Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Я вас, деточки, научу спасаться…»

«Я вас, деточки, научу спасаться…»

Как старец Иларион монастырь под опеку взял
Олег Слепынин
26.11.2012
«Я вас, деточки, научу спасаться…»

Женская обитель в посёлке Стеблёв Черкасской области на Украине, вблизи живописных берегов реки Рось – молодой монастырь, учреждён уже в новом веке, в третьем тысячелетии от Рождества Христова.

«Нерушимая Стена»

Как возникали монастыри в старину? По воле Божией часто вокруг одного подвижника, истово ищущего спасения; порой, по прямому указанию: «Кириле, иди на Белоозеро…»; порой, вокруг иконы, чудом явленной. В живой реальности всегда сопрягалось несколько причин. Как и ныне.

В наше время на Святой Руси монастырь начинался так.

В 1988 году на приход в промышленный посёлок Стеблёв приехал молодой иерей Николай Прикотенко, ещё учившийся в ту пору в Московской духовной семинарии. Время было перестроечное. Как и повсюду, в церковной ограде шли брожения. Священник, служивший до о. Николая, родом с Западной Украины, отпросился у правившего тогда митрополита Филарета (Денисенко) и уехал на родину.

Когда-то в Стеблёве, в другом месте, прямо над Росью, стоял Спасо-Вознесенский храм. В нём служили в своё время отец и дед писателя Ивана Нечуй-Левицкого. Храм тот был сломан пламенными богоборцами в 1924-м. В поздние советские годы церковные службы в Стеблёве велись в старой кладбищенской сторожке. Иконостас и все иконы там были темны до черноты…

На о. Николая вид убогого храма-сторожки после храмов Троице-Сергиевой лавры, где всё в величественном золоте, произвёл тяжёлое впечатление, всё показались знаком ужасного запустения. Но молодого священника поддерживала и наставляла дивеевская старица, монахиня Митрофания (Мария Быкова, в схиме Манефа; 1927-2000). Когда-то, в начале 1980-х, она предсказал Николаю, что тот станет священником. Казалось это невероятным. У него было хорошее образование, профессия, работа в городе Смела, он воспитывал с женой трёх детей.

Но вот свершилось. Он – священник в глухом промышленном посёлке на Роси, в отдалённом Корсунь-Шевченковском районе.

В храме-сторожке, в ряду почерневших икон он обнаружил один образ, названия которого не знал. Икона словно бы влекла к себе. На тёмной доске угадывалась фигура Богородицы с воздетыми руками и по небесной сфере просматривалась надпись на греческом. Икона полюбилась. Перед нею он горячо молился.

Тем временем местная перестроечная власть откликнулась на ходатайство верующих и выделила участок под строительство приходского храма – на горке, где прежде был огород, а рядом заброшенный кирпичный завод. Первый взнос на строительство сделала матушка Манефа – 50 советских рублей. И с той поры, как здесь говорят, не оскудевает рука благотворящих.

Так случилось, что место под строительство освящали в день празднования иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». Каково же было удивление, когда вдруг открылось название полюбившейся священнику иконы: «Нерушимая Стена».

Этот образ Оранты (Молящейся) почти тысячу лет Русь видела в своде горнего места, над алтарём Софии Киевской. Название взято из акафиста Богоматери («Радуйся, царствия Нерушимая стено») и соотносится с тем, что на протяжении всего существования Киевской Софии эта часть собора никогда не подвергалась разрушению. Надпись по сфере гласит (Пс. 45.5): «Бог посреде eго, и не подвижится: поможет eму Бог утро заутра» («Бог посреди него, и он не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра»). Речь - о городе Божием.

В наши дни «Нерушимая Стена» - одна из главных святынь Стеблёвского монастыря, одно время образ мироточил и благоухал, чудотворный образ ныне светится золотом и украшен многими пожертвованными по обету личными драгоценностями прихожан и паломников.

На переломе

В 1989 году, когда завершалась закладка фундамента, матушка Манефа приехала из Дивеева, обошла стройку и предсказала, что здесь будет монастырь. Это тоже казалось невероятным.

