Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Зачем России сильная Африка?

Зачем России сильная Африка?

Послесловие к международному экономическому саммиту в Сочи
Валерий Панов
11.11.2019
Зачем России сильная Африка?

Спустя декаду после саммита «Россия — Африка» индикатор политических настроений британской власти газета The Times, видимо, осмыслив, наконец, значение этого мероприятия, панически заявила: «У России никогда не было колоний в Африке. При президенте Путине она стремится стать современным аналогом колониальной державы на этом континенте и на Ближнем Востоке... если Запад позволит Кремлю и дальше расширять сферу своего влияния, опасность для западных стран вырастет многократно».

«Аналогом колониальной державы» — это, видимо, намек на, что Россия вознамерилась стать такой, как Великобритания конца XIX — первой половины XX вв., которая держала тогда под оккупацией более чем 20% территории Земли со всем проживавшим там населением. Кроме как бредовыми фантазиями эти, с позволения сказать, рассуждения назвать невозможно. Напомню, называли Британию в те безнаказанные для Лондона времена Pax Britannica и говорили, что в этой островной империи никогда не заходит солнце (настолько безграничными были ее просторы). На смену ей пришел Pax Americana («Американский мир»), в связи с чем возникает вопрос: о чьих, собственно, интересах так сильно печется The Times? И о какой многократно возрастающей опасности «для западных стран», исходящей от России, идет речь?

Причин для испуга британского СМИ видится несколько. Одна из них заключается в том, что участие в саммите «Россия — Африка» в Сочи приняли представители почти всех 54 стран Черного континента (не участвовала только Либерия), при этом 45 государств были представлены своими президентами или главами правительств. А еще в том, что по итогам мероприятия было подписано 92 соглашения, и общая сумма заключенных контрактов превысила гигантскую сумму в 1 (один) трлн руб.

Но очень похоже, что самой большой «угрозой» для колониального Запада стало заявление президента РФ Владимира Путина о намерении нашей страны вернуться на Африканский континент. Вернуться, четко обозначив свои интересы во взаимовыгодном сотрудничестве с африканскими странами, и заметьте, после длительного перерыва и переосмысления опыта СССР.

Вернуться, когда на пути африканской политики России Запад соорудил столько всевозможных завалов, что, казалось, преодолеть их уже невозможно.

Но вопреки всем западным «стараниям» на этом антироссийском поприще Владимир Путин в заявлении для прессы по завершении форума отмечает: «Встреча была деловой, но в то же время очень дружеской, если не сказать душевной, что создало особую атмосферу наших дискуссий». И подчеркивает: «В основе отношений России и африканских государств – многолетние традиции дружбы и солидарности. Их истоки  — в поддержке борьбы народов Африки против колониализма, расизма, апартеида, защите их независимости и суверенитета, становления государственности, формирования основ национальной экономики, создания боеспособных национальных вооружённых сил».

Запад от таких слов едва кондрашка не хватила. Болезненного эффекта добавило еще и заявление для СМИ президента Арабской Республики Египет, сопредседателя саммита «Россия  — Африка» Абделя Фаттаха Аль-Сиси, который, в частности, сказал: «Российско-африканский саммит призван зафиксировать все более высокий уровень отношений сотрудничества между сторонами, политическую волю участников, их желание укреплять взаимоотношения во всех сферах, что способствует достижению наших целей – мира, стабильности и устойчивого развития». И лтметил: «Он (форум. — В.П.) был сосредоточен на приоритетных для Африканского континента вопросах, прежде всего инфраструктуре, промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, энергетике, реализации современных технологий».

На тему российско-африканских отношений западные СМИ начали злобствовать задолго до саммита и, судя по всему, намерены еще долго «трудиться» на этой конфронтационной ниве. У нас в таких случаях обычно говорят: на «таких» не обижаются, да и за что? Как им совесть позволяет, так они и зарабатывают себе на «хлеб с маслом».

Африка, заметим, давным-давно стала для Запада весьма доходным местом. При этом ежегодные потери африканских государств от сотрудничества с западными правительствами и транснациональными корпорациями несколько лет тому назад составляли почти 60 млрд долл., по данным исследования коалиции британских и африканских неправительственных организаций. Арифметика тут простая. В исследовании приводятся цифры, согласно которым ежегодный приток денежных средств от получения кредитов, иностранных инвестиций и «благотворительной» помощи составляет примерно 134 млрд долл. В то же время потери африканских стран от утечки доходов, которые достаются западным корпорациям в виде прибылей (африканцы получают мизер, если получают), а также в результате махинаций европейских «партнеров», касающихся уклонения от выплаты местных налогов и затрат на адаптацию к климатическим условиям, достигают 192 млрд. Естественно, возвращение в Африку России с ее совершенно противоположной политикой Запад встречает в штыки.

