятый публикой шум вынудил его прервать чтение, а дальнейшие лекции были воспрещены администрацией.

#comm#Выйдя в 1862 году из состава профессоров Петербургского университета, Костомаров уже не мог вернуться на кафедру, так как его политическая благонадежность вновь была под подозрением, главным образом, вследствие усилий московской "охранительной" печати. #/comm#

Впрочем, его несколько раз приглашали на кафедру Киевский и Харьковский университеты. Но историк, по указаниям министерства народного просвещения, должен был отклонить все эти приглашения и ограничиться одной литературной деятельностью, которая, с прекращением "Основы", также замкнулась в более тесные рамки. После всех этих тяжелых ударов Костомаров как бы охладел к современности, окончательно уйдя в изучение прошлого и в архивную работу. Умер он почти в забвении.

Но, несмотря на это, общее значение Костомарова в развитии русской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать громадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял ее, главным образом, в виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследования раздвинули содержание этой идеи, но заслуга Костомарова от этого не уменьшается.

Специально для Столетия


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.