Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 мая 2024
«Если угодно святому Николе»

«Если угодно святому Николе»

19 декабря – день Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого
Лариса Черкашина
18.12.2007
«Если угодно святому Николе»
Русский святитель, а как может быть иначе, – ведь сколько в России храмов в честь Николая Чудотворца, сколько его святых образов в церквях и монастырях, да и почти в каждом русском доме! Издавна чтят в России два дня в году, соединенные с его именем: Зимний Никола и Никола Вешний, весенний. Но задумываемся ли мы, откуда родом святой Николай Мирликийский?

Суждено мне было недавно оказаться на святой земле. Нет, не на земле обетованной, а в Мирах Ликийских, в одном из древнейших городов на земле, расположенном ныне в мусульманской стране Турции. Ликия же, в переводе «страна светлых лучей», – античное государство, исчезло с лица земли вместе с ее гражданами ликийцами. И вместе с ней канули в Лету и могущественные государства, наводившие ужас на соседние народы. Где ныне Урарту? Где Киликия? Где Фригия?
От античных Мир сохранился необычный ликийский некрополь, с высеченными в отвесной скале величественными гробницами, схожими с горными кельями греческих монахов, и гигантская каменная «подкова» римского амфитеатра. Но главная святыня древних Мир, а ныне турецкого городка Демре, – это базилика, основанная паломниками в шестом веке, на том месте, где святительствовал епископ Николай Мирликийский.
Родился святой угодник совсем недалеко от тех мест, в городке Патары около 280 года, в семье благочестивых родителей Феофана и Нонны, и вся его подвижническая жизнь, и святые чудеса, им совершенные, связаны со служением в Мирах.

В древнем храме, в мраморном саркофаге и почивали почти пять столетий святые мощи Николая Чудотворца.



Кто только за века не пытался их осквернить! В VIII столетии могущественный халиф Гарун Аль-Рашид отправился с воинством к берегам Византии, в Миры, чтобы разрушить гробницу и предать забвению память о христианском святом. Но воины ошиблись – была взломана другая гробница в базилике, а на обратном
пути флотилия халифа попала в жесточайший шторм, и никому не удалось спастись... В XI веке турки все чаще стали совершать свои воинственные набеги в эту малоазиатскую провинцию Византийской империи. И греческие купцы из города Бари, что в нынешней Италии, решили спасти христианскую святыню: вывезти ее к себе, подальше от мусульманской угрозы. Для исполнения благих помыслов пришлось грекам поступиться христианскими заповедями и вступить в схватку с монашеской братией, охранявшей храм. Мощи, завернутые в благоуханную пелену и доставленные с почестями на корабль, отправились по средиземноморским волнам в дальнее путешествие.
День, когда корабль достиг желанного берега, – 9 мая по старому стилю, а 22-го – по новому, стал праздноваться в христианском мире как день Николы Вешнего; а 19 декабря (6-го – по старому) - день кончины святителя – Николы Зимнего.
Время, природные бедствия и войны сделали свое дело: базилика, словно сказочный град Китеж, ушла в землю, опустившись на восемь метров! Вернее, уровень земли так поднялся за минувшие столетия. Но древние стены базилики, основанной паломниками на месте Сионского храма, где проповедовал святитель Николай, – промыслом ли Божиим, заступничеством ли святого угодника? – уцелели. И не есть ли в том еще одно чудо, явленное миру?

В нижней подземной церкви, в сумраке подземелья – мраморная гробница святителя, теплая от сотен рук паломников, касающихся ее.



В полукруглой апсиде – ранние христианские фрески, и в их числе – лик Николая Мирликийского. Древнейший образ первосвятителя Ликийской церкви!
Во внутреннем дворике храма – еще одна святыня: камень с выбитым на нем крестом и морским якорем, – зримое свидетельство особого покровительства Николая Угодника морякам, да и всем путешественникам.
Христианская церковь в Турции! Как могла она здесь выстоять? Живо сказание, как еще в средние века некий турок в порыве фанатизма пытался расколоть мраморное надгробие и был жестоко наказан: и его самого, и всех многочисленных домочадцев при таинственных обстоятельствах настигла скорая смерть... И более уж ничья злая рука не дерзнула прикоснуться к святыне.
И все же древнейший христианский храм немало претерпел за столетия от воинственных граждан Оттоманской империи, – был не единожды разграблен турками. К середине XIX века, когда в Мирах впервые побывал знаменитый русский паломник Андрей Муравьев, старая базилика являла собой лишь величественные руины. А церковная братия, несшая при ней службу, влачила жалкое существование.
Андрей Николаевич не ограничился лишь благими порывами и сожалениями, вскоре с благословения московского митрополита Филарета и с разрешения Святейшего Синода ему удалось собрать довольно щедрые пожертвования на храм. На эту сумму он приобрел (правда, не на свое имя, – турецкие законы запрещали тогда иностранцам приобретение собственности, а на имя некого жителя Мир) и древнюю базилику, и землю, прилегавшую к ней. Восстановительные работы пришлось отложить: в 1853 году – Россия вступила в войну с Турцией и ее союзниками. И сразу же, как только стихли пушечные раскаты у берегов Крыма, Муравьев приступил к исполнению своего давнего обета.

В 1860-м, ровно через десять лет после своего паломничества, он мог уже видеть чудесное обновление: на развалинах древнего Сионского храма, в крипте, обрела свои контуры небольшая русская церковь во имя Николая Чудотворца.



