Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 мая 2024

И снова - авария

Проданный Индии авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» - Викрамадитья» - не смог пройти ходовые испытания
Сергей Михайлов
17.09.2012
И снова - авария

Один из самых амбициозных проектов отечественных судостроителей и торговцев вооружением, похоже, идет ко дну буквально на глазах. То, что случилось на завершающей стадии испытаний переделанного для Индии советского авианесущего крейсера, получившего новое имя «Викрамадитья» - настоящая катастрофа, аналогичная тем, что преследуют космическую промышленность России.

По сообщениям средств массовой информации - что подтверждено источниками из промышленности - во время ходовых испытаний у авианосца вышли из строя один за другим семь паровых котлов из восьми. Вопрос стоит уже не об отправке «Викрамадитьи» далекому заказчику за моря и океаны, а о том, как вообще дотащить эту громадину до стапелей «Севмашпредприятия», где он перестраивался минувшие восемь лет. И что с ним делать дальше…

Судьба этого советско-российско-индийского тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) печальна. Заложили его в 1978-м на «Черноморском судостроительном заводе» в Николаеве под именем «Баку». В состав ВМФ он вошел в 1988-м. Получается, строили и доводили до ума аж десять лет. ТАКР «Баку» переименовали в «Адмирал флота Советского Союза Горшков» 4 октября 1990-го – потому что Азербайджан стал демонстративно выходить из правового поля СССР. Интересно, что в нынешних официальных документах он фигурирует в урезанном виде: «Адмирал Горшков». В составе Северного флота «Баку» - «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был всего четыре года, меньше, чем строился, что для больших боевых кораблей исключение. Как правило, они несут службу десятилетиями. В 1992-м он встал на плановый ремонт, да так в нем и остался.

СССР распался, а России периода девяностых океанский военный флот вообще оказался не нужен. А корабль-то был почти новый. На него обратили внимание и китайцы, и индийцы.

Предпочтение отдали последним, при этом Дели еще пришлось долго уговаривать купить ТАКР. Сумма контракта, заключенного в 2004 году, составила 1,6 миллиарда долларов, затем ее увеличили до 2,33 миллиарда. Официально он был продан Индии 20 января 2004-го, 5 марта того же года авианосец исключили из боевого состава ВМФ России, торжественно спустили Андреевский флаг - хотя какие тут могут быть торжества. Прежнее название корабля было аннулировано, появилось новое, «Викрамадитья» - «Всемогущий». При этом для уже индийского авианосца должны были сделать фактически новую версию палубного истребителя МиГ-29К.

Сдать заказчику «Викрамадитью» обещали в 2008-м. У нас ведь как рассуждают? Мы корабелам целых полтора миллиарда долларов отваливаем всего-то на ремонт! Да за такие деньги новый корабль можно построить! Выполнить и доложить! И не волнует топ-менеджеров несчастной нашей оборонки, и, тем более, торговцев оружием, всего-то посредников, ни состояние угробленной промышленности, ни наличие квалифицированных рабочих и инженерных кадров. Они же, манагеры, в рынке живут и рыночно мыслят. Наши деньги – ваш товар! И никак иначе. Только вот деньги, даже доллары, не могут, как по мановению волшебной палочки, обратиться в качественный товар. А качественный товар оборонная промышленность все чаще и чаще произвести не может уже физически.

За двенадцать лет, с 1992 до 2004-й, отстояв у причальной стенки, ТАКР «Адмирал Горшков» пришел в полную негодность. Никакому ремонту он не подлежал. Пришлось фактически заново строить для Индии авианесущий крейсер. Как говорили специалисты-судостроители, дешевле и проще было спроектировать и построить совершенно новый авианосец, чем возиться с переделкой старого. Но у нас ведь хотели как лучше и как экономнее. Получилось то, что получилось – результат был предсказуем.

В целом «Викрамадитья» получился неплохим авианосцем в своем классе, вполне отвечавшим даже очень современным требованиям. Для него создали очень хороший палубный истребитель МиГ-29К. Индийцам он понравился, и они заказали у России больше машин, чем требовалось для оснащения одного корабля.

Оружие на авианосце тоже оказалось на высоте.

Испытания авианосца должны были завершиться этим летом. Торжественно передать «Викрамадитью» Индии планировалось 4 декабря 2012-го – в день ВМС этой страны, то есть через три месяца. Намечались грандиозные торжества по этому случаю. Праздник не состоится. Выход из строя семи паровых котлов из восьми – это ЧП из ЧП. За такие вещи не при Иосифе Сталине, а даже при «либерале» Никите Хрущеве неизбежно как минимум сняли бы тех, кто реально виноват.