Строительство церкви шло быстро. В 1992 году матушка Манефа стала вдруг поторапливать о. Николая: освящай поскорее, освящай! Она предвидела, что митрополит Филарет уйдёт в раскол. Так и случилось. Вскоре тот отпал от Церкви. Архиерейский сан с него был снят. Этому он не подчинился. И сделался Денисенко лжепатриархом, губителем людских душ.

Храм был освящён в честь Преображения Господня.

Отец Николай, как и все без лукавства верующие, не поддался на политические резоны врага, остался в лоне канонической Русской Православной Церкви, главой которой на Украине стал митрополит Владимир (Сабодан).

Когда в Киеве на высшем уроне решался спор по поводу принадлежности Киево-Печерской лавры, известный старец схиархидиакон Иларион (Дзюбанин) имел продолжительную беседу с Леонидом Кучмой.

Филаретовская атака была отбита.

Однажды матушка Манефа повстречала старца Илариона. В ту пору она несла подвиг молчания. Иларион и Манефа встретились в Киево-Печерской лавре, поклонились друг другу. В записочке о. Николаю потом она написала: «Мы с ним одного духа». Иларион и Манефа – оба временами несли подвиг юродства.

За две недели до своей кончины, наступившей 5 июля 2000 года, старица вызвала к себе в Дивеево о. Николая и благословила строить монастырь; предсказала она и будущее обители. Первые насельницы в Стеблёве появились в марте 2001 года. К зиме 2002-го был возведён общежительный корпус.

Схиархидиакон Иларион, старец Афонский, Почаевской и Киево-Печерской лавр, воин Великой Отечественной и воин войны молитвенной, взял монастырь под свою духовную опеку. У него повсюду были духовные чада.

Фронтовой хлеб и 90-й псалом

Владимир Дзюбанин (в первом постриге Игнатий, в схиме Иларион) родился 5 марта 1924 года в г. Щигры Курской области; родился в тот год, когда в неблизком Стеблёве разрушили Воскресенский храм. Семена веры ему в душу посеяла его тётя – монахиня Нектария. В 1942 году Владимиру исполнилось 18 лет. Провожая его на войну, матушка Нектария вручила ему заветный поясок, на котором был напечатан 90-й псалом: «Живый в помощи вышнего…». Когда-то адмирал Фёдор Ушаков учил своих матросов: читайте 26-й, 50-й и 90-й псалмы и ничего не бойтесь. Старец Иларион всю жизнь почитал святого воина Фёдора Ушакова. В 19 лет Владимиру довелось участвовать в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной – в Курской битве. Старец вспоминал:

«И когда в 1943 году на Курской дуге я, ефрейтор артиллерии, в жесточайших боях, казалось, был на дне ада, когда пулями и осколками снарядов убивало находившихся рядом товарищей, я вспоминал о благословении тети, читал этот псалом, и Господь не раз спасал меня от, казалось, неизбежной гибели».

Ещё он рассказывал, как однажды на фронте в буханке хлеба обнаружил записку, с 90-м псалмом и поучение: читать на войне. Неведомый православный хлебопёк-подвижник заботился о спасении душ русского воинства.

Мы знаем имена монахов, которые уверовали в Бога на войне. Таким был о. Руф (Василий Резвых), монах Киево-Печерской лавры, на войне - лётчик-истребитель. Таким был о. Иларион. Во время боя, находясь под сокрушительным огнём вражеской артиллерии, Владимир дал обет Божией Матери, если выживет, посвятит жизнь Богу.

Чудесный старец

В монастырь Владимир пришёл в 1950 году, постриг принял в 1957-м. В разные годы он жил в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, много лет служил в харьковском храме Озирянской иконы Божией Матери, год был на святом Афоне.

Николай Соколов из Новосибирска в своих паломнических записках рассказывает о встрече со схиархидиаконом Иларионом на Афоне. У Николая было поручение от местного священника передать старцу, если Господь сведёт, низкий поклон и пачку восковых свечей. Встреча состоялась.

