Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Остались еще на земле казаки!

Остались еще на земле казаки!

Расшеватский феномен: о жизни одной ставропольской станицы
Сергей Иващенко
20.02.2018
Остались еще на земле казаки!

За долгую работу в аграрной журналистике я объездил весь Ставропольский край вдоль и поперек, бывал в большинстве его сел и станиц. Есть у меня любимые места, в которых бывал не раз, но в них тянет вновь и вновь: там какой-то особый дух, который даже меня, горожанина, не оставляет равнодушным.  Одно из таких мест – станица Расшеватская Новоалександровского района.

Здесь, пожалуй, фермеров на единицу населения больше, чем в каком другом населенном пункте Ставрополья. Я раньше как-то не задумывался над этим феноменом. Ну, сложилось так по ряду обстоятельств. Но однажды мне позвонил местный фермер Александр Лопатин и пригласил на 20-летний юбилей станичной фермерской ассоциации «Прогресс». Я поехал.

У нас очень сильны  традиции собственности, которые  не смогли вытравить 70 лет советской  власти, рассказывал Александр, взявшийся провести экскурсию по фермерским местам своей станицы. Поэтому, когда началось формирование фермерства, мы сразу уши навострили. Признаюсь, боязно было. Я – ветеринарный врач в колхозе, Иван Митрофанов – главный инженер. Нам было что терять, если вдруг неудача постигла бы. Назад бы не взяли, не простили. Но именно Иван Андреевич Митрофанов стал инициатором выхода из разваливающегося колхоза. И был прав. Нам, 14 человекам, удалось выйти не только с земельными, но и с имущественными паями. Вскоре эту лавочку прикрыли, мало кому в крае удалось взять из колхозов хоть какое-то имущество.

А вот база нашего «Прогресса», показывал Александр Иванович на появившиеся вдали хозяйственные постройки. Сейчас там осталось пять человек, все остальные выделились в самостоятельные хозяйства, в том числе и я. Но мы все помним, откуда мы родом, потому и решили отметить 20-летие «Прогресса».

Вдохновитель создания ассоциации Иван Андреевич Митрофанов встретил меня на площади около станичного Дома культуры, куда подтягивались гости.

А что ж заставило  вас покинуть «Прогресс»?

Как что? Чувство собственности. Когда мы стали  крепнуть, не  скрою, появились разногласия, трения. Каждому казалось, что он вносит  больший вклад в общее дело, а кто-то пытается под себя  подгрести. Видимо, это неизбежно  на определенном этапе. К тому  же, стали подрастать дети, которым  мы, кстати, всем дали высшее образование, кому-то купили квартиры в  Ставрополе.

У некоторых фермеров не только дети работают вместе с отцами, но уже подтягиваются и внуки.

Например, в семье Новичихиных основатель хозяйства Валерий Васильевич  потихоньку уступил место  сыновьям Игорю и Михаилу. А сын Игоря Владимир учился тогда в Краснодаре в аграрном вузе и каждое лето приезжал помогать деду и отцу.

Обязательно вернусь в  станицу, мне здесь нравится, есть  хорошая работа, поведал мне тогда студент.

Забегая вперед, скажу, что Володя вернулся в станицу и уже фермерствует.

В отличие от своих  однокурсников я никогда не  задумывался, где мне искать работу. Она у меня уже была, рассказывал тогда сын Лопатина Алексей, я выучился на агронома и теперь мы вместе с отцом работаем. Мама у нас бухгалтерию ведет. Настоящее семейное предприятие. Лучшего и желать не надо. Все вместе работаем на общее благо. Это и семью укрепляет, и хорошо влияет на воспитание детей.

С тех пор прошло пять лет. Расшеватские фермеры отпраздновали уже четвертьвековой юбилей своей ассоциации. А я теперь регулярно приезжаю в станицу, познакомился с множеством замечательных людей. Теперь глубоко убежден, что мощная фермерская прослойка в этом населенном пункте сложилась не случайно.

А объяснение феномену надо искать в далеком 1801 году, когда на карте Российской империи появилось село Расшеватское, ставшее станицей в 1839 году.

Фермер Иван Андреевич Митрофанов как раз потомок первых поселенцев, прибывших в эти места из Воронежской, Орловской, Курской губерний. Он интересуется историей родной станицы и много рассказал мне о своей родословной, о других казачьих фамилиях. Подарил мне книгу «Станица Расшеватская – годы и люди», которую написал уроженец станицы, первый атаман воссозданного в 90-е годы Терского казачьего войска, кандидат исторических наук Петр Стефанович Федосов. На основе прямо-таки титанического  труда Петра Стефановича и рассказов Ивана Андреевича попробую провести связующую нить между прошлым и настоящим станицы.

