Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
10 августа 2022
Новый троянский конь Вашингтона

Новый троянский конь Вашингтона

США предлагают России сократить тактическое ядерное оружие
Владимир Козин
26.06.2012
Новый троянский конь Вашингтона

Еще в феврале 2011 года Барак Обама предложил, чтобы переговоры по тактическому ядерному оружию (ТЯО) были запущены через год после вступления в силу Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), то есть, не позднее февраля 2012-го. Позже идею президента принялись активно пропагандировать высокие представители американского внешнеполитического и оборонного ведомств.

Так насколько же искренни Соединенные Штаты в этом своем горячем намерении «бороться за мир во всем мире»? С чего вдруг Вашингтон стал проявлять интерес к урегулированию проблемы ТЯО, от решения которой он уклонялся многие годы?

Складывается впечатление, что Белый дом стал активно проталкивать идею начала переговоров с Россией, воодушевившись подписанием в апреле 2010-го Договора СНВ-3. А еще старательнее – после достижения договоренности в ноябре того же года об изучении возможностей создания совместной российско-американско-натовской системы ПРО. Пригласив нашу страну поучаствовать в ЕвроПРО на невыгодных и опасных для российской национальной безопасности условиях, Вашингтону, видимо, показалось, что Москва, не вдаваясь в детали, позитивно отреагирует и на предложение начать сомнительные переговоры по ТЯО.

Тактические ядерные средства со времени их создания никогда не были предметом переговоров ни между СССР/Россией и США, ни между всеми пятью «юридическими» ядерными державами - Великобританией, КНР, Россией, США и Францией, а также тремя «фактическими» ядерными странами - Израилем, Индией и Пакистаном.

Вашингтон неоднократно блокировал ведение переговоров по ТЯО с Москвой, считая, что американские тактические ядерные средства, выдвинутые к нашим границам в качестве средств передового базирования, вполне могут выполнять стратегические задачи.

Американцы категорически отказываюся от провозглашения отдельных районов Европы - например, ее центральной части, а также акваторий Балтийского, Черного и Средиземного морей - в качестве зон, свободных от ядерного оружия.

Сравнивая позиции Москвы и Вашингтона по этой проблеме, следует учитывать важное обстоятельство принципиального характера. Если российская сторона почти 20 лет назад вывезла из Белоруссии, Казахстана и с Украины все бывшее советское ТЯО на свою территорию, то Пентагон по-прежнему размещает аналогичные ядерные потенциалы в виде авиабомб Б-61 различных модификаций на военных базах пяти стран-членов НАТО: в Бельгии, Нидерландах, Италии, ФРГ и Турции. Озабоченность Москвы по поводу этих средств передового базирования понять легко: некоторые ядерные авиабомбы, завезенные в Европу, имеют мощность до 360 килотонн - например, Б-61-7, что многократно превышает мощь атомной бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму, а иногда превосходят и современные СНВ. Кроме того, размещая свои ТЯО в Европе и на азиатской части Турции, Соединенные Штаты грубо нарушают Договор о нераспространении, который запрещает ядерным государствам передавать национальные ядерные средства неядерным государствам, а неядерным странам – принимать и размещать его на своей территории.

Тактическое ядерное оружие США, развернутое в Европе в виде авиабомб свободного падения Б-61, останется на континенте на неопределенный период времени в качестве оружия «двойного подчинения». Это означает, что в мирное время оно находится под полным военно-политическим контролем Соединенных Штатов, являясь их собственностью. А в случае войны может быть передано в распоряжение высшего руководства этих пяти государств.

СССР и Россия никогда не обменивались с Соединенными Штатами количественными данными по данным видам вооружений. Поэтому Вашингтон постоянно навязывает мысль о «превосходстве» Москвы в этой сфере. Через многочисленные публикации западных экспертов США удалось запустить в оборот следующие показатели: Пентагон, мол, располагает в Европе только 180 ядерными боезарядами, а Россия – более чем двумя тысячами единиц.

Добавлю, что и у нас в стране есть исследователи, которые на веру воспринимают все, что им скармливает американская пропагандистская машина.

