Адмирал Айвазовский

Великой Октябрьской социалистической революции грех волокиты присущ не был. Всего на 10-й день своего существования Советская власть в лице Наркомпроса опубликовала воззвание «К рабочим, крестьянам, солдатам, матросам и всем гражданам России». В нем говорилось: «Кроме богатств естественных, трудящийся народ унаследовал еще огромные богатства культурные: здания дивной красоты, музеи, полные предметов древних и прекрасных, поучительных и возвышающих душу, библиотеки, хранящие огромные ценности духа, и т.д. Все это теперь воистину принадлежит народу. Все это поможет бедняку и его детям быстро перерасти образованностью прежние господствующие классы, поможет ему сделаться новым человеком, обладателем старой культуры, творцом еще невиданной».
99 лет спустя правнуки и праправнуки упомянутого в документе бедняка и другие «элементы» российского общества в летний зной и промозглость московской осени часами стояли в многотысячной очереди в залы Третьяковки на Крымском валу, чтобы попасть на выставку знаменитого художника – мариниста и баталиста Ивана Айвазовского. Сбылось пожелание большевиков... А в эту субботу, 29 июля 2017 года, все почитатели таланта художника отметят 200-летие со дня его рождения.
... Все долгое южное лето в окрестностях Феодосии главенствуют пять-шесть цветов дикой природы: синий блеск неба, скромный малахит пополам с нежной бирюзой или аспидный ужас Черного моря, хрупкая желтизна ракушечного берега и багровый окрас травы пустынь и пляжей – солянки. Если с любовью и вниманием вглядеться в полотна живописца Айвазовского, можно понять, что за чрезвычайно долгую - более 60 лет со дня начала учебы в Санкт-Петербурге – жизнь в искусстве Иван Констатинович так и не изменил природным краскам своей родины, юго-восточного Крыма. Нет в его картинах безудержного буйства всей палитры – зато какое богатство оттенков самых нужных цветов! Красный цвет появляется в работах Айвазовского только по необходимости, а фиолетовый еще реже. Никогда не перепутает художник изображение сверкающих отражений солнца на воде (жемчужный оттенок) и лунной дорожки (расплавленное серебро). Зеленая краска не так часто используется им для изображения листьев, травы и хвои, как для передачи цвета волн и неба на пейзаже: зеленоватые небеса – к холодам. А вот оранжевый цвет у Айвазовского всегда великолепен и точен: по краям заката или пламени пожара на гибнущем в морской битве корабле он обязательно «подернут пеплом», а в самом центре огненного события всенепременно обнаружится золотой след.
Сын разорившегося армянского купца из Феодосии, Иван Айвазовский окончил Императорскую Академию художеств и уже в 27 лет стал живописцем Главного морского штаба Российской империи. Он получил сначала личное, а затем и потомственное дворянство.
Добился высочайшего чина Российской империи – «действительный тайный советник» (адмирал по-морскому). Побывал более чем в ста странах и городах, в том числе – причем в 75 лет, в сопровождении молодой жены Анны Саркисовой-Бурназян – даже в США, где разумеется, не мог не посетить самую видную водную достопримечательность Северной Америки: его любимая, обычно горизонтально раскидывающаяся вода там падает высокой отвесной стеной. Айвазовский, разумеется, написал «портрет» и этого явления – картину «Ниагарский водопад».
За долгую жизнь в искусстве И.К. Айвазовский стал автором 6000 картин, это очень много, почти по сотне произведений в год. Он умел работать, не отвлекаясь. Был по-восточному спокоен и вальяжен в чем угодно – в одежде, манерах, в выражениях, но только не в отношении к живописи. Да, он поражал трудолюбием. Всем бы так. Но трудолюбию в творчестве ни у старших товарищей, ни у сокурсников научиться невозможно, потому что это ценнейшее для творческой личности качество по природе своей тождественно ничему иному, как энергии. Кому-то Бог дал, кому-то – увы. Так же, как талант.
Но и это не все. После Бога за дело берутся (или не берутся) люди. Судьба Ивана Айвазовского была выстроена еще в те моменты, когда в него, Ованеса Гайвазовского, маленького армянского парнишку из старинного рода Гайвазянов, и в его недюжинный талант поверили не только родители и соседи, но и феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев, по приезде в Петербург – профессора Императорской Академии художеств, а затем и сам император Николай I, который обожал художника Айвазовского и был готов приобрести, кажется, все его картины.