Как стало известно, при ходовых испытаниях во время движения на полном ходу в 30 узлов рассыпалась кирпичная теплоизоляция, котлы вышли на аварийный режим работы и встали. Запустить снова их не удалось. Выяснить, что же случилось с ними, возможен ли их ремонт на корабле, или все придется полностью менять, можно только на заводе, куда «Викрамадитью» еще надо доставить.

Утверждается, что в этой катастрофе - иначе и не скажешь - виноваты чуть ли не заказчики. Они, мол, капризные, потребовали заменить асбестовую теплоизоляцию на другую, более экологичную. Асбест, который все еще широко применяется в России, во всем мире давно под запретом как сильнейший канцероген. Странно, что этого не знали изготовители котлов, пытаясь «впарить» инозаказчикам явно непроходной теплоизоляционный продукт. Асбест не прошел, тогда, скорее всего, в качестве теплоизоляции использовали просто огнеупорный кирпич без всяких амортизирующих прокладок. Еще удивительно, что кирпичная кладка на корабле не рассыпалась при самом начале ходовых испытаний.

Я не собираюсь учить ученых котлостроителей. Просто иногда надо оторвать глаза от земли-воды и поднять их к небу, осмотреться по сторонам, поискать современную теплоизоляцию не на кирпичном уровне.

Давным-давно один из разработчиков прекрасного проекта подводных лодок «Альфа» - самых маленьких и самых скоростных АПЛ в мире - поведал мне такую историю. При проектировании компактной атомной субмарины, конструкторы столкнулись с, казалось, непреодолимой проблемой: как вместить в малые объемы гигантские агрегаты, традиционно применявшиеся в судостроении. И тогда обратились к опыту самолетостроителей и создателей космических орбитальных станций. Удалось полностью изменить саму идеологию строительства АПЛ, и получился чудо-корабль, в котором использовалось множество поистине космических технологий.

Для советского многоразового космического корабля «Буран» была разработана уникальная теплоизоляция, которая держала тысячеградусные температуры, а также сохраняла прочность при сильнейших ударных нагрузках и вибрации. Это было ноу-хау, опережавшее даже уровень теплоизоляции американских «шатлов». Не знаю, сохранилась ли технология создания покрытия «Буранов», но при желании ее можно было воссоздать. И сделать теплоизоляцию котлов «Викрамадитьи» в тысячи раз лучше, чем при традиционном применении асбеста, и в миллион раз надежнее, чем при «доменно-кирпичной» кладке.

Теперь, как говорят специалисты, для устранения аварии, возможно, придется разрезать корпус авианосца, извлекать котлы и чинить их вне корабля, а то и менять полностью, то есть затевать выпуск новых – а это годы и годы.

Хотя представители предприятия, выпустившего котлы, поспешили заявить, что ничего страшного не случилось, произошла просто аварийная остановка, сами котлы не сгорели. А некоторые эксперты уже оптимистично заявили: никакой трагедии нет. Строили авианосец в два раза дольше обещанных четырех лет - потерпит заказчик еще пару годков. Вот только потерпит ли? Это во-первых. А во-вторых, кто платить за сгоревшие котлы будет?

Интересно, что в Китае построили и вводят в строй аналог «Адмирала Горшкова» – свой собственный авианосец, переделанный из советского недостроенного ТАКР «Варяг». Этот авианесущий крейсер заложили в 1988-м в Николаеве, но достроить не успели. После раздела Советского Союза корпус «Варяга» без всякой внутренней начинки перешел к Украине. В 1988-м плавающий металлолом Украина продала Китаю, как было заявлено, для оборудования на нем казино. Совсем недавно в прессе появились фотографии красавца-авианосца, в котором нетрудно было узнать достроенный «Варяг» под флагом КНР и с бортовым номером «16». Как сообщается, этот корабль уже совершил десять успешных выходов, проведя в море более ста суток. Вам предстоит еще узнать о королеве азартных игр, а именно о рулетке. Европейская рулетка - действительно выбор миллионов почетных игроков. Считается одним из популярнейших развлечений.

Коммунистическому Китаю по силам то, что уже не тянет капиталистическая Россия...  

Специально для Столетия


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.