«— Николай... Какое замечательное имя ты носишь! — Какой у тебя чудесный небесный покровитель. Не забывай молиться ему всегда!» - приветствовал паломника старец. Оказывается, говорил это он о Царе-мученике. «Позже, - рассказывает Николай, - отец Иларион принёс тетрадь с именами всех царственных страстотерпцев, всего царского рода и приближенных к ним.

— Все, о ком мы молимся, чувствуют нашу молитвенную помощь и будут молиться о спасении и наших грешных душ,— благословил он на чтение…»

Бывал о. Иларион и во многих других обителях. Будущий схимник имел общение с великими Глинскими старцами – Серафимом (Романцевым; 1885-1975), Серафимом (Амелиным; 1874-1958), Андроником (Лукаш; 1889-1973), о них, людях, прошедших сквозь революции, войны, ссылки, лагеря он говорил со светлой радостью, говорил, что они были не люди, но ангелы.

Он был наделён даром рассуждения. В Почаевской лавре, а потом в Киево-Печерской он, помимо прочего, исполнял послушание экскурсовода. В Почаеве старец водил группы в пещеру к мощам преподобного Иова, в Киеве – к мощам Печерских святых.

Как человек, прошедший войну, он ничего не боялся. Говорил советским людям: «Я вас, деточки, научу Господу молиться, спасаться; о мытарствах расскажу, о Страшном суде…»

Спал он в своей келье на узенькой лежаночке, стоящей на пеньках, рядом, тут же, стоял и гроб – для памяти о смерти. Когда духовное чадо задерживалось допоздна, спрашивал: где ляжешь, на моей кровати или в гробу? Знаете, выбирали гроб.

Люди кроме наставлений, запомнили и его юмор.

Рассказывают, как в 1980-х в Почаевскую лавру приехала представительная группа офицеров во главе с генералом. Офицеры выстроились. Появился монах с огромной связкой ключей и бодрым шагом направляется к строю. Некоторые офицеры вообще видели монаха первый раз в жизни. Ситуация было нештатной. Генерал скомандовал «смирно», отдал честь и представился: «Начальник штаба Краснознамённого Прикарпатского военного округа генерал-лейтенант Грачёв».

Отец Иларион представился с не меньшей торжественностью: «Воин Царя Небесного, архидиакон Игнатий, монастыря Почаевского…»

Он спрашивал, приходивших к нему в келью: «Как ты спасаешься, деточка?» Так названа и книга воспоминаний о старце, вышедшая через год после его кончины, в 2008 году. А ещё через два года, в 2010-м, в церковных лавках Святой Руси появился диск с замечательным фильмом «Великий духовный подвижник схиархидиакон Иларион (Дзюбанин)». Автором сценария и режиссером выступила настоятельница Спасо-Преображенского монастыря игуменья Манефа (Валентина Герасименко).

Как и многих, так и её, в монастырь привёл старец Иларион. В тяжёлую минуту он посоветовал ехать в Стеблёв. Поначалу воспротивилась: замужем, до пенсии ещё год, дети… Но и муж, узнав о беседе, сказал: волю старца нужно исполнять. Валентина Герасименко оставила всё, уехала в Стеблёв. И она не одна такая. По слову старца люди бросали привычную жизнь, свои дома и перебирались в неведомый прежде посёлок.

Лично я знаю человека, назовём его С., который, заехав «случайно» в монастырь (в Стеблёве на реке стоит ГЭС, у С. была командировка) и, повстречав о. Илариона, переменил свою жизнь. Они даже не разговаривали, лишь посмотрели друг другу в глаза.

С. говорит, что это взгляд всё в нём перевернул. С. с тех пор стал ходить в церковь, ездить по монастырям, воцерковился.

