Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Эта война для них – столкновение света и тьмы»

«Эта война для них – столкновение света и тьмы»

О гуманитарной миссии на Луганщину священника Кирилла Шкарбуля
Лидия Сычева
25.08.2014
«Эта война для них – столкновение света и тьмы»

В «общепланетарном сознании» относительно событий на Украине доминирует точка зрения американских и прозападных СМИ – мол, ничего страшного, идёт борьба с сепаратистами, которых науськивает на НАТОлюбивую Украину коварная Россия. Мы же, евроинтеграторы, вмешиваться не будем: пусть Порошенко наводит порядок. (О том, что тот же Запад под угрозой страшных кар запрещал Януковичу применять силу на Майдане, вся либеральная общественность давно и благополучно забыла). В условиях тотального диктата глобальных СМИ правда просачивается снизу – от человека к человеку.

Именно таким образом и действовали священники Патриаршего Подворья Русской Православной Церкви в Тайване, рассказывая своим прихожанам (преимущественно китайцам) правду о событиях, происходящих на Юго-Востоке Украины. И на далёком острове возникла идея: собрать гуманитарную помощь для беженцев Донбасса.

Благородный почин тайваньцев поддержали и филиппинцы. В 2013 году острова приняли на себя основной удар тайфуна Йоланда, принёсшего огромные разрушения и смерть почти шести тысяч человек. Священник Кирилл Шкарбуль, настоятель Патриаршего Подворья Русской Православной Церкви в Тайване, сразу после стихийного бедствия привозил для пострадавших филиппинских семей гуманитарную помощь, собранную верующими. Теперь здешние жители, сами весьма небогатые, решили помочь беженцам в борьбе с последствиями разрушительного социального тайфуна по имени «Оголтелый нацизм».

Ростов, встречи с беженцами и добровольцами

Тайваньцы и филиппинцы собирали для беженцев деньги и продукты питания, вещи и предметы первой необходимости, лекарства и витамины. Контейнер с «предметной гуманитаркой» ещё в пути. А денежную помощь решено было в России конвертировать в медикаменты, чтобы потом передать их нуждающимся. И о. Кирилл отправился на самолёте сначала в Москву, а после в Ростов.

Представители одной из общественных организаций помогли священнику закупить в городе всё необходимое и решить «транспортный вопрос» - загрузить в автобус-пазик ящики с лекарствами и мешки с продовольствием. Здесь же, в Ростове, у о. Кирилла были многочисленные встречи с беженцами. По его признанию, услышанные истории стали для него настоящим шоком:

«Люди рассказывали о том, как они по кускам собирали своих родителей и детей… Я говорил с очевидцами гибели беременной женщины, смерти молящегося на коленях священника. Многие люди потеряли всё: дома, имущество, работу, близких, страну. Сердце обливается кровью от услышанного!».

В Ростове священник познакомился и с парнями-добровольцами, решившими отправиться на Донбасс и пополнить ряды ополченцев. В основном это молодые ребята, от 20 до 30, самых разных специальностей, из разных мест России, как правило, без военного опыта, зачастую даже не служившие в армии. Каждый из них воспринимает происходящее на Украине как трагедию, как начало борьбы Запада с Россией, и считает своим долгом и обязанностью встать на защиту Родины. Некоторые из добровольцев не решились сказать родным правду, «замаскировали» поездку легендой о командировке или отпуске. Разумеется, никакого оружия у них нет.

6 августа вместе с добровольцами (чуть больше десятка человек) отец Кирилл миновал пропускной пункт «Изварино» и на автобусе-пазике въехал на территорию Луганской Народной Республики.

