Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 августа 2022
Летопись русской эмиграции

Летопись русской эмиграции

Об уникальном издательском проекте Фонда исторической перспективы
Валерий Сергеев
05.11.2015
Летопись русской эмиграции

Интерес к истории и культуре русского Зарубежья в современной России не теряет своей актуальности. Среди многочисленных публикаций последних лет на «зарубежные» русские темы достойное место занял двухтомник: Родные отражения. По страницам альбомов семьи Случевских в годы эмиграции / Сост. И.Е. Иванченко. – М.: Вече, 2014. – 176 с. Родные отражения. Каталог персоналий автографов. Сост. И.Е. Иванченко – М.: Вече, 2014. – 176 с.

Это малотиражное (500 экз.) издание уникально по богатству содержащихся в нем письменных и изобразительных материалов. Оно представляет собой факсимильное воспроизведение объединенных общей нумерацией двух семейных альбомов 1924 – 1976 годов русской эмигрантки – младшей дочери известного поэта К.К. Случевского (1837–1904) Александры Константиновны Случевской–Коростовец (1891–1977), снабженное отдельным томом справочных материалов и комментариев.

Интересна и показательна история этого издания. В 2007 году правнук поэта Николай Владимирович Случевский передал из своего дома в Калифорнии часть хранящегося там семейного архива для частичной разборки и возможной публикации проживающей в г. Нарве (Эстония) известной специалистке по литературе Русского зарубежья Ирине Евгеньевне Иванченко. Целых семь лет потребовалось исследовательнице для подготовки издания и поиска в наши трудные, кризисные времена издателя, который, наконец, нашелся. Издание было осуществлено Фондом исторической перспективы (Москва).

На 146 пожелтевших от времени листах семейных альбомов – около 2000 (!) автографов, записей в стихах и прозе, рисунков, фотографий, газетных вырезок, визитных карточек и других материалов без малого 400 (!) представителей русской эмиграции, а также 118 иностранных друзей и знакомых хозяйки альбомов.

Альбомы, которые вела А.К. Случевская–Коростовец на протяжении 52 лет, являются удивительной летописью художественно-поэтической и общественной жизни русской эмиграции 20–70 годов ХХ века.

В ее альбомы помещал трогательные шутливые стихи бывший гетман Украины Павел Скоропадский, с которым они дружили семьями. Туда же ее друг с дореволюционных лет Владимир Набоков в 1924 году вписал свое знаменитое стихотворение «Санкт-Петербург. Сонет», где читаются пронзительно-горестные строки – свидетельства крестного пути русских беженцев:

Единый путь и множество дорог

Тьма горестей и стон один: «Когда же?»

Что город мой? Я забываю даже

Названья улиц. Тонет. Изнемог…

Безлюдие… Остались только Бог,

Рябь под мостом, да музы в Эрмитаже…

С признанием в страстной, но неразделенной любви к ней обращался в стихах знаменитый исполнитель собственных песен Александр Вертинский.

Ей дарили свои фотографии с автографами знакомый еще по Петербургу Шаляпин, приезжавший на гастроли в Берлин режиссер Немирович–Данченко, балерины Тамара Карсавина, великая Анна Павлова, танцовщик и балетмейстер Сергей Лифарь, киноактер Иван Мозжухин… Все эти изобразительные материалы вошли в ее альбомы.

Исключительную историческую ценность этому собранию документов придают автографы самых разных, широко известных представителей русского рассеяния: политического и общественного деятеля П.Н. Милюкова, епископа Пражского Сергия, авиаконструктора Игоря Сикорского, ученого-слависта из Гейдельберга Дмитрия Чижевского и его коллеги из Кембриджа Николая Андреева, художественного критика Сергея Маковского, философов Семена Франка и Николая Зёрнова, художников Евгения Климова, Мстислава Добужинского, Леонида Пастернака, писателей Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Александра Куприна, Федора Степуна, композитора Сергея Прокофьева…

В 1933 году Александра Константиновна вклеила в свой альбом фотографию, где она снята вместе с бывшим гетманом Скоропадским и проживавшим в Германии эмигрантом из России бароном Маннергеймом – будущим главнокомандующим армии Финляндии и ее президентом, подписавшим в 1946 году мирный договор с СССР. Сюда же она поместила и собственные рисунки – изображения мужа и бомбардировки Берлина в 1944 году, одной из многих, которые ей довелось лично пережить.

Мы назвали только самые громкие и известные фамилии, но на страницах альбома мелькают еще имена Трубецких, Толстых, Шереметевых, Щербатовых, Нарышкиных, Кочубеев, Олсуфьевых и многих других, менее родовитых русских эмигрантов. Среди ста с лишним иностранных знакомых хозяйки альбома, оставивших в нем свои автографы, рисунки и записи на одиннадцати европейских и азиатских языках, назовем лишь самые значимые, или наиболее неожиданные и, если так можно выразиться, экзотические фамилии: австрийского скульптора и рисовальщика Георга Эрлиха – автора выразительного карандашного портрета Александры Константиновны, немецкого киносценариста Эндрюса Энгельмана – создателя нашумевшего в свое время фильма под названием «ГПУ», иранскую принцессу Шамс Пехлеви, китайскую художницу Элизабет Вонг, принцессу Лихтенштейна Каролу, румынскую принцессу Илеану, Элеонору Рузвельт – жену президента США Теодора Рузвельта…

Альбом был украшен прекрасным карандашным портретом 1938 года работы известного художника-эмигранта Филиппа Малявина, на котором изображена сама моложавая и все еще красивая сорокасемилетняя Александра Константиновна.

