Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Польский перекресток

Польский перекресток

Поляки не очень-то хотят возвращаться к «истокам»
Лариса Лыкошина
28.09.2006

Современная Польша принадлежит к числу стран уникально однородных по своему национальному и религиозному составу. Это состояние для страны относительно новое и не типичное для ее сложной драматичной истории. Достаточно сказать, что между Первой и Второй мировыми войнами треть населения составляли национальные меньшинства и примерно столько же – некатолики.

Нынешняя религиозная структура польского общества такова: католики – 90,43%, православные – 1,44%, протестанты – 0,40%, свидетели Иеговы – 0,32%, старокатолики – 0,13%, сторонники религий Дальнего Востока – 0,015%, мусульмане – 0,014%, иудаисты – 0,003%, атеисты – 7,24%% .

В стране насчитывается 9 941 католический приход, где окормлением верующих занимаются 26 911 священников. Религиозное образование молодежь может получить в католических школах. В Польской Народной Республике таковых было десять, сейчас в стране действует двести двадцать католических школ и лицеев, где учится сорок тысяч детей. Существование таких учебных заведений предусмотрено конституцией. У церкви есть и свои высшие учебные заведениями, среди которых часть содержится за счет церкви, а часть – за счет государства или с помощью дотаций от государства. Церковь и религиозные объединения имеют право на создание нетеологических учебных заведений. К их числу таковых относится, например, Люблинский католический университет, имеющий статус частного учебного заведения с правами государственного.

#comm#На первый взгляд кажется, что расхожий стереотип – "поляк-католик" вполне соответствует действительности. Однако в реальности все сложнее. #/comm#

Как и во многих других европейских странах в последнее время в Польше возникло много новых религиозных движений и сект. В середине 1990-х годов их было около 130, причем 94 зарегистрированы в конце 1980-х – первой половины 1990-х. Сделать это просто: нужно иметь намерение, разделяемое 15 единомышленниками.

Поляки традиционно считаются одним из самых "католических" народов Европы, хотя и уступающим в степени религиозности ирландцам и испанцам. Но далеко не каждый поляк – глубоко верующий католик. Лишь 10% составляют люди твердо верующие и систематически посещающие церковь; 33% - верующие и практикующие (т.е. соблюдающие религиозные обряды и посещающие церковь), 32% - верующие, но не регулярно практикующие, 23% - неверующие, верующие, но не практикующие, и иные .

Наиболее тверды в вере люди, живущие в деревне или небольших городках, чаще женщины, чем мужчины, чаще люди старшего возраста, чем молодежь. Уровень образования, как правило, обратно пропорционален уровню религиозности. В семьях интеллигенции каждый второй не участвует в религиозной жизни.

При детальном изучении сущности религиозного сознания польских католиков выясняется, что в существовании души верит 75,5%, в воскрешение из мертвых – 64,5%, жизнь после смерти – 61,1%, в существование нечистой силы – 29,3%. К моральным нормам, предлагаемым католической этикой, поляки относятся достаточно избирательно.

Происходит своеобразная "тихая революция" в области морали, приводящая к доминированию непоследовательных, противоречивых установок личности. Моральные принципы уже не представляются безусловными и незыблемыми. Сомнению подвергаются такие ценности, как брак, любовь, верность и сама человеческая жизнь.

Как это стало возможным в Польше, которая, казалось, с таким восторгом сбросила с себя "ярмо коммунизма" при активом участии в этом католической церкви?

В начале 1990-х церковь пыталась утвердить христианские ценности в законодательных актах. Тогда связанные с церковью депутаты Сейма, входящие главным образом в состав партии Христианско-национальное объединение, добились декларирования христианских ценностей в законе об образовании (1991 год) и законе о радиовещании и телевидении (1992 год).

Теперь же церковь отказалась от стремления декларировать христианские ценности в законодательных актах. Для общества попытки "вхождения во власть" со стороны церкви оказались неприемлемыми. Справедливости ради стоит заметить, что и в первой половине 1990-х польский епископат официально не поддержал ни одной политической партии и не подверг сомнению саму идею демократических выборов. Обычно перед выборами епископат обращается к верующим со специальным посланием, призывающим проявить активность и принять участие в голосовании. Перед последними, выборами, прошедшими в 2005 году, такого послания не было.