Передача гуманитарки и первые впечатления

Священник, уже участвовавший в гуманитарной миссии на Филиппинах, представлял, что и на Луганщине будет примерно то же самое: он сможет раздавать медикаменты нуждающимся из «рук в руки». Но на Донбассе такой подход оказался невозможным. И вот почему. В сущности, отец Кирилл увидел не войну, а абсолютно немотивированную бойню мирных жителей. Ни один населённый пункт в зоне так называемой АТО не может быть гарантирован от внезапного миномётного, артиллерийского обстрела или бомбёжки со стороны киевских силовиков. При этом совершенно неважно, присутствуют ли в данном городе или посёлке ополченцы или их там никогда не было. Страшная бомбёжка Новой Кондрашовки и Станицы Луганской 2 июля 2014 года (которую, кстати, так и не признали руководители АТО), это никакой не «вывих» сознания, не ошибка пилота или разведки, а просто наиболее яркий пример основных целей АТО. Их две: 1) уничтожение и сгон с земли коренных, «расово-неполноценных жителей» Донбасса (т.е. материализация плана Юлии Тимошенко «огородить москалей колючей проволокой и сбросить на них атомную бомбу»); 2) запугивание остальных русскоязычных областей Украины данными зверствами, дабы окончательно сломить в стране волю к сопротивлению режиму в Киеве.

Потому никакое свободное передвижение «человека с крестом», с инсулином и «засвеченного» высказываниями в интернете против украинских нацистов на Донбассе невозможно, поскольку просто-напросто небезопасно.

Как таковой единой линии фронта не существует, есть некое «лоскутное одеяло», чересполосица, оперативная обстановка меняется очень быстро, и в таких условиях можно легко попасть под огонь или в окружение.

Смысл действий ополченцев при таком раскладе заключается в том, чтобы «поймать» противника, наносящего артиллерийские удары и избегающего контактного боя.

О. Кирилл передал медикаменты централизованно – женщине-врачу, координирующей медицинскую помощь населению в нескольких районах ЛНР. Разумеется, прибытие гуманитарной миссии, да ещё из таких далёких краёв, было с большим воодушевлением и благодарностью воспринято луганчанами.

В гостях у «Якута»

Первые сутки о. Кирилл провёл среди ополченцев под Краснодоном, в подразделении командира с позывным «Якут». Священник рассказал, что в глубине души он ожидал увидеть «на странной войне» вместе с идейными бойцами всякую людскую «накипь» - наёмников, бандитов, уголовников… Ничего подобного: «Временами мне казалось, что я – среди своих прихожан. Очень много людей – под 90 процентов – верующих и православных, тоскующих по церковной жизни. Я привёз иконки, молитвословы, ленты с текстом 90-го псалма («Живый в помощи Вышняго…») и всё это ополченцы у меня разобрали. Многие подходили под благословение, просили провести молебен, стояли в очередь приложиться к мощам, исповедоваться, на помазание елеем. Поразительны осмысленность и зрелость их суждений о том, что происходит на Украине. Эта война для них – столкновение сил добра и зла, света и тьмы. Они видят ситуацию глубже, чем многие политики: для бойцов происходящее на Украине это не просто столкновение военных или экономических интересов, борьба олигархических кланов или следование командам из Вашингтона. Это, прежде всего, прельщение силами зла, искушение ложным, массовое умопомрачение, охватившее не только политический класс Украины, но и в значительной части само общество. На их глазах разыгрывается трагедия духа, материализовавшаяся смертями и увечьями, пожарами и разрушениями, убийствами и преступлениями».

О. Кирилла поразил не только высокий моральный дух ополченцев, позволяющий им удерживать намного превосходящие силы противника, но и гуманизм бойцов «Якута». Священник стал свидетелем бесед с тремя пленными – двумя солдатами и одним сотрудником СБУ. Поверженных врагов не избивали, не пытали. Армейских после жесткой профилактической беседы отпустили домой, спецслужбиста, скорее всего, ждёт обмен.

Но, конечно, у людей, потерявших своих близких, есть и ненависть, и боль, и желание мстить. В подразделении «Якута» воюет женщина – она пришла сюда, когда после артобстрела у неё убили дочь. Девочке оторвало руку, смерть наступила от болевого шока и потери крови…

Вот так и делают людей бесстрашными «сепаратистами»: этой женщине больше нечего терять, самое дорогое в её жизни у неё уже отняли, потому смерть для неё – не ужас, а избавление.