Но при этом сознательно замалчиваются неоспоримые факты:

- Соединенные Штаты располагают значительным количеством авиабомб, складированных на их территории - от 320 до 560 единиц - которые могут быть быстро переброшены на европейский континент;

- Пентагон планирует продлить срок службы своих тактических ядерных вооружений, по меньшей мере, на последующие 30 лет;

- американцы разрабатывают вариант авиабомбы Б-61-12 с максимальной мощностью 50 килотонн. У нее будет повышена точность наведения, поэтому она способна нанести такой же ущерб, как и Б-61-7. Их планируется произвести от 400 до 930 единиц;

- ВВС США в ближайшие годы получат новое средство доставки таких бомб - истребитель-бомбардировщик Ф-35A;

- две из ныне находящихся на вооружении ядерных авиабомб, а именно, Б-61-7 и Б-61-11, а также перспективная Б-61-12 могут быть доставлены не только самолетами тактической авиации, но и стратегической, тяжелыми стратегическими бомбардировщиками Б-52Н и Б-2А;

- на американское ТЯО, дислоцированное в Европе, распространяется наступательная стратегия нанесения «первого удара». Оно может быть использовано как в глобальной ядерной войне, так и в ходе региональных конфликтов.

Спектр потенциального использования авиабомб Б-61 остается весьма широким. Так, согласно директивам руководства Соединенных Штатов, американо-натовское ТЯО в Европе предназначено для использования в целях «коллективной» обороны всех стран–членов Североатлантического блока. Генеральный секретарь блока Андерс Фог Расмуссен назвал размещение американского ядерного оружия на европейском континенте «важной составляющей надежного сдерживания». При этом давайте не будем забывать: все эти тактические ядерные средства «двойного назначения» являются оперативно развернутыми, то есть готовыми к применению. Кроме того, самолеты пяти стран–членов НАТО, где размещено американское ТЯО, регулярно задействуются в боевых учениях ВВС с использованием макетов ядерных авиабомб Б-61. Причем к таким учениям привлекаются неядерные государства блока. Они не имеют на своей территории тактических ядерных средств США, но проявляют «ядерную солидарность» с ними в рамках программы «Поддержка ядерных операций с помощью обычных ВВС». Также эти государства участвуют в учениях, в ходе которых отрабатываются задачи по имитации доставки ТЯО. Плюс к этому в ходе недавнего саммита альянса в Чикаго была подтверждена готовность продолжать операцию «Балтийское воздушное патрулирование» в воздушном пространстве Латвии, Литвы и Эстонии. С марта 2004-го по июнь 2012-го к операции уже привлекалась истребительно-бомбардировочная авиация 14 стран, то есть половина участвующих в НАТО государств. Где гарантия, что в ней не будут задействованы натовские истребители-бомбардировщики, потенциальные носители ТЯО?

Предложение США о начале переговоров с Россией не может быть реализовано без решения, по крайней мере, пяти проблем, по которым у сторон имеются принципиальные разногласия.

Одна из первоочередных, с которой столкнутся российско-американские переговорщики в ходе официальных дискуссий, будет определение понятийного аппарата. Что следует считать тактическими ядерными средствами? Те из них, которые могут быть доставлены к целям, удаленным на расстояние до 500 километров? Или надо учитывать дальность действия тактической авиации в 1500-2000 километров? Стратегической – свыше 5500 километров?

Обязательно возникнет «географический фактор»: самые ближние точки размещения американского ТЯО близ нашей страны — Италия, Турция и ФРГ. В то время как на американском континенте отсутствуют аналогичные российские виды оружия. Нет его и за пределами Российской Федерации и в других частях света – ни в Европе, ни в Азии, ни в Африке.

Противоречие между Москвой и Вашингтоном всплывет и по такому вопросу: когда производить подсчеты по ТЯО? До начала или в процессе переговоров? Американцы настаивают на подсчетах до, игнорируя существующую практику: стороны обменивались данными о своих ядерных потенциалах и средствах их доставки только в ходе переговоров. Так было и с СНВ, и с ракетами средней и меньшей дальности. Естественно, что должно быть скрупулезно подсчитано все ТЯО, которое имеется у США и в Европе, и на их континентальной части, а также все американские тактические ядерные потенциалы, размещенные на военных базах пяти неядерных союзников Вашингтона по Североатлантическому блоку.

Помимо этого, при рассмотрении вопроса о сокращении тактических ядерных вооружений следует учитывать следующие факторы. Первый: насколько скрупулезно и в полном ли объеме Вашингтон будет выполнять Договор СНВ-3, так как стратегическое и тактическое ядерное оружие взаимно дополняет и усиливает потенциал друг друга. Второй: как прочно будут увязаны между собой ядерные, обычные и противоракетные вооружения в рамках новой «триады» США и НАТО, как это было зафиксировано на чикагском саммите альянса. Ведь сочетание системы ПРО в Восточной и Южной Европе даже при минимальном сохранении СНВ и ТЯО у США может негативно сказаться на национальной безопасности России. Третий: насколько быстро и эффективно США и их ближайшие союзники по НАТО согласятся устранить недостатки Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Поскольку натовские страны-участницы договора по всем пяти видам таких вооружений «перевешивают» Россию на 23-48 процентов - по танкам, боевым бронированным машинам, артиллерии крупных калибров, боевым самолетам и вертолетам.