Кто же были те люди, что пришли заселять новые земли? Как пишет Федосов в своей книге – это потомки детей боярских, то есть, служилых людей, которые получали земельные наделы на южных окраинах Московского государства и несли службу по охране южных границ. Позже большинство из них потеряли свои вотчины в силу различных обстоятельств и пополнили особое сословие, сложившееся к  XVIII веку – однодворцев. Это уже не помещики, но и не совсем крестьяне. Это вольные люди, никогда не бывшие в крепостной зависимости, владевшие небольшим земельным наделом – одним двором. Именно однодворцы стали основными переселенцами на осваиваемых просторах Кавказа, многие из которых позже были приписаны в казаки.

В книге Федосова приведены выписки из ревизских сказок, так тогда назывались переписи податного населения,  1811 года. По ним можно узнать фамилии первых поселенцев и откуда они прибывали на новые земли. Лопатины, Зайцевы, Митрофановы, Колесниковы. Новичихины, Репниковы, Горлатовы, Смородины, Кунаковские, Павловы, Косиновы, Калашниковы, Савельевы, Федосовы, Сысоевы, не обошлось, конечно, и без Ивановых. В основном русские фамилии, так как подавляющее большинство переезжало из южнорусских губерний, лишь небольшая часть из губерний на территории нынешней Украины.

До сих пор в Расшеватской сохранился местный диалект, почти не отличающийся от говора нынешних Воронежской, Липецкой областей.

По материнской линии мои корни тоже там, в Задонском районе Липецкой области, и эти «Манькя, Ванькя, иде, идя, застить» мне хорошо знакомы. На Юге России говорят по-другому, здесь много украинизмов. А вот расшеватцы стоят особняком, продолжая акать и якать. Причем, несмотря на то, что литературный язык, конечно, большинство знает, говорить по-местному не считается зазорным. Это особый расшеватский шик. К тому же Ивану Андреевичу Митрофанову обращаются люди – Иван Андрев.

Но почитание языка предков – это только часть общего мировоззрения станичников – чтить свои корни, брать пример с дедов и прадедов. А они, как правило, были людьми работящими, с чувством собственного достоинства, ну, и, конечно, верой и правдой служили Отечеству.

Возьмем хотя бы родословную Ивана Андреевича. Его можно назвать типичным представителем расшеватского общества.

Первым, кто написал заявление о вступлении в кубанское казачество в роду Митрофановых, был Федор. Иван Андреевич отчества своего предка не знает, зато знает, что заявление то дотировано 1839 годом.

У Федора был сын Фома, у которого в свою очередь было три сына – Иван, Алексей и Федор. От Ивана пошла линия, приведшая к фермеру Ивану Андреевичу Митрофанову.

Про прадеда Ивана я  почти ничего не знаю, а вот  брат его Федор был известным  человеком в станице, – рассказывает  Иван Андреевич, – в 1880 году он  даже избирался станичным атаманом. Был участником Русско-турецкой  войны 1877-1878 гг. и за отличие  в боевых делах был удостоен Георгиевского  креста четвертой степени.

Навоевавшись, Федор Фомич занялся торговлей, да так успешно, что по обороту занимал пятое место в  станице. А в Расшеватской на рубеже веков насчитывалось более сотни магазинов и других коммерческих предприятий. Сейчас в центре стоит магазин под названием «Станичный», владеет которым семья  фермеров Колесниковых. Этот дом остался от Федора Фомича.

Дед Митрофанова Егор Иванович имел 35 десятин земли. Это было слишком мало, чтоб прокормить семью, в которой было шестеро детей, и дед по примеру своего дяди  промышлял коммерцией. Возил лес из Астрахани. Из этой древесины было построено  много домов в Расшеватской. Дед выстроил добротные дома и своим детям, среди которых и Андрей – отец Ивана Андреевича.

Разговор о домах деда Егора самопроизвольно вывел нас на тему революционных потрясений. Как признает Иван Андреевич, предки его, по большому счету, новые порядки не приняли.

Если двоюродный дед Василий, кавалер трех Георгиев, выступил против них открыто, отправившись в армию Деникина, и позже уйдя с белыми за границу, то родной дед Егор остался на родине. Но в колхоз вступать отказался.

– Если у вас там Филька  за бригадира, который за жизнь  и дома не построил, в землянке  жил, то мне там делать нечего, – говорил он.

Сам Иван Андреевич Митрофанов с 16 лет в колхозе работал телятником. Адский труд, особенно зимой. Тогда поклялся, что обязательно в люди выйдет, чтоб не угробляться так бессмысленно. Поступил в техникум сельского хозяйства на факультет механизации. Потом заочно окончил Ставропольский сельхозинститут. Работал на инженерных должностях в колхозе. Став главным инженером, мог бы почивать на лаврах, потихонечку пользуясь служебным положением и наживая благосостояние. Но фамильные гены не давали покоя. В начале 90-х  подался в фермеры. Был Иван Андреевич и первым демократически избранным главой станичной администрации, как и его предок, атаман Федор Фомич. С гордостью показал мне Иван Андреевич мост через речку Расшеватку, строительство которого организовал он, будучи главой. Вот уже 15 лет стоит, как новенький.