К разряду общих мест относится утверждение о том, что политические позиции современного человека во многом определяются СМИ. В контексте проблемы соотношения религии и политики в Польше этот вопрос особенно актуален.

На протяжении уже многих лет в стране не утихают споры по поводу радио "Мария". Созданная монахом-редемптористом отцом Т.Рыдзиком радиостанция имеет многомиллионную аудиторию. Это радио, отстаивающее позиции польского национализма, "закрытого", бескомпромиссного католицизма, видящее врагов последнего в масонах, либералах, коммунистах, немцах, международной еврейской финансовой олигархии, конечно, сыграло свою роль в формировании политического облика нынешней Польши. Недаром после своего избрания Л.Качиньский поблагодарил за поддержку Рыдзика, а премьер нового правительства К.Марцинкевич именно по этому радио впервые обратился к полякам с изложением своей программы.

Иерархи католической церкви обеспокоены позицией радио "Мария" и считают, что она опасна и ведет к церковному расколу. Польский епископ даже обращался в Ватикан с жалобами на политическую ангажированность медиоконцерна отца Рыдзика.

#comm#Основными слушателями радио "Мария", читателями "Нашего дзенника" и зрителями телевидения "Трвам", придерживающихся похожих взглядов, являются "мохеровые береты".#/comm#

Так насмешливо называют в Польше определенную категорию населения. В словосочетании "мохеровый берет" соединено название головного убора коммандос (береты) и мохеровых головных уборов, популярных среди пожилых женщин. Как правило, "мохеровые береты" придерживаются консервативных взглядов.

Итоги последних президентских и парламентских выборов в Польше, в ходе которых победили представители правых, во многом были предопределены именно "мохеровыми беретами", а значит, косвенно и Рыдзиком. Последний не очень жалует Европу, куда Польша так стремится в последнее время.

К европейскому вектору движения страны далеко не все поляки относятся с восторгом, хотя в польском общественном мнении долго и настойчиво утверждалась идея о Польше, как органической части западного мира, насильственно оторванной от "истоков". Возвращение на Запад воспринималось как отказ от Востока. Однако опыт первых лет открытости показал, что между "Западом" и "Востоком" разница не такая уж принципиальная, и сам факт присоединения к Западу еще не является гарантией решения всех проблем. Оказалось, что западная культура и толерантность – это не только уважение прав человека, но и признание абортов, эвтаназии, гомосексуализма. Оказалось, что и для Запада, и для Востока одинаково характерна поверхностная, часто декларативная религиозность.

…Польский католицизм всегда был хранителем национальной идентичности, "польскости". И не таким простым для польской католической церкви стал поиск своего места в космополитичной Европе. В первой половине 1990-х годов были сильны опасения, что Польша растворится в Европе, потеряется среди других народов. Эти опасения не исчезли и сейчас (вспомним Рыдзика и его адептов). Однако со временем в иерархии католической церкви возобладало мнение о целесообразности участия страны в европейской интеграции. Задачи церкви виделась уже не в противостоянии этому процессу, а в соответствующей подготовке верующих. Существенную роль в определении этой позиции сыграло отношение к европейской интеграции, высказанное Иоанном Павлом II: теоретическим обоснованием интеграции можно считать положение, согласно которому одним из важнейших источников европейской культуры является христианство.

Вплоть до эпохи просвещения влияние христианства на жизнь европейского общества постоянно возрастало. Однако просвещение ознаменовалось началом процесса его упадка, что привело, по мысли Иоанна Павла II, к "метафизическому кризису" европейской культуры, ее неспособности осуществлять свою основную функцию – духовного роста и совершенствования человека.

Сейчас, несмотря на множество проблем, идет процесс объединения Европы. Однако встает вопрос о его основах. Сомнительно, что этими основами будут христианские ценности. И хотя католические исследователи и польский епископат нередко высказывают идеи об особой миссии Польши в деле новой евангелизации Европы, успех этой миссии представляется по меньшей мере не бесспорным.



Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.