Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Калининградское обострение

Калининградское обострение

Блокада наземного российского транзита через Литву в Калининградскую область чревата последствиями
Виталий Лекомцев
30.06.2022
Калининградское обострение

Губернатор области Антон Алиханов сообщил, что под запрет подпали от 40 до 50% поступающих в регион грузов. Губернатор подчеркнул, что Литва, запретив их транзит, грубо нарушила обязательства, данные ею при вступлении в ЕС. Власти самой Литовской Республики сначала оправдывались тем, что всего лишь выполняют волю Брюсселя об антироссийских санкциях. Но потом сбросили маску и дали понять, что действуют и по собственной инициативе – ставя своё государство под риск получить полноценную «ответку» со стороны России.

Намёки на то, что Литва может пойти на блокаду Калининграда, делались ещё минувшей весной. Канадские журналисты Джон Белл и Джон Зада в газете Globe and Mail предположили, что из-за Калининградской области степень напряжённости в отношениях между Россией и НАТО может выйти на принципиально новый уровень. По их мнению, геополитические риски особенно вырастут в связи со вступлением в НАТО Швеции и Финляндии. Ну, а поскольку эти страны расположены в балтийском регионе, то российский Калининград превращается «в критический центр внимания». Белл и Зада напоминают: «Сегодня в этом стратегически важном и свободном ото льда северном регионе размещается Балтийский флот России, современные силы ПВО и мобильные ракетные установки "Искандер-М", способные доставлять к цели ядерные боезаряды. Владимир Путин может усилить военную активность в этом милитаризованном анклаве, а также вдоль российской границы на Балтике, создавая угрозу членам НАТО Польше и Германии».

Журналисты упомянули и Сувалкский коридор – принадлежащий Польше и Литве участок холмистой местности, отделяющий Калининградскую область от Белоруссии. «Данный коридор считается ахиллесовой пятой НАТО. В случае начала военных действий между Востоком и Западом или если Путин просто решит вставлять палки в колёса, российские войска смогут захватить этот коридор, отрезав прибалтийские государства от их соседки и союзницы по НАТО Польши. Такой шаг будет иметь целью связать Калининград с Белоруссией, а, следовательно, и с Россией. А ещё он лишит прибалтийские страны доставляемой по суше военной и прочей помощи НАТО. Это будет означать начало войны между Россией и Североатлантическим альянсом, которой стороны до сих пор всячески избегали, несмотря на все их заявления и действия», – полагают авторы. Белл и Зада советуют: «Альянсу необходимо усиливать свою группировку вокруг Сувалкского коридора. Но делать это он должен таким образом, чтобы не создавать угрозу контролю России над Калининградом и не вызвать эскалацию, если Москва неверно истолкует эти действия».

Однако Литва поступила прямо противоположно этим рекомендациям.

В соответствии с действующими договорами Литовская Республика ранее предоставляла свою территорию для снабжения Калининграда – и вдруг в Вильнюсе заявили, что частично отказываются от своих обязательств. Отныне Литва запрещает везти через свои земли в Калининград уголь, торф, нефть, нефтепродукты и оборудование, которое может быть использованы в нефтепереработке.

Под запрет попали также продукты из стали и чугуна (металлические листы, пластины, стержни, арматура, нелегированные сплавы, железнодорожные материалы, трубы, проволока), реактивное топливо и топливные присадки (включая ингибиторы коррозии, обледенения, биоцидные добавки). Запрет касается нескольких видов цемента и минеральных удобрений, стекла, серебра, свинца. Литва запретила транзит через свою территорию и предметов роскоши – икры, сигар, трюфелей, алкогольных напитков, мебели, одежды и изделий из кожи, ювелирных украшений и драгоценных камней, электронных приборов стоимостью свыше 750 евро и прочего.

В самом Калининграде известие о «полублокаде» восприняли без психоза. «У нас все спокойно, паники нет. Не замечал её ни у знакомых, ни у прохожих – и даже калининградские СМИ пишут о запрете транзита меньше, чем можно было предполагать. Есть тревожность, но тревожный фон для региона, который зажат между двумя самыми враждебными по отношению к России странами НАТО – норма. К блокаде транзита у нас усиленно готовились как минимум последние восемь лет и особенно последние несколько месяцев. Теперь, когда ожидания перерастают в реальность, в области в целом не сомневаются, что калининградцам будет поставляться по морю все, что необходимо. Максимум страхов – товарный дефицит из-за непроработанности логистики до того, как будут освоены новые транспортные цепочки по Балтике. Больше других нервничают приезжие. Местные-то закалены жизнью в отрезанном регионе», – отмечает политолог Александр Носович. И добавляет: «Я сам всю жизнь прожил в Калининградской области и твердо могу сказать, что сегодняшняя ситуация – детский лепет по сравнению с тем, что творилось у нас в 1992-93 годах. После распада СССР калининградцы ощущали себя жертвами кораблекрушения, которые из последних сил держатся за обломок разбившегося корабля, а земли вокруг не видать. Тогда здесь были распространены и настроения "Москва нас немцам продаст", и настроения "пусть уж лучше нас Германия забирает". Это непередаваемое чувство, когда у тебя из-под ног уходит страна. Такое же, как когда из-под ног уходит земля. Сейчас-то, что ни говори, страна у нас есть. Поэтому никакого особенного страха я в Калининграде не наблюдаю».