Мы, хочется надеяться, успешно освобождаемся от многолетнего послеоктябрьского пренебрежения по отношению к августейшим особам, их манере обращения с публикой и способам управления обществом.
Жизнь Айвазовского ценна, собственно говоря, не только сама по себе как жизнь большого мастера живописи – она очень ярко показывает, как относились к талантам в императорской России.
Совсем неплохо относились, между прочим, потому что обращали внимание только на истинные таланты, которые невозможно было не заметить. Наверное, поэтому из маленьких русских Иванов, а также армянских Ованесов, или из грузинских Вано, или иных иноязычных российских Константинов (как осетин Коста Хетагуров, поэт и художник), или Исааков (как литовский еврей Исаак Левитан), или Миколаюсов (как литовец Миколаюс Константинас Чюрлёнис) все-таки вырастали гиганты, гении искусства, а не какая-нибудь безрукая или безголосая, словом, бездарная... попса.
Ну, не исключено, конечно, что над неимоверно плодовитым Айвазовским его товарищи по профессии слегка подтрунивали. В конце 1875 года добрейший Павел Петрович Чистяков, художник и, главное, учитель художников – адъюнкт-профессор Академии художеств, писал одному из своих любимых учеников Василию Дмитриевичу Поленову: «Я член общества выставок ("Общество выставок художественных произведений" – Т.К.), странного общества, но хорошего в будущем... конечно, если умеючи вести дело. ...Айвазовский, приглашенный в это общество, с великой благодарностью вступил и уже открывает выставку в пользу общества. Еще у него есть идея – выстроить в Крыму павильон для художников; тоже от имени общества. Вот видите, какой славный юноша появился».
«Юноше» Ивану Константиновичу было в ту пору под 60. И он мог строить не только павильоны. Айвазовскому предстояло еще стать инициатором строительства железнодорожной ветки от Джанкоя через весь степной Крым до Феодосии, возведения в родном городе крупного торгового порта, а в конце жизни он подарил Феодосии картинную галерею с немалым количеством своих произведений и других экспонатов.
Но, может, в том и состоял секрет Ивана Константиновича, рецепт его лекарства от старости: никогда не останавливаться, двигаться, ездить, работать? Только действие выстраивает и сохраняет жизнь, бездействие ее отменяет.
Художник, кстати, довольно редко писал штиль, отдыхающее от бурь море.
Он изобразил в своем собственном стиле столько морских видов, что они легко становятся метафорами для описания людских характеров, достижений, а то и пороков. Его по праву знаменитый, талантливо и мощно написанный «Девятый вал» является не только и не столько живописным образом трагедии неких несчастных путешественников – картина, переполненная миллионами тонн беспощадной соленой воды, даже не кричит, а вопиет об опасности любой неуправляемой стихии, любой «критической массы», ведущей к неотменяемому взрыву, в том числе и массы людской, находящейся под влиянием цвейгова «амока» или иной неподвластной человеку силы...
Размышляя о безудержности русского бунта и конкретно – российской социалистической революции и последовавшей за ней гражданской войны вековой давности, я всегда представляю именно эту картину Айвазовского.
Она, в силу приведенных обстоятельств, не относится к моим любимым.
Любимая – совсем другая. На ней, вопреки пристрастиям мариниста, нет никаких морей или заливов Мирового океана. Всей воды там – только высыхающие лужицы. Местность гористая, вернее, предгорье одной из величайших вершин мира. Солнце – ласковое. Утро – яснее и оптимистичнее которого никогда и не было на земле. Лучезарный ландшафт напоен радостью жизни, счастьем спасения. Семья человека, образ которого тысячелетиями служит миллиардам землян эталоном мудрости и спасительной для многих деятельности, только что спустилась с горы и возвращается домой, к нормальной жизни, о возможности которой возвестила им, по сведениям из Библии, птичка с зеленой веточкой в клюве. Вслед за семьей шагают, ползут и летят вереницей тысячи и тысячи животных, спасшихся от беды благодаря этому известному человеку. Почва под ногами, копытами и лапами «возвращенцев» мягка и податлива, потому что еще совсем недавно была дном грандиозного наводнения – Всемирного потопа...
«Сошествие Ноя с горы Арарат» – вот как называется это величественное даже для масштабов Айвазовского полотно, хранящееся ныне в Национальной галерее Армении. Несколько лет назад в составе большой экспозиции оно приезжало «на гастроли» из Еревана в Москву. Тогда-то, увидев полотно на выставке в музее, я в него и влюбилась.
Специально для «Столетия»
Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом пенсионеров России».