Вполне понятно также, почему советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон (теперь уже бывший), представляя концепцию стратегии Дональда Трампа по Африке, говорил только о Китае и России. Смысл его выступления сводился исключительно к тому, что и Китай, и Россия, «в собственных интересах» занимаются там добычей природных ресурсов.

Смешно слышать, как США, единственная страна в мире, имеющая в составе своих войск отдельное Африканское командование (даже Франция, до сих пор пытающаяся управлять процессами в доброй дюжине африканских стран, не так цинична), которая провела там множество военных операций, жалуется на маленькую китайскую базу, расположенную в 20 км от крупной американской базы в Джибути.

Но, согласитесь, нельзя спокойно реагировать на то, как страна, организовавшая на континенте массу переворотов, чьи частные корпорации и правительственные агентства, спецслужбы и политики постоянно вмешиваются во внутренние дела практически всех африканских стран, не брезгуя ни шантажом, ни санкциями, ни убийствами, обвиняет Россию в том, что она «позволяет тиранам остаться у власти» и якобы подрывает безопасность африканских стран. А самое «ужасное»: русские и китайцы мешают военным операциям США (понятно, что исключительно «миротворческим» — других у американцев не было). Это даже не пример типично американского лукавства, это — бесконечный театр лицемерия.

В этой связи заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова Андрей Кошкин говорил, что «Черный континент снова находится в центре внимания экономически развитых государств Европы и Азии, а также США. Он привлекает своими полезными ископаемыми и, конечно же, очень дешевыми человеческими ресурсами».

Как там говаривал старина Маркс? Кажется, так, по крайней мере, ему приписывают эту фразу: «Нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради 300% прибыли». Весьма красноречив в этом отношении следующий пример.

С началом Второй мировой, когда Африка (особенно ее северо-восточная часть) стала не просто лакомым куском территории, но и стратегическим местом, здесь на протяжении трех лет британцы вели бои с итальянцами, потом с немцами (и разгромили их, в конце концов). Тогда ради овладения африканскими нефтеносными полями наши союзники по антигитлеровской коалиции на два с лишним года отложили открытие Второго фронта, о чем сегодня никто даже не вспоминает, в том числе и в России. До июня 1944 г. СССР нес основную тяжесть войны с фашистской Германией. (На Западе об этом тоже «забыли».)

Трамп не развязывал нынешние вооруженные конфликты (войны) в Северной Африке (и на Ближнем Востоке). Он просто в них участвует. Все сделали его предшественники, Барак Обама в первую очередь. Но «наш друг» Дональд, проводит ту же нефтяную политику, которую США реализует на Африканском континенте с тех времен, когда оттуда начали завозить черных рабов («черное дерево», по терминологии американцев) в Америку.

Как известно, по энергопотреблению в мире на нефть и нефтепродукты приходится более 34%. И в основе любого конфликта лежит борьба за энергоносители, прежде всего, за нефть.

По оценкам американского разведывательного сообщества, в 2015 г. доля импорта нефти из Африки достигала 25%, из которых около 8% было получено из Нигерии. США также стремятся поставить под свой контроль перспективные нефтяные месторождения в Судане и Эфиопии. Другие страны, с которыми связаны крупные американские кампании, — это Египет, Ангола и ЮАР (как страны, обладающие исключительными запасами природных ресурсов).

Африка вообще является традиционной зоной, где сталкиваются геополитические и экономические интересы ведущих держав. Здесь находятся разведанные месторождения почти всех известных видов полезных ископаемых, а по запасам, в частности, нефти она занимает третье место в мире. Для мировых игроков привлекательность Африки обусловлена, не в последнюю очередь, и ее выгодным географическим положением. Континент расположен между Индийским и Атлантическим океанами и обладает стратегически важными портами. Он омывается Красным и Средиземным морями, которые со времен древней истории являлись основными цивилизационными магистралями государств Евразии. На африканском побережье располагаются такие стратегические точки и зоны мировых морских коммуникаций, как пролив Гибралтар, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, мыс Доброй Надежды и др.