Как сказала «Столетию» политолог, профессор факультета международных отношений СПбГУ Наталья Ерёмина, своей выходкой Литва пошла на подрыв всей системы договоров, связывавших ее с Россией. Ведь договоренности о транзите в Калининградскую область были связаны со множеством других соглашений, которые не могут действовать в отрыве друг от друга.

«Эти договоры были важны и с точки зрения фиксации границ Литовской Республики – что важно было для евроатлантической интеграции самого этого государства. Как тут не вспомнить, что российская сторона ещё в 90-е высказывала опасения, что ожидаемое тогда вступление Литвы в ЕС и НАТО может привести к изоляции Калининградской области! И как тут не вспомнить, как в ответ мы слышали от всех наших "международных партнеров", что подобное просто невозможно! Что евроинтеграция, мол, предполагает тесное взаимодействие Литвы со всеми её соседями, что никто не заинтересован в конфликте, что все хотят торговать и сотрудничать», – напомнила профессор.

Она указывает, что в самой Литве отношение к Калининградской области особое – учитывая факт того, что многие политики этой страны вслух высказывали претензии на российский эксклав. «Тем не менее, высказывания о том, что Калининградская область является, дескать, некой "Малой Литвой", были уделом отдельных политиков. В целом же власти Литвы двадцать лет назад уверяли нас, что их будущее членство в ЕС не поставит под вопрос транзит в Калининградскую область, что наши опасения на этот счет безосновательны. Тогда мы Литву услышали. Россия пошла на многочисленные уступки – мы в своё время даже согласились с тем, что Вильнюс может запретить неприятным ему гражданам РФ передвигаться в Калининград транзитом через литовскую территорию. Более того, российскому гражданину, чтобы пересечь территорию Литвы, направляясь в Калининград, нужен загранпаспорт. Литва и ЕС в целом привыкли к тому, что Россия постоянно идёт на уступки. А что выходит сейчас? Получается, что нас обманывали. Выходит, что права граждан России в Калининградской области могут, по мнению литовцев, нарушаться? В Вильнюсе заявляли, что наличие Калининграда не должно причинять ущерба евроатлантическим стремлениям литовцев, а обратная логика, что – не работает?», – вопрошает Наталья Еремина.

Начиная с 90-х, между государствами было заключено много двусторонних договоренностей по транзиту, благодаря которым, кстати, Литва сильно поднялась в экономическом плане.

Теперь же своими односторонними действиями Литва обрушивает всю эту систему договоренностей. Данные соглашения более не действуют – надо, видимо, заявить это откровенно. Что характерно, Литва побежала даже впереди паровоза, не ограничившись запретом в отношении грузов, доставляемых по железной дороге, но самовольно расширив санкции ЕС и на грузовой автомобильный транспорт. Остаются морские перевозки. Очередной урок для наших политиков, которые не понимали, что прежде надо демонстрировать "красные линии" и возможные последствия от их нарушения, а только потом о чём-то договариваться, считает политолог. Еремина обращает особое внимание, что в первые дни после своего заявления об ограничении калининградского транзита литовские политики испуганно отмалчивались, «переводя стрелки» на ЕС, якобы велевший им пойти на этот шаг.

Москва решительно объявила, что не оставит столь враждебный шаг без последствий – чем, очевидно, напугала кое-кого в Брюсселе. И вскоре пошли разговоры о том, что Евросоюз может велеть Литве снять ограничения, наложенные ею на калининградский транзит. Но тут неожиданно резко выступил литовский президент Гитанас Науседа. Он заявил, что ни о каких «коридорах не может быть и речи, как не может быть и речи об уступках России». После этого пришлось высказаться министру иностранных дел Литвы Габриэлюсу Ландсбергису, находящемуся с Науседой в неприязненных отношениях. Ландсбергис сказал так: «Позиция Литвы заключается в том, что санкции не должны облегчать жизнь России. Санкции предназначены для ограничения способности России эффективно действовать и вести войну на Украине».