В свои 67 лет мог бы он и на покой податься.

– Но как подумаю, что  без дела окажусь, жутко становится. У нас в роду не было бездельников, и мне гены не дают покоя. Потому у нас и фермеров  в станице много, что у казаков  в крови трудолюбие, чувство собственного  достоинства. Большевики, хоть и  не признавали генетику, но хорошо  постарались, чтоб вытравить казачьи  гены. Не нужен им был свободолюбивый  тяготеющий к собственности народ. Но, судя по всему, недоглядели  или не успели. Остались еще  на земле казаки.

Слава Богу! Вот они-то и составляют фермерский костяк станицы, а иные стали военными, государственными служащими. В книге Петра Федосова рассказывается о многих выдающихся станичниках,  как и о простых людях, честно трудившихся на родной земле, защищавших ее в годы лихолетий. Это, например, род Репниковых, среди которых был почитаемый атаман Василий Федорович Репников, а потомки его стали офицерами и даже генералами.

Гордятся расшеватцы своим земляком Григорием Кожевниковым. Он был пулеметчиком в одной из частей, сражавшихся против немцев в Белоруссии. Замаскировавшись в дупле старого дуба, Григорий три часа удерживал наступление немецкого подразделения, уничтожив сотню фашистов.

Только огнем артиллерии противнику удалось подавить огневую точку казака. Восхищенные его мужеством немцы похоронили пулеметчика со всеми  воинскими почестями.

Знаю фермера Кожевникова. Он успешно хозяйствует в окрестностях станицы на своей земле. То, что родня Григорию – очевидно. Рядом с базой Ивана Андреевича Митрофанова находится полевой стан фермера Зайцева - тоже продолжателя родословной первых поселенцев. За ним – ферма Колесниковых. Братья Сергей и Дмитрий вместе с отцом Александром Петровичем успешно хозяйствуют на земле. Молодые Колесниковы не просто продолжают отцовское дело, а пошли  дальше, занялись племенным животноводством, семеноводством, выращивают тепличные овощи. А на окраине станицы стоит старая мельница. Сегодня она принадлежит колхозу «Родина», а когда-то ее называли Колесникова. Понятно, почему.

Знаю станичника Геннадия Горлатова. Он много лет работал водителем в колхозе «Родина». Но с малых лет любил сад, виноград, переняв эту любовь от прадеда и деда. Геннадий даже показывал мне фотографии начала 50-х годов, где на фоне лозы его дедушка. Тогда самого Геннадия еще на свете не было, но гены-то перенял! Сегодня на подворье Горлатова около 300 сортов винограда. Есть инжир, гранат, хурма, которые не растут на Ставрополье. А он собирает с них урожай и угощает гостей и соседей. В фермеры Геннадий не пошел, побоялся. Но недавно все же ушел из колхоза, работает как владелец личного подсобного хозяйства. Разбил интенсивный сад в окрестностях станицы. Свободолюбивые казачьи гены взяли свое.

Сестра Геннадия, Светлана, работает учителем в местной школе. Здесь стараются передать будущим поколениям благородные традиции служения Отечеству и вольного землепашества.

– Согласитесь, что задача  школы не только обучить детей  грамоте, основам наук, но и заложить  в них нравственные начала, воспитать  гражданскую позицию. В советские  времена с этим неплохо справлялась  пионерская организация, несмотря  на идеологические издержки, – рассуждает  директор школы Татьяна Толоконникова (тоже фамилия первых поселенцев), – сейчас, слава Богу, этой классовой зацикленности нет. Но ничего не дадено взамен. Нет идеи, вокруг которой можно было бы сплотить детей, формировать в них гражданскую позицию. Вот мы и вышли с предложением ввести в школе казачий компонент. Мы получили такой статус в минобразования официально, в школе имеются казачьи классы и ей присвоено имя  станичного атамана Репникова.

Рассматриваем старинную фотографию, на которой на фоне добротного здания запечатлены дети в кубанках, черкесках, с кинжалами. Это выпускники двухклассного мужского училища, которое было открыто в станице во времена атаманства Василия Репникова. В этом здании и по сей день учатся дети станицы Расшеватской. Территория современной школы огромна – несколько гектаров. Рядом с историческим зданием вырос современный учебный корпус, который периодически достраивался, реконструировался. Получилось весьма символическое сочетание прошлого и настоящего, которые дополняют друг друга.

– Вот и мы так хотим  воспитывать детей, чтобы в них  сочеталось все хорошее, что было  наработано прежними поколениями, с теми качествами личности, которые  востребованы современной жизнью, – говорит заместитель директора  по воспитательной работе Александра  Зейналова, – здесь нет никакого противоречия. Разве такие понятия, как служение Отечеству, верность долгу, трудолюбие, не нужны в современной жизни?


Ставропольский край

Фото автора и из архивов станичников

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..