Священник рассказывает, что большая часть бойцов в подразделении – граждане Украины, причём не только с Донбасса, но и из других регионов. Есть и россияне – из необстрелянных добровольцев они со временем становятся опытными бойцами. Кто-то, конечно, возвращается и домой – по разным причинам. Так, на обратном пути о. Кирилл познакомился с мусульманином – уроженец Узбекистана, он провоевал чуть более двух недель, но теперь в Ростов приехал его мама, узнавшая, что сын вовсе не в командировке по работе, и пообещала ему, что двинется в район боевых действий, если он не покинет Донбасс…

На передовой и в штабе у Игоря Плотницкого

О. Кирилл очень хотел познакомиться с новыми властями Луганщины – гражданскими и военными, понять, что это за люди, какие цели они перед собой ставят. Священника пообещали отправить в штаб к Игорю Плотницкому (на тот момент - министр обороны республики, с 14 августа 2014 года – глава ЛНР). Двинулись в путь. И – оказались на передовой, где и пришлось провести ночь. Вместе с бойцами ополчения священник трижды попадал под внезапный минометный огонь. К счастью, никто не пострадал, обошлись даже без раненых. А один из ополченцев с позывным «Казак» в критический момент артобстрела даже прикрыл священника собой. «Это меня поразило необыкновенно, очень тронуло, - признаётся о. Кирилл. – Кстати, «Казак» - человек верующий, в мирной жизни делает оклады для икон».

Наконец тревожная ночь на передовой миновала. В сопровождении ополченцев священник отправляется в штаб обороны республики.

Беседа с майором Плотницким произвела на о. Кирилла сильное впечатление: «Это человек убеждённый, образованный, вдумчивый, глубокий. Он прекрасно понимает не только военную сторону дела, но и чутко прислушивается к настроениям и чаяниям луганчан».

Вот некоторые цитаты из этой беседы. Игорь Плотницкий: «Мы боремся со злом. Идеология украинского нацизма пропагандировалась долгое время на Украине, и многие люди ослеплены ею. В ней нет любви, нет патриотизма, только слепое обожествление нации и стремление уничтожать и порабощать людей. Идея украинского нацизма основана на ненависти к России. Мы противостоим идеологии ненависти и человекоубийства. Только любовь может победить в этой войне». И дальше: «У нас нет ненависти к врагам. Всех пленных мы отпускаем с условием, что они не будут больше воевать на стороне нацгвардии. У нас запрещены пытки. Почти все пленные, попадающие к нам, находятся в состоянии наркотического воздействия, мы помогаем им выйти из зависимости». И, наконец, о самосознании повстанческой армии: «Мы – православные христиане. Нам Христос заповедовал прощать и любить наших врагов. Для большинства ополченцев – это фундаментальный принцип, которым они руководствуются. Мы не хотим воевать, у нас нет ненависти к врагу. Самое главное, что у нас есть – христианское всепрощение. Это стержневая идея и дух Новороссии, наш фундамент. В этом наша сила».

Раненый храм

Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» - один из самых красивых в Луганске. Год назад, в прошлом августе, прошло освящение нижней части храма и настоятель, отец Александр, рассказывал прессе, как обвенчали здесь первую пару, с какой торжественностью будет теперь проводить обряд крещения. Кто бы мог подумать, что спустя 11 месяцев Луганск превратится в город-призрак, что здесь не будет воды, электричества, канализации, продуктов, лекарств, что бомбежки площадей и парков, рынков и больниц станут обычным явлением! И что храм тоже будет «ранен» - снаряд попадёт в стену, разрушит витражное окно, а здешний сторож чудом избежит смерти от осколков.

«Этот храм строила вся Украина. Здесь есть днепропетровские иконы, донецкие колокола. В работе принимали участие киевские мастера, художники из Сум. Это единственный на Украине витражный храм. Идея соборности позволяет изначально выстроить фундамент духа единения», - рассказывал отец Александр год назад журналистам либерального интернет-сайта «Остров».

А что пишет сегодня этот ресурс? Оказывается, причина небывалого насилия в войне на Донбассе заключается в российском «истоке» - мол, соседи заразили миролюбивых украинцев милитаризмом и мачизмом. Эту идею развивает профессор Луганского национального университета им. Тараса Шевченко Илья Кононов. Вот такая социология, основанная на «общении в российских поездах со случайными спутниками» (наверное, сотрудники ФСБ сопровождали эксперта в поездках!). Ну, а если серьёзно, то истоки бед и несчастий гражданам Украины надо искать не в соседях, а в себе. Плохому танцору, как известно, даже печка мешает.