Политолог Александр Носович отмечает, что мотивы действий Литвы абсолютно понятны – ей нужно добиться жесткой реакции России на свои действия. «Если удастся, Литва будет в центре внимания – наравне с Украиной. Так можно получить большее присутствие НАТО на своей территории и большее финансовое и политическое обеспечение под это присутствие. Это чисто саакашвилевская тактика – и то, чем она закончилась для Саакашвили, Вильнюс не напрягает. Там верят, что членство в НАТО гарантирует Литву от грузинского сценария 2008 года. Литовские власти в отношениях с Россией и Белоруссией давно разучились работать на что-либо, кроме эскалации» – подчёркивает эксперт.

Он отмечает, что тема Калининграда в Литве стала полем для состязания правящего клана «ландсбергистов» и действующего президента Гитанаса Науседы. Политический опыт учит литовцев, что выгодна может быть лишь эскалация. Призывы к диалогу и миру Запад у восточных европейцев не «покупает», а во внутренней борьбе побеждает тот, кто первым заклеймит оппонента «агентом Кремля». Вот и сейчас президент Гитанас Науседа блистательно положил на татами клан Ландсбергисов, актуальный отпрыск которого на посту главы МИД всю неделю оправдывался, что Литва по Калининграду ничего не решала и своей позиции не имеет – это всё Евросоюз сказал делать. А президент вышел и сказал: никаких исключений для Калининграда – наша принципиальная политика ценностей, наложим вето на послабление санкций ЕС. Переиграл. А если бы призвал не сходить с ума и не подставлять Литву под ядерный удар, проиграл бы.

По мнению Носовича, попытки договориться с Литвой, взывая к доводам разума, заранее обречены на неудачу. «Литва сама уже много лет как похоронила политический диалог с Москвой, да и любые другие формы взаимодействия с РФ тоже.

С 2014 года там убеждают союзников по НАТО, что приличные люди с Кремлем переговоры не ведут и с Путиным не разговаривают. Всякий, кто в Вильнюсе такое предложит, автоматически будет провозглашен «путинским наймитом». А если диалог предложит Москва, то в Вильнюсе это сочтут «формой агрессии», потому что считается, что в любом взаимодействии с РФ Литва всегда проиграет, поэтому преступно соглашаться на взаимодействие. «Литва сейчас загнала себя в политический тупик, из которого ей не выбраться. Её политический режим, политические коммуникации, политический язык – всё законсервировано, застопорено нарративами "русской угрозы" и "политики ценностей"», – констатирует политолог.

«Сейчас руководство России налаживает альтернативные пути снабжения Калининграда. Морских провозных мощностей на Балтике сегодня избыточно, поэтому снабжать Калининград и вывозить товары из региона есть на чём. Да, понадобится субсидирование морского тарифа, но это техника. Наша страна позволит себе и это, и позволит себе программы развития региона. Мы очень сильная страна», – написал в своём телеграм-канале губернатор региона Антон Алиханов. 28 августа он сообщил: «Этой ночью из Санкт-Петербурга к нам вышел в первый калининградский рейс сухогруз "Холмогоры", везёт металлопрокат, следующий его рейс – под цемент. Остальные паромы работают по графику. Завтра командировка в Москву, в том числе будем обсуждать федеральную поддержку на морскую транспортную составляющую».

Особый вопрос – чем Россия ответит Литве на её выходку. О том, что поиск решений на этот счёт ведется, сообщил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. По его словам, ЕС, вводя антироссийские санкции, на блокаде Калининграда не настаивал – понимая возможные негативные последствия.

«Но Литва подобострастно расшаркалась перед американскими "благодетелями", в очередной раз проявив свои дебильные русофобские установки. Скажем прямо, ограничение транзита – часть той самой "войны по доверенности", которую Запад развязал против России. Естественно, Россия примет ответные меры, и они будут очень жёсткими. Пока не буду уточнять, какие именно. Возможностей много: значительная их часть носит экономический характер и способна перекрыть кислород нашим прибалтийским соседям, которые предприняли вражеские действия. Есть и возможность применения асимметричных мер, что, безусловно, вызовет критическое нагнетание конфликта. Такая эскалация – плохой выбор. И пострадают от неё обычные граждане Литвы, уровень жизни которых и без того не самый высокий, а по европейским меркам – просто нищенский. Спросите жителей Вильнюса или Каунаса, что они думают о таких мерах – и услышите честные, не особо дипломатичные ответы. Литовские политические деятели выслуживаются, а граждане пытаются как-то выжить в этом театре абсурда. И тем, и другим это удается всё хуже», – сказал зампред Совета безопасности РФ.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..