Иерей Андрей Сыркин вспоминает о событии 2000 года, когда намеривался поступить в семинарию: «Решил просить у о. Илариона помолиться обо мне. Я тогда увидел, как он вышел из корпуса на Дальних пещерах, подошел к нему и попросил помолиться обо мне, рассказал ему про свое поступление. Он как-то так с улыбкой посмотрел на меня, расстегнул ворот рясы, достал нательный крестик, говорит: "На, целуй. Ты знаешь, я вот в семинарии не учился, и ничего, живу же, поэтому и ты не сильно расстраивайся. Поступишь, потом поступишь". Сказал, и пошел на службу. А я в том году так и не поступил, хоть и ответил на все вопросы экзаменаторов и даже одиннадцатую кафизму читал без заминочки. А через год поступил. Причем на экзамене не ответил ни на один из вопросов...»

За год до смерти, в августе 2006 года, старец Иларион по благословению священноначалия, наместника Киево-Печерской лавры архиепископа Павла, переехал в Стеблёвскую обитель.

Насельницы поначалу его побаивались, зная, что тот видит их насквозь. Но вскоре все узнали, что он по-детски открыт и искренен, излучает чистую любовь.

Он говорил им: «Я приехал, детки, к вам умирать. И похороните меня в Стеблёве». Старец отошёл в мир иной в воскресение, после Литургии, 21 октября 2007 года. «Детки мои, не оставляйте меня никогда. И я вас не оставлю. Молитесь за меня, грешного. А я за всех молюсь», - завещал чудесный старец.

21 октября в монастыре – особый день, день кончины о. Илариона. В нынешнем году минуло пять лет.

У источника пророка Нафана

Монастырь утопает в яблоневых садах, монастырь благоукрашается, ширится…

На пятилетие кончины старца Илариона в Стеблёв приехали более трёхсот его духовных чад. Многие впервые попали в Стеблёв. До этого иные и не знали, где он. В интернете на некоторых епархиальных форумах можно увидеть вопросы, подобные такому: «Кто знает, куда пропал из Киево-Печерской лавры о. Иларион? Был там такой пожилой монах. Мои знакомые, муж с женой, ездили к нему за советом. А теперь пропал в неизвестном направлении!»

За поминальным обедом (монастырь в праздники угощает всех гостей) люди вспоминали старца. Кто-то по его молитве исцелился от страшной болезни, кто-то судьбу свою устроил, кому-то Бог ребёнка послал.

В монастыре не редкость увидеть женщин с детьми. Приезжают помолиться, потрудиться. Недавно в обители был выстроен большой гостиничный корпус, теперь завершается строительство часовни над источником, который освящён в честь святого пророка Нафана… Почему Нафана?

Ветхозаветный пророк Нафан, обличив царя Давида в двойном грехе, извлёк из его души вопль: «Согрешил я пред Господом!» Горе было столь велико, раскаяние столь глубоко, что у псалмопевца оно вылилось в молитвенный Покаянный 50-й псалом, который мы слышим и читаем во время всех служб: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое…» Нафан утешил царя Давида, в душе которого и у самого горел пророческий пламень, передал весть: «Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь». Псалмопевец Давид был прощён, но не остался ненаказанным… Название источника как бы уже само по себе призывает человека следить за движениями своей души, помнить о каре.

По рассказу архимандрита Глинской пустыни о. Антония, старец Иларион говорил: «Каждый из нас должен беречь свою душу, защищать, как пограничник стоит, охраняет Родину, следить за состоянием своей души»…

Так вот и явился на Святой Руси в ХХI веке новый монастырь.

Как встарь, так и ныне. Мы в равных условиях с теми, кто жил на Руси тысячу лет назад. А то, что враг становится подлей да хитрей, так никто и не говорил, что иначе будет.

26 ноября в Стеблёвском Спасо-Преображенском монастыре отмечается день ангела игумении Манефы (Герасименко), настоятельницы обители.

+++

Для сведения: проезд в Стеблёв из Киева – от автостанции «Выдубичи» автобусом, рейс в 12.15, Киев–Городище и рейс в 17.05, Киев–Звенигородка. Из Черкасс – автобус Черкассы-Лысянка.

Адрес обители: Украина, 19451, Черкасская обл., Корсунь-Шевченковский район, п.г.т. Стеблёв, ул. 8 Марта, 9А.

Тел.: +38(04735)5-9876, моб. 0-98-539-54-53.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..