Материалы по теме:
Эти благочестивые рассуждения принадлежат не кому-нибудь, а Карлу Марксу. Они взяты из его выпускного гимназического сочинения, написанного на тему «Единение верующих с Христом по евангелию от Иоанна». Будущему основоположнику научного коммунизма и не менее научного атеизма на момент окончания гимназии в 1835 году было 17 лет". Маркс был крещен в шестилетним возрасте. А вот отношение Энгельса к Богу.
"Спустись, о Божий сын, Христос,
Я жду тебя в юдоли слез,
О, унеси все беды!
Позже впитанная в детстве вера вступила в противоречие со все более усваиваемыми рационалистическими принципами. Он пишет Греберам через два года: «Я молюсь ежедневно, даже почти целый день об истине; я стал так поступать с тех пор, как начал сомневаться, и все-таки я не могу вернуться к вашей вере; а между тем, написано: просите и дастся вам. У меня выступают слезы на глазах, когда я пишу это, я весь охвачен волнением, но я чувствую, что не погибну; я вернусь к Богу, к которому стремится все мое сердце».
Интересно, что Маркс, как и его будущий соратник Ф. Энгельс, сначала был атеистом и революционным демократом, оставаясь при этом идеалистом. Материалистом и коммунистом Маркс станет лишь позже. Видите, как трудно шел разрыв с Богом у основоположников Марксизма. Это не для спора, для справки и понимания насколько сложна жизнь.Приятно было с Вами общаться. С уважением.
То что вы не отрицаете существование Бога, это уже хорошо.
Я ни в коем случае не буду даже пытаться доказывать Вам Его присутствие. Но если вы неравнодушны к истории России, то обратите внимание, что главными героями Ее являются люди святые т.е. люди глубокой веры в Бога. Это их подвигами создавалась святая Русь -св. князь Владимир,св князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский и многие другие.
А сокрушали православную державу именно пошляки и хамы.
Вам должно быть не все равно в какой компании вы окажетесь. Необходимо определиться - или вы с Александром Невским и Сергием Радонежским или с К.Марксом и Л.Троцким...
10.08.2017 17:04
Уважаемый Александр, я не отрицаю существование бога, потому что не могу это доказать. Но и Вы не можете доказать мне его существования. Существование бога не требует доказательств, нужна ВЕРА В БОГА. Я же уважая Вашу веру в бога не считаю это пошлостью, а Вы мои атеистические взгляды на мироздания считаете пошлостью. Почему? А ведь все честные люди живут по заповедям божьим. "По́шлость:
Пошлость — непристойность, скабрезность, безвкусная и безнравственная грубость.
Пошлость — вульгарность, низкопробность в духовном, нравственном отношении.
Пошлость — банальность, плоская шутка". Где Вы нашли в моем поведении признаки пошлости. А в прочем, пусть это останется на Вашей совести. Для меня Вы честный человек,не лицемерите,говорите что думаете,в чем убежденны.
Уважаемый Александр! Вы пишете очень эмоционально, с кавказским темпераментом, а я русский православный монархист и характер у меня нордический.-))
(Это я намекаю, что безпощаден к врагам рейха)
Я не пытаюсь меряться древностью или правотой. Это пытался делать уважаемый Неравнодушный.
Я заинтересован в самых добрых и гармоничных отношениях между русскими и армянами.Можно дружить и при религиозных отличиях, а зачем сохранять эти отличия?
Напомню азбучные истины:
1) "Человек - это его вера" ( П.Киреевский)Если с этим утверждением согласиться, то атеист - это пустое место.
2)Именно Православие сделало русский народ великим народом, хотя мы и приняли христианскую веру позже многих народов.
Крепко жму вашу руку и надеюсь на доброе отношение и понимание.
А какие дела добра скажите мне на милость совершает, скажем, православный человек, государственный чиновник, г-н Рогозин поставляя тяжелое наступательное русское вооружение басурманской стране, заведомо зная что басурманин этим самым русским оружием будет испепелять его христианского армянского брата, который, между прочим, в карабахских окопах защищает и южные рубежи России в том числе? Какие дела христианского добра этот человек совершает, когда в ответ на резонное возмущение своего союзника высокомерно советует последнему "подтереть сопли, если не нравится"?
Догматы и постановления соборов хороши конечно, да только ведь мы уже с вами жители периода заката человеческой истории. Беспощадный серп жатвы скоро будет послан на землю и мерилом будет одно простое правило: живешь ли ты простыми категориями нелицемерного добра и нравственного отношения к космосу и ближнему или не живешь.
