Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
«Человек с пилой»: перформанс или провокация?

«Человек с пилой»: перформанс или провокация?

На 13 апреля в Сербии широко анонсированы массовые протесты
Никита Бондарев
12.04.2019
«Человек с пилой»: перформанс или провокация?

«Балканист» уже писал о том, что главным действующим лицом протестов в Белграде 16-17 марта стал человек в балаклаве и с бензопилой, участвовавший в захвате телецентра. Личность его, на самом деле, была раскрыта довольно быстро. Провокатором оказался самопровозглашенный художник и перформансист по имени Милан Пернат, уроженец города Зренянин, один из двух участников проекта PUF – «Движения объединенных фантомок (балаклав)». Этот дуэт журналисты быстро окрестили «сербским ответом Pussy Riot», хотя сами участники ПУФа говорят о том, что их главный источник вдохновения – сатирик и политический тролль Лука Максимович, он же Любиша Прелетачевич-Белый, о котором «Балканист» также уже писал.

В отличие от откровенно валяющего дурака Прелетачевича, Пернат и его напарник, Мильян Чичич, старились выглядеть серьезно, можно даже сказать устрашающе – куртки-бомберы, камуфляжные штаны и неизбежные лыжные маски, они же фантомки, они же балаклавы. На Западе так одеваются скинхеды и самые отмороженные из футбольных болельщиков, в Сербии – уголовные элементы, то, что у нас в девяностые годы называлось «братва». Специфика такой «униформы» в том, что ты не можешь адекватно оценить габариты человека, любой персонаж в бомбере, камуфляже и балаклаве кажется переевшим анаболиков полоумным культуристом из подвальной качалки. Когда с Перната и Чичича содрали балаклавы, один из них оказался худосочным очкариком, другой скорее толстячком, чем качком. Но это было уже после захвата телецентра.

А 16 марта Пернат и Чичич пришли к зданию Гостелерадио, что называется «в образе». С собой Чичич принес небольшое полено, а Пернат – электропилу, «оставшуюся от покойного дяди». Мизансцена с поленом и пилой формально была посвящена незаконной вырубке деревьев в белградском паке Калемегдан, о чем извещал загодя изготовленный плакат. Однако в момент штурма и полено, и плакат, и худосочный Чичич куда-то делись, а размахивающий электропилой Пернат оказался в первых рядах ворвавшихся в Гостелерадио. Что важно – никаких специальных опознавательных знаков на нем в этот момент не было. Это сейчас, после того, как их имена и лица стали широко известны, Пернат и Чичич везде появляются в майках с логотипом ПУФ, со значками на лацканах и в соломенных шляпах, тоже с символикой ПУФа. Милые, интеллигентные ребята, как можно о них плохо думать... Но на момент захвата телецентра корпулентный Пернат в балаклаве, бомбере, камуфляже и с электропилой в руках выглядел как типичный громила, чтобы не сказать погромщик. Спустя сутки, будучи арестованными полицией, Пернат и Чичич начали возмущаться и утверждать, что это был перформанс и всем хоть сколько-то думающим людям должно было быть очевидно, что это именно перформанс. Констатируем – на самом деле это было абсолютно не очевидно. Собственно, именно в этом, как нам кажется, и была изначальная задумка.

Натравить на охрану телецентра одетого как скинхед или уголовник парня с электропилой, которая, в принципе, вполне себе является холодным оружием. А когда «погромщик» подвергнется полицейскому насилию, заявить – это был перформанс, а парень с бензопилой эколог и известный деятель контемпорари-арта.

Кстати, по поводу пилы. Во всех интервью Пернат и Чичич утверждают, что пила была абсолютно безопасна для окружающих, это, мол, старая электропила, которая работает только от сети, никакой опасности она не представляет, провластные журналисты, окрестившие этот девайс «бензопилой» сознательно сгущают краски. Бензопила, как разъясняют всем интересующимся перформансисты из ПУФа, работает от бака с бензином, и, поэтому, может рассматриваться как потенциальное оружие. А электропила – нет. Это, конечно же, одна из многочисленных натяжек и неувязок, которых полно в истории «человека с пилой». Электропила, естественно, прекрасно может работать от аккумулятора. Но у нас-то дешевая модель «от покойного дяди», защищаются Пернат и Чичич, она только от сети работает. Допустим, что дешевая, допустим, что от дяди, но откуда это должны были знать полицейские и охрана телецентра? Или сотрудники правопорядка априорно должны разбираться не только в вопросах безопасности, но и в разновидностях бензопил?

Как бы то ни было, тогда провокация не удалась. В процессе вытеснения захватчиков телецентра на улицу Перната немножко помяли, но ему удалось сорвать балаклаву и раствориться в толпе. Арестовали обоих ПУФовцев вечером следующего дня, в ресторане, где они с друзьями отмечали удачный перформанс. Обоих продержали за решеткой 48 часов, затем отпустили. Не били, не угрожали, не пытались повесить на них обвинения в чем-то, чего они не совершали – по собственным словам Перната и Чичича. Разобрались с деталями истории и отпустили. «Думаете ли вы над новым перформансом?» – спрашивают у Перната журналисты. Он отвечает: «Конечно». «Будет ли это что-то столь же громкое и эффектное?» – уточняют журналисты у Чичича. Тот говорит: «Обязательно»...               

Есть такой старый анекдот про современное искусство. Если тебе современный художник сначала нагадил под дверь, а потом в дверь позвонил – это перформанс. А если сначала позвонил, а потом нагадил – это не перформанс, это уже хеппенинг. Экстраполируя эту мудрую мысль на белградские реалии: если современный художник протестует против вырубки деревьев в парке в самом же парке, или, скажем, перед мэрией, ведет себя спокойно и объясняет всем желающим смысл своих действий – это называется перформанс. Если современный художник с электропилой, в маске, и безо всяких опознавательных знаков врывается во главе толпы в здание телецентра – это не называется перформанс, и не называется хеппенинг. Это называется просто и ясно – провокация.

Хотелось бы надеяться, что на широко анонсированных протестах 13 апреля обойдется без хеппенингов, то есть без провокаций. Что никакой «перформансист» не бросится на полицию с игрушечным автоматом или учебным муляжом гранаты, например. В такой ситуации полицейские сначала стреляют, а потом разбираются, боевая это была граната, или муляж. И это правильно, так и должно быть.

А провокациям, даже если они называются «перформансами» и «хеппенингами» в политике, по нашему скромному мнению, вообще не должно быть места. Господа Джилас, Еремич и некогда очень уважаемый мною Бошко Обрадович – ведь вы политики? Ну так и занимайтесь политикой, а не современным искусством.

Что до Перната и Чичича, то им я бы искренне посоветовал 13 апреля сидеть дома. Перформансами пусть занимается Марина Абрамович, у нее это гораздо лучше получается.

В завершение – карикатура от сербского проекта политической сатиры «Зайка и Мишка», который ведет политолог Никола Танасич. Перевод:

– Павиан сказал, что обязательно придет на большой протест против Льва, царя зверей, и будет всем показывать голую задницу и кидаться испражнениями...

– Но он и так только этим и занимается!

– Да, но на этот раз он будет это делать на благо народа!




Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.