Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Месторождения талантов

Месторождения талантов

В Ярославле прошел IV всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России»
Наталья Дегтярёва
24.11.2016
Месторождения талантов

Почти полтысячи вундеркиндов из 85 регионов России – победители олимпиад, отраслевых и корпоративных конкурсов в различных сферах, обладатели патентов, авторы изобретений стали участниками очередного форума юных интеллектуалов.

Пока что они только учатся в школах, гимназиях и лицеях. Но приехавшие на форум ученые, представители крупнейших российских инновационных компаний и исследовательских институтов вели с ними беседы почти на равных, по вполне конкретным и актуальным для современной науки и производства проблемам.

Так, институт опережающих исследований им. Шифферса предложил юным исследователям решить задачу по проектированию оптимальной архитектуры энергосистемы небольшого поселения и создать алгоритм управления этой энергосистемой. Корпорация «Ростех» попросила талантливых школьников сформулировать собственные идеи сохранения работоспособности водолазного аппарата и комфортного его применения в условиях низких температур при работе в Арктике и Антарктике. МГТУ им. Баумана предложил подумать над оптимизацией конструкции автомобиля “Крым”, который сконструировали выпускники и аспиранты университета. Это лишь некоторые из профессиональных задач по шести направлениям: технологии здоровья, энергии, космоса, движения, материалов, информационные технологии, которые решали в своих лабораториях юные участники форума.

Ректор МГУ Виктор Садовничий приезжает на Форум ежегодно и нынешнему мероприятию дал очень высокую оценку: «Я окунулся в эту атмосферу, увидел, что ребята показывают, их экспонаты — вся тематика новейшая — это просто чудо. Мне кажется, ребята в этом году более мотивированы и настроены, приехали сюда с конкретными результатами и достижениями. Каждый из них мог бы стать студентом любого самого престижного вуза, и конечно Московского университета».

Не так давно Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила разработать меры дополнительной поддержки одаренных школьников.

Тех, кто занимаются интеллектуальной деятельностью, участвуют в разработке инновационных технологий, различных научных конкурсах. "Таким учащимся было бы правильно предоставить дополнительные преференции при поступлении в высшие учебные заведения", - предложила председатель Совета Федерации.

По мнению министра образования Ольги Васильевой, высказанному на Форуме, выявление талантливых детей происходит в регионах постоянно, в последние несколько лет этот процесс идет активно как никогда. И начинается это со школы. В школе можно петь или не петь хором, выращивать или не выращивать овощи на приусадебном участке, играть или не играть в «Зарницу». Но в школе нельзя не учить детей учиться, нельзя не прививать им интерес к исследованиям и открытиям, нельзя не создавать им условия для экспериментов,   проведения опытов, конструирования.

Как много внимания общественности сосредоточено сегодня на  Едином государственном экзамене – всего лишь методе проверки знаний. И при этом незаслуженно мало публично обсуждается необходимость поддержки традиций отечественного образования, связанных с деятельным подходом, индивидуальным творчеством, исследовательской работой ученика.

В последнее десятилетие современной школой накоплен большой опыт организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Уже немало педагогов, которые раннее научное творчество детей ввели в свою повседневную педагогическую практику.

По силам ли ученику младших классов или пятикласснику заниматься научно-исследовательской работой? Может ли он всерьез готовиться к докладам на конференциях, осваивать методы исследования, вести научную переписку с педагогом-руководителем своей работы? Кто-то скажет, что это очередной, никому не нужный «эксперимент» над «несчастными» детьми. Кто-то вспомнит, что раньше учили без особых изысков, не забивали ученикам головы «всякой ерундой», а выпускники школ были гораздо грамотнее и образованнее своих сегодняшних сверстников...

А может быть, у хорошего современного педагога одно другому не мешает?

Без малого пять лет с интересом и огромным удовольствием я наблюдаю за работой Ирины Геннадиевны Широких, учителя начальных классов саратовского медико-биологического лицея. Учить делать открытия она начинает с первого класса, причем учит не только детей, но и их родителей. Оказалось, мам и пап тоже можно увлечь и исследовательской работой и совместной с детьми деятельностью. К концу первого класса большинство родителей сами научились написанию исследовательской работы, созданию её презентации и поняли, как наилучшим образом помочь в этой деятельности своим детям. А летом с не меньшим, чем дети, энтузиазмом исследуют, «какие дрова самые лучшие для бани», изучают «суточную активность и динамику деятельности пчелиной семьи», наблюдают и анализируют «эмоции волнистых попугайчиков»… Оно им надо?

Вот отзыв одной из мам: «В современном мире нашим детям просто необходимы навыки исследовательской деятельности. Раннее начало подобных занятий учит их учиться, помогает найти интересное вокруг, а впоследствии, надеюсь, осознанно сделать профессиональный выбор, быть готовыми к вузовскому обучению, профессиональному росту. Мы своими глазами видим, как результатом кропотливой и очень значимой работы учителя становится заинтересованность ребят в проведении экспериментов, увлеченный поиск и обработка материалов по выбранным направлениям. А как важны для них первые победы на конференциях и конкурсах исследователей! Сколько это приносит радости и готовности изучать что-то и дальше!»

Исследовательский проект обычно заканчивается тем, что учащийся выступает с докладом на конференции того или иного уровня с большим или меньшим успехом. В любом случае это тоже отличная и незаменимая практика для ребенка. Разумеется, благодаря этой индивидуальной работе он оказывается более подготовленным к учебе в вузе.

Среди значимых «ученических» конференций – пять-шесть больших всероссийских, в том числе – Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся им. В.И. Вернадского. Эта огромная конференция уже несколько лет проходит с международным участием и собирает 1500-1600 участников. Победителям конкурса вручается премия Президента за лучшую работу. Победа на конференции подобного уровня – это одна из самых значимых научных вершин,   которые может достичь школьник.

Но важна не только победа учащегося на конференции. Не менее важен путь научного исследования, который проходит ученик вместе с педагогом.

Научить ребенка системно мыслить и системно подходить к тому, что он познает, что изучает – не это ли наиболее важно сегодня?

Но как это осуществить учителю на деле, в рамках урока? Сделать передовые практики отдельных школ и педагогов достоянием всего педагогического сообщества – одна из основных задач и Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (ООДИ), отделения которого созданы в 60 регионах России. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся им. В.И. Вернадского – его детище.

… Самому младшему участнику Ярославского форума Илье Раевскому всего девять лет, а он легко осваивает программу старших классов и углубленно занимается химией. «Почему же меня из-за возраста не отправляют в «Артек» и «Сириус» - образовательный центр в Сочи? - спросил пятиклассник Илья президента страны во время последней «прямой линии»? Президент ответил, что это явное упущение, «оно говорит о том, что те, кто организует эту работу, не были вундеркиндами», и пообещал это исправить. Остается надеяться, что «исправления» коснутся не только одного девятилетнего вундеркинда.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..