Священник Кирилл встретился с о. Александром, другими представителями духовенства Луганщины. Проблем очень много: гуманитарная и информационная катастрофа, неопределённость будущего, беспросветность грядущей зимы в разрушенном городе.

Общался о. Кирилл и с прихожанами храма, с жителями Луганска. Все хотят мира, проклинают войну, и… мучительно ищут исток трагедии. Для луганчан, в отличие от университетского профессора, ясности в постановке диагноза нет. Как произошло, что одна часть народа пошла войной на другую? Почему Киев винит в смертях Россию, а своих солдат посылает убивать мирных граждан? Почему беду Донбасса понимают даже филиппинцы, но не могут взять в толк «свидомые» из Тернополя и Львова?

О. Кирилл – украинец по национальности, год он проучился в Киевской духовной семинарии и был неприятно удивлён расцветом националистических настроений даже в церковной среде. И раненый храм в Луганске, в сущности, метафора происходящего в духовной жизни Украины. «Мы не можем не замечать того факта, что у конфликта на Украине имеется недвусмысленная религиозная подоплёка, - пишет в своём послании Патриарху Константинопольскому Варфоломею глава Русской православной церкви патриарх Кирилл. - Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим Православием на Украине, в то время как Украинская Православная Церковь с терпением и мужеством продолжает в этих непростых условиях окормлять своих страдающих верных чад.

Священники, несущие своё служение в местах, ставших ареной боевых действий, в подавляющем большинстве своём остаются с паствой, разделяя с ней все ужасы гражданской войны.

Их семьи страдают от нападений, нехватки воды и продовольствия, гибнут под снарядами во время артиллерийских обстрелов. Так, 31 июля при обстреле жилых кварталов Луганска пострадал и вскоре скончался от полученных ранений протоиерей Владимир Креслянский. У погибшего священника остались супруга и пятеро детей…».

Возвращение

Шесть суток провел о. Кирилл с гуманитарной миссией на Луганщине. Его намерение побывать в Донецке не осуществилось – бои в районе Красного Луча сделали поездку невозможной. Вместе с провожатыми-ополченцами священник добрался до Изварино, а там – рукой подать до дома.

Вместе с о. Кириллом в Россию выехал и ополченец с позывным «Казак» - тот самый, что прикрыл священника во время бомбёжки. Боец планирует за месяц управиться с домашними делами, а потом вернуться в родное подразделение. Ополченцы настроены сражаться до победы – мотивация у них высокая и сознательная, в отличие от противника, который часто воюет под наркотическим «кайфом» – видимо, таким образом солдаты глушат в себе голос совести и страха.

Мы встретились с о. Кириллом в Москве на импровизированном брифинге – послушать рассказ священника собралось несколько столичных журналистов и наших коллег из Латвии и Украины. Вопросов было много и самых разных: случались ли с ним чудеса на войне? Кто победит в нынешнем противостоянии? В чем главный смысл происходящих событий?

Совсем скоро о. Кирилл отправляется на Тайвань и теперь, кроме гуманитарной, он не менее важной считает и информационную миссию.

- Мы должны понять, что началась война против Украины и против России, не формально, а по сути, - говорит священник. - Украина и Россия - один мир. Этот мир в огне, там разрываются бомбы, баллистические ракеты, уничтожаются целые города, сотни тысяч беженцев покинули родные места. А мы… Мы смотрим мыльные оперы, кривляния политиков-словоблудов, думаем, как вкуснее покушать, красивее одеться. А тем временем в Луганске и Донецке, где живут такие же люди, как мы, уже нет ни магазинов, ни электричества, ни ресторанов. Фрагменты разорванных снарядами тел лежат на центральных улицах.

Пора выходить из спячки, пока это не настигло нас! Только опомнившись, мы сможем избежать больших жертв. Началась война, намного более опасная, жестокая и лукавая, чем Великая Отечественная.

Битва против каждого из нас, против народа Украины и России! Если мы это не поймем, то бойня на Донбассе - начало конца. И для Украины, и для России…

Что ж, о. Кирилл выполнил свой долг в этой страшной и странной войне. Пусть каждый спросит себя: на чьей он стороне? Что сделал для победы? И что – мог бы сделать…

август 2014

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..