Да, православный русский святой Феофан Затворник Вышинский как то сказал: " не верьте новоявленным филантропам кинувшим клич-мол отбросьте весь этот навязываемый церковью труд и обряд и просто облекитесь в любовь, мол. Но как заставить сердце закаленное эгоизмом облечься в любовь?...Нужен труд и постепенное восхождение" Это верно все. Но также верно и то, что в бесконечных распрях кто древнее и правее (а наша с вами история показала что все эти прения и преткновения действительно имеют бесконечное свойство!) мы не только не находим консенсуса, но мы еще и тратим драгоценное наше время на большее отчуждение и дистанцирование друг от друга. Истина хороша, но не для твердолобых-а таковых в наших двух народах с лихвой хватает. Надо об'единяться прежде всего, а дальше при тесном соседском существовании наши народы быстрее быстрого разберутся в общих духовных точках соприкосновения и поверьте мне каждый возьмет от духовного опыта соседа все самое лучшее-так и произойдет восстановление истинного Православия.
Крепко жму вашу руку!
Вы человек образованный и хорошо информированный и это очень хорошо. Но для совершенства нет предела.
Было бы просто чудесно, если бы вы проявили "неравнодушие" к Церкви и к Богу и, отбросив пошлый атеизм, начали жить духовной жизнью в лоне православной Церкви.
Я не знаю о чем думают лукавые и не очень правители Армении, а может быть и определенные лукавые силы пробравшиеся и в Кремль, но я знаю одно точно-чем дальше мы будем вот так поодиночке зараженные бациллой "независимости и суверенитета" барахтаться в медленно затягивающей нас трясине все новых и новых хитроумных комбинаций разыгрываемых против нас-тем быстрее для каждого из нас состоится наш индивидуально-независимый же "кирдык".....
Я вот недавно пригласил к себе домой замечательную русскую семью-муж, жена, двое прекрасных синеоких детишек, сели за столом с шашлыком и водкой-хотите верьте хотите нет я почувствовал как же мы соскучились друг по другу, как же наши народы соскучились по простому человеческому духовному общению, как много у нас оказалось общего именно в человеческом и духовном плане. Я долго сидел и думал-как же так произошло, что беспощадная циркулярная пила предателей всего святого прошлась именно по самому главному-по духовному мосту некогда соединяющему братские по духу народы...Ушли русские из нашего дома, а мы все еще долго оставались под впечатлением четырех русских душ согревших нас простотой и человечностью...Все так просто и понятно стало, чего же мы все лишились! В чем был ужас и ОСНОВНАЯ ПОДЛАЯ ЦЕЛЬ этой поганной истории распада братских народов....
Господь как то сказал, "..где двое во имя Мое, там и Я посреди них...."
Господь слышит нас, Неравнодушный, и я более чем уверен, что Слышаший есть и Действующий, даже когда Долготерпящий...Как бы там ни было с этим бардаком пора кончать, хватит уже "порезвились" 26 лет, пришел и наш черед сказать-мы хотим быть вместе со своими братьями по духу, всем честным и совестливым людям пришла пора об'единяться, тем более, что:
"...Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.
Настанет день и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле..."
Раз в Небесном Отечестве нам суждено быть вместе, почему у нас не хватает смелости быть вместе в отечестве земном?
Совершенно согласен с вашим анализом текущей обстановки в России и очень хотелось бы более решительных действий государства по обузданию олигархов и утечке капиталов за рубеж.
Сложнее дело обстоит с религиозными проблемами. Вражда между православными народами вплоть до военных действий - большой успех демонических сил. Отсюда следует неизбежный вывод, что Православие в Грузии и на Украине находится в упадке. Увы, но и у нас в России Православная Церковь не является "руководящей и направляющей силой".
Царь нужен! Тогда и социальные и религиозные проблемы могут гармонично разрешиться...
Армянская Церковь отпала от Православия не по политическим мотивам, а по некоторому недоразумению, отказавшись признавать решения 4-го Вселенского собора. А эти решения были привезены в Армению в еретическом варианте, в искаженном виде. В итоге произошел разрыв отношений с Византийской Церковью, а главное прекратились полноценные контакты. До настоящего времени Армянская Церковь признает решения только первых трех Вселенских Соборов, а всего их было семь.
Для разрешения тупиковой ситуации я бы предложил молодых армян, стремящихся к духовному поприщу, прислать для обучения в семинариях и духовных академиях в Россию.