Для защиты своих «национальных интересов» США создали в 2008 г. уже упомянутое выше Африканское командование (АФРИКОМ, AFRICOM) с центром в Штутгарте (ФРГ). В зону его ответственности входят все африканские страны за исключением Египта.

Американцы, таким образом, получили возможность отслеживать конфликты практически на всем африканском континенте и вмешиваться в них.

В 2011 г. АФРИКОМ, например, контролировал международную военную кампанию в Ливии, получившую название «Одиссея. Рассвет». «Война с Каддафи — это фактически война с Китаем и его экспансией в Африке», так прокомментировал эту ситуацию республиканец Пол Робертс.

К тому времени Пекин вложил в экономику Ливии более 18,8 млрд долл. На ливийской территории реализовывали проекты 75 крупных китайских компаний. С началом войны большая часть китайско-ливийских проектов была остановлена, из страны эвакуированы 35 тыс. китайских рабочих и персонал компаний.

Не исключено, что манипулирование «арабской весной» в странах Северной Африки и другими конфликтами имело целью, прежде всего, передел в области газовых ресурсов этих стран, как это произошло с ливийской нефтью. По мнению представителя Ливийского временного правительства в России Станислава Кудряшова, сложившаяся вокруг ливийской нефти ситуация выгодна всем и никто не заинтересован в разрешении конфликта. Европейские и американские компании закупают здесь нефть с большим дисконтом. Если на мировом рынке цена в среднем 60 долл. за баррель, то ливийские власти в условиях нестабильности рады продавать и по 30. «Кто же откажется от такой дешевой нефти, пусть даже на карте стоит мир и стабильность в Ливии?» — задается риторическим вопросом Кудряшов.

Изначально перед AFRICOM стояла задача воспрепятствовать экономической экспансии Китая в Африке. Еще в 2007 г. Питер Фам, советник Госдепа и минобороны США, а также директор Африканского центра им. Майкла Ансари в Атлантическом совете в Вашингтоне, выступая перед Конгрессом с защитой проекта создания АФРИКОМ, приводил такие аргументы: «Многие аналитики ожидают, что Африка, особенно государства, расположенные вдоль богатой нефтью западной береговой линии, все больше будет становиться театром стратегического соперничества между Соединенными Штатами и их единственным реальным, почти равным конкурентом на мировой арене — Китаем...» (Россию тогда в расчет не принимали.)

Поднебесная действительно потихоньку прибирает к рукам все новые и новые месторождения на Черном континенте, в первую очередь, в Западной Африке. Именно в этих прибрежных регионах, в свое время наиболее сильно пострадавших от эпидемии лихорадки Эбола, под землей скрываются крупнейшие залежи нефти и газа.

Правда, в Африке у США есть еще один конкурент — Евросоюз. Но поскольку последние 10 лет ЕС следует «генеральной линии» Вашингтона, то главный его соперник в этом регионе, равно как и в Латинской Америке, все же — Китай.

При этом Европейский союз рассматривает африканскую нефть как альтернативу нефти российской и ближневосточной. Кроме того, в последнее время одна из главных целей политики Евросоюза — через стабилизацию экономической и социально-политической ситуации в Африке снизить миграционное давление на Европу. Вместе с тем в Западной Европе считают серьезным вызовом европейским интересам усиление влияния Китая и Индии на континенте.

Интерес Индии к Африке также заключается в природных ресурсах континента, особенно топливных. Главными объектами индийского инвестирования являются Египет, ЮАР, Нигерия, Кения, Мозамбик, Либерия, Гана. БРИКС как объединение стран-партнеров (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) явным образом быстро (и во многом согласованно) расширяет свое присутствие на африканском континенте. Однако это партнерство не исключает взаимных противоречий и столкновений интересов. Так, Индия и Китай, являясь партнерами по БРИКС, имеют большое количество неразрешенных проблем в двусторонних отношениях. Кроме того, Китай и Индия — две крупнейшие быстроразвивающиеся региональные державы — ведут острую борьбу за лидерство на азиатском континенте. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что это соперничество за лидерство распространяется и на Африку. Причем, с этой точки зрения, у Индии есть определенный «позиционный приоритет»: в 1961 г. именно она стала одним из инициаторов Движения неприсоединения, в котором на данный момент состоят 53 африканских государства.

Наконец, в последнее десятилетие о своем возвращении на африканский континент все увереннее заявляет Россия.