Тогда же Муравьев обратился за содействием к графу Н.П. Игнатьеву, русскому послу в Константинополе – мирликийские владения следовало закрепить за Россией. Тонкий дипломат придумал остроумный ход – как посланник, облеченный особым статусом, он не мог выкупить земли и храм, но сумел оформить их на имя княгини A.M. Голицыной, своей... тещи. В 1876-м (к тому времени Андрея Муравьева, самого истового защитника древней святыни, не было на свете) у Синода вновь было испрошено разрешение на сбор пожертвований в Российской империи. И уже афонские иноки, призванные в северную страну для столь благородной миссии, стали собирать первые рубли и полтины для воссоздания Сионского храма, как вновь разразилась русско-турецкая война.
Все изменилось: вселенский патриарх, воспользовавшись тем, что иноки во время войны покинули Миры, немедленно направил туда греческих священников, им же передал храм и землю. Турция этот шаг встретила с ликованием – пусть хоть на духовном поприще русские потерпят поражение! И официально заявила: церковь в Мирах Ликийских не может принадлежать русским по военно-стратегическим соображениям, таковое их присутствие в данном месте угрожает безопасности страны.
Граф Игнатьев не оставлял попыток бороться за русские владения на своем дипломатическом поприще, – все было тщетно. Тогда, от имени княгини Голицыной, он передал все имущественные права на храм и землю великому князю Сергею Александровичу, председателю Императорского Палестинского общества.
Шел 1886-й год. Все усилия великого князя вернуть России православную святыню обернулись лишь новым всплеском подозрительности соседей: турки решили, что коль в давний спор вмешался августейший представитель Дома Романовых, надо полагать, что Миры стратегически важны для русских! И Государственный совет Османской империи вынес в 1891 году свой вердикт: «Считать приобретенные Россией в Мирах земли потерявшими своих владельцев, ввиду того, что со времени приобретения они не обрабатывались русскими...»
Тем и завершился долгий спор. Но к маленькому турецкому городку близ средиземноморского побережья поток русских паломников не иссяк.
Христианская святыня стала приносить предприимчивым туркам солидный доход. В недавнем прошлом граждане древней Анатолии
потребовали от Италии вернуть мощи святителя. На что отец Джерардо Чоффари, директор Свято-Николаевского исследовательского центра в Барии, весьма остроумно заметил:
«Да, дорогие турецкие друзья, барийцы похитили в Мирах мощи святого, но вы похитили у греков сами Миры и вообще всю Малую Азию с Константинополем и не думаете это им возвращать». И остроумно замечал: «Если кому и отдавать мощи святого – так это не туркам и не грекам, а русским, почитающим его, как никто в мире».
Русский император Николай I взял под свое монаршее покровительство и храм в Бари, и древнюю базилику в Мирах. А в 1862 году, в царствование Александра II, по духовному завещанию почившего императора в храме, где служил епископ Николай Мирликийский, водрузили мраморную плиту, с выбитыми на ней старославянской вязью строками из тропаря святителю, небесного покровителя русского государя:
«Отечество свое, Миры Ликийския, не оставь духом...»
Русских паломников, да и туристов, в турецком городке Демре хватает. Для того, чтобы поистине бесценный поток иностранных гостей не иссяк, средиземноморские античные Миры превратили (трудно поверить!) в родину Санта-Клауса, ну а для русских, соответственно, – Деда Мороза. Изображения Санта-Клауса здесь повсюду: на уличных транспарантах, на футболках и полотенцах, на прилавках местных торговцев – великое множество фарфоровых, пластиковых, деревянных Санта-Клаусов. Величиной с наперсток и до метровых фигур... И даже памятник, установленный святителю перед храмом, явно напоминает любимого персонажа новогодних сказок – с мешком, полным подарков, и в окружении детворы.
В разноязычный говор туристов, бойко раскупающих рождественские сувениры, вплетаются гортанные молитвы муэдзинов... Санта-Клаусы на фоне минаретов, – где еще встретишь подобное?
А виной такого буйства фантазии турецких торгашей — стародавнее предание, о том, как здесь в Мирах Ликийских епископ Николай помог трем сестрам, отчаявшимся выйти замуж из-за великой бедности и решившимся предаться блуду, – тайно подбросив в их дом спасительные узелки с золотыми монетами.

Давнее благодеяние святителя в веках обратилось светлой традицией – дарить подарки на Рождество.



Но чудеса, творимые святителем Николаем, не завершились с его земной жизнью. Не раз спасал он жителей своего родного города. Однажды святитель, явившись во сне итальянскому купцу, просил его привезти в Миры пшеницы, – в городе царствовал жесточайший голод. Купец, проснувшись, с удивлением увидел в своей руке золотые монеты, и тотчас исполнил сказанное ему.
Незаконно осужденные чудесной силой освобождались из темниц, терпящие бедствие моряки – счастливо спасаемы. И все они возносили молитвы великому заступнику и помощнику в земных делах Николаю Мирликийскому.
Дивились иноземцы, как истово почитают русские этого святого, подмечая, что наши предки на вопрос о любом деле либо путешествии, обычно отвечали: «Если угодно святому Николе». Много чудес явил на Руси святитель Николай. И во времена нашествия на русскую землю половецких и татарских орд, наполеоновских полчищ, и гитлеровской армии. Верно, не иссякнут чудеса, что явит России в грядущем ее небесный защитник – святитель Николай из Мир Ликийских.
А имя Андрея Муравьева и поныне с благодарностью произносится всеми, кому довелось побывать в турецком городке Демре, увидеть древний храм, прикоснуться к святой гробнице... Нет, не должно исчезнуть из памяти новых поколений имя русского паломника, исполнившего свой святой обет.

Специально для Столетия


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.