В ее альбоме рисовали живший в Эстонии художник Анатолий Кайгородов и график-«парижанин» Георгий Лукомский, который, изобразив архитектурный мотив, здесь же написал: «Александре Константиновне Коростовец – милой необычайно трогательной собирательнице русских материалов по искусству – на память с пожеланиями продолжать хранить и пополнять ее собрание». А коллега Александры Константиновны по росписи Успенской церкви на русском Ольшанском кладбище в Праге – иконописец Галина Михнюк сделала в альбоме прекрасную акварельную копию «Сретения» – русской иконы XV века, дополнив рисунок теплым стихотворным посвящением. Список включенных сюда рисунков не исчерпывается названными работами – немало их украшает альбомные страницы.

Бурные, трагические события XX века развеяли род Случевских едва ли не по всему миру. Некоторые из них остались на родине, другие эмигрировали в Западную Европу, Австралию, США. Владелица опубликованных теперь альбомов Александра Константиновна Случевская, покинувшая Россию в 1919 году, после без малого трехлетнего пребывания без документов, без крова над головой и почти без средств к существованию в Варшаве, поселилась в Берлине, где ее мужу Владимиру Константиновичу Коростовцу (1888 – 1953), видному дипломату дореволюционного времени, удалось найти работу. В 1946 году супруги встретились после вынужденной семилетней разлуки в Лондоне, где Владимир Константинович, находясь в командировке, вынужден был из-за начавшейся войны с Германией остаться еще в 1939 году. Здесь они прожили до конца своих дней.

Природа щедро наградила Александру Константиновну красотой и необыкновенным женским обаянием, поэтическим и художественным даром, а, самое главное, редким даром любви к людям. Она поддерживала многолетние дружеские отношения и добрые знакомства с великим множеством людей из самых разных кругов общества, что наложило яркий отпечаток на содержание ее альбомов. По своей профессиональной деятельности художник и реставратор икон, она принимала участие в росписи православных церквей в Германии, Чехословакии, Югославии, Бельгии и вернула к жизни сотни отреставрированных ею старинных икон. Квартира Александры Константиновны в Берлине, благодаря ее духовным и душевным устремлениям, стала местом встреч многих художников, писателей, музыкантов, артистов балета, политических и общественных деятелей, которые по давней традиции охотно заполняли ее альбомы своими записями и рисунками.

Подобные «русские посиделки» с успехом продолжались и в Лондоне. Альбомы пополнялись и во время поездок Александры Константиновны в другие страны. В период жизни в Англии она проявила себя как деятельный пропагандист русской культуры, читая лекции о древнерусском искусстве и архитектуре и устраивая иконные выставки.

Ее любимым учеником был английский аристократ Джон Спенсер Стюарт, принявший под влиянием Александры Константиновны православие и впоследствии ставший известным на Западе и в России специалистом по иконописи Древней Руси.

Талантливым и высококультурным человеком был и ее муж Владимир Константинович Коростовец. Доктор политологии, автор многочисленных статей на различные темы и семи книг по европейской истории, он вместе с женой занимался историей рода Случевских и Коростовцов, активно помогал ей в работе по составлению альбомов. В 1931 г. в Берлине вышла в свет его книга «Семена и всходы», рассказывающая историю их двух семей. Она была выпущена на немецком языке, а после Второй мировой войны переиздана в Лондоне уже на английском.

В 1966 году дочери поэта представилась возможность побывать у себя на родине, в Петербурге, тогда – Ленинграде. Она была включена в состав делегации английских искусствоведов не только как реставратор-иконописец, но и как переводчик. За время этой поездки Александра Константиновна познакомилась с достижениями русской реставрационной школы, участвовала в мастер-классах, которые проводили для английских специалистов их русские коллеги. Результатом этой поездки явился ее очерк, который был напечатан в газете «Русская жизнь» в Сан-Франциско.

Александра Константиновна Случевская – Коростовец прожила долгую жизнь. Эта выдающаяся женщина умерла в феврале 1977 г., на 87 году жизни, до конца своих дней сохранив ясный ум, прекрасную память и удивительную работоспособность.

Заканчивая этот беглый и поневоле краткий обзор огромного числа персоналий и вошедшего в издание обширного изобразительного, письменного и биографического материала, хочется особо упомянуть о многолетней работе, проделанной Ириной Евгеньевной Иванченко – составителем издания и автором целого тома образцовых и ценнейших в научном отношении статей-комментариев. Эта ее работа уже получила высокую оценку в рецензии, опубликованной в «Столетии» и электронном журнале «Русское воскресение» (автор рецензии – Н.В. Масленникова).

Материал публикуемых альбомов в полном объеме размещен на СD-диске, прилагаемом к изданию.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

С.М.
06.11.2015 15:53
Красиво и интересно. Как всегда, увы, тираж минимален.

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.