Да и пожелает ли НАТО ратифицировать этот договор? Ведь ни одно государство, входящее в альянс, до сих пор не сделало этого. Четвертый: сохранит ли Североатлантический блок возможность размещения ТЯО на территориях государств, недавно вошедших в его состав, например, Балтии? Будет ли Брюссель скрупулезно выполнять обязательство, сформулированное им в Основополагающем акте Россия-НАТО в мае 1997-го: не размещать ядерное оружие на территории новых участников блока? Пятый: будет ли американская сторона готова договариваться о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, которое усилит и потенциал СНВ, и ТЯО США?

И, наконец, шестой фактор: сохранят ли Вашингтон и НАТО в своих ключевых ракетно-ядерных стратегиях положение о возможности безусловного применения в первом ударе ядерного оружия против любого государства мира и в любое время? В том числе - и против России?

Вот они, обстоятельства, по которым не могут начаться переговоры между Россией и США по ТЯО.

Вашингтон должен вначале серьезно пересмотреть свои военно-стратегические установки и наращивание различных видов вооружений в регионах, непосредственно прилегающих к территории России.

Выведет он полностью свои тактические вооружения с европейского континента, учтет национальные интересы России при размещении ЕвроПРО – значит, продемонстрирует свою готовность к серьезному разговору с Москвой. Сегодня же нам навязывают в качестве презента нового троянского коня «Made in USA»…

Владимир Козин – член Экспертного совета Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с НАТО в области ПРО, кандидат исторических наук

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.
РАДЕВ38
23.07.2012 4:32
Мир нужен всех!?!
В начале Нам необходим ПАРИТЕТ! Потом Евразийский МИР! Потом Американский МИР! Потом МИР во всем МИРЕ!?!
В конце будет РЕВОЛЮЦИЯ во всем МИРЕ!!
алая заря
07.07.2012 8:54
И не стыдно нашим инженерам, выращенным и выученным в СССР и России ехать на работу в США  в такой политической ситуации?  ...
обыватель
02.07.2012 22:23
Надеюсь на здравый разум наших стратегов ни сокращать свои ТЯО ни раскрывать сведения о них. Следует не забывать как США применяли ТЯО в Сербии и Ираке.
zz15
30.06.2012 16:30
Эти гринго уже давно достали! Как тараканы везде лезут и всем все советуют. Уткнулись бы!
Уставший слушать ложь
28.06.2012 22:29
А почему бы не вести переговоры по разоружению не между СШП и Россией, а между НАТО и Россией? И еще. Если наступят тяжелые времена, по-любому нашему Президенту придется обратиться к народу. Понятно, что сейчас он не может объяснить нам, кто и как ему мешает делать более решительные шаги, не дает ему многие вещи называть своими именами. Так вот не будет ли потом слишком поздно делать это обращение? В течение последних лет, что касается ближнего востока, столько напиндосили, выдавая ложь за факты, что было бы, на мой взгляд, уже пора всем миром, кто с глазами и головой дружит (имею в виду государства), выразить от мировой общественности решительное недоверие как руководству СШП, так и руководству НАТО. Куда еще дальше идти? "Наши коллеги, наши партнеры". Политическое лицемерие.
Писарь волостной
28.06.2012 13:30
Короче, полное и безоговорочное разоружение России...
Ансарбай
28.06.2012 13:01
Опричник, Христос терпел и вам велел.
Стратег
28.06.2012 9:40
Ядерное оружие в  течение 60 последних лет позволяет поддерживать  мир. Пусть будет так и  дальше. Разве  США напали бы на Ирак если бы у него было ядерное оружие.
Опричник
27.06.2012 18:30
Либерасты сделали из России примитивный Гондурас. Доколе будем их терпеть, - папуасы?
Дмитрий
27.06.2012 10:17
Думается, переговоры надо будет вести с тем, чтобы у власти остался Обама(его политике "плюс", что он инициатор этих переговоров), но вести их не более десяти лет, пока не перевооружимся...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.