В августе 2019 г. американское издание The Intercept опубликовало письменные ответы на запрос Конгресса, данные двумя генералами Африканского командования вооруженных сил США (USAFRICOM): бывшим — Томасом Вальдхаузером и действующим — Стивеном Таунсендом. По утверждению военных, число стран континента, в которых дает о себе знать влияние России, достигло десяти. Среди них традиционные партнеры нашей страны — Алжир, Ангола и новые, такие, как ЦАР. Россию интересуют на Черном континенте добыча полезных ископаемых, газа и нефти, и возобновляемая энергия — строительство атомных электростанций. Кроме того, Москва предлагает своим партнерам новое оружие и ремонт старой, приобретенной в прошлые десятилетия техники. 

В американской армии, как следует из секретных ответов, опубликованных The Intercept, продвижение России воспринимают как агрессию. «Чтобы воспрепятствовать эксплуататорским усилиям русских, USAFRICOM продолжает работать со своими партнерами в Африке, дабы оставаться ключевым партнером африканцев», — сообщили Конгрессу Таунсенд и Вальдхаузер. Однако помешать Москве Вашингтон не в состоянии. Россия усиливает свое присутствие в странах, не имеющих тесных связей с американцами, поэтому выбирать или — или местным элитам не придется.

Зато многие из них заинтересованы предложениями, которые могут сделать три российские компании: «Роснефть», Росатом и Рособоронэкспорт. В конце 2018 г. Росатом заключил в Египте контракт на строительство атомной электростанции. У «Роснефти» действуют соглашения с Алжиром и Ливией о добыче сжиженного газа. Рособоронэкспорт закрепился в качестве крупнейшего поставщика на рынке Алжира.

При этом Россия — единственный глобальный игрок, которому объединение и усиление Африки выгодно. Многим остальным выгодно, напротив, раздробление континента и ослабление отдельных стран.

Ключевое преимущество российского подхода основывается на вполне естественных причинах. Если ЕС, США и Китаю нужны, прежде всего, природные ресурсы Африки, то России (у которой «все есть») требуются новые рынки сбыта и покупатели. И еще нужна самостоятельная сильная Африка, которая не будет отдавать сырье импортерам почти бесплатно, а потреблять и перерабатывать его сама.

Практически это открытый вызов России западным конкурентам. Но все, что не вписывается в интересы Запада, то есть США, подвергается агрессивным нападкам. Поэтому с Запада как из худого решета посыпались и продолжают сыпаться в большинстве своем слегка замаскированные под аналитику фейки по поводу международного экономического форума и саммита «Россия — Африка» (23–24 октября 2019 г.) в Сочи.

Лейтмотивом западных СМИ стал тезис о том, что одна «бедная» страна (Россия) «собралась кормить» «еще более бедный» континент. Замечу, кстати, что каждый внешнеполитический успех нашей страны почти всегда становится для определенной части медиасообщества и политических, как метко выразился один из известных обозревателей, «микроинфлюенсеров в социальных сетях поводом для жесткой критики в адрес руководства страны. Очень показательно смотрится, например, жесткий контраст между западной аналитикой ведущих СМИ и нескрываемой антироссийской истерикой некоторых критиканов в российских соцсетях и мессенджерах». В то время как западные аналитики подсчитывали российские успехи и выгоды, российским пользователям приходилось читать однотонные издевки о «прощенных 20 миллиардах долларов».

Попытка представить списание долгов африканских стран перед СССР как некий симптом слабости или глупости руководства России понятна, но, думаю, может оказать впечатление только на самую неинформированную (малообразованную), вдобавок еще и русофобствующую аудиторию, каковую преимущественно и составляют либералы.

Если «списание долгов» — слабость и глупость, то позволительно спросить: значит, к «слабоумным» относятся также МВФ, Всемирный Банк и даже Китай, поскольку они списывают безнадежные долги африканским странам, но, обратите внимание, в обмен на расширение своих возможностей на континенте. Россия, заметим, тоже ищет свое место под африканским солнцем.

Африканцы, заметим, приехали в Сочи с деньгами, а не за деньгами, хотя их, как известно, не всегда хватает. Тем не менее в 2014–2018 гг. Африка оказалась единственным регионом мира, показавшим существенный рост объема российского экспорта. Динамика выглядит так: увеличение экспорта составило 8,1 млрд долларов в абсолютном выражении и 86% в относительном, в т. ч. на 6,63 млрд долл. (+87%) в Северную Африку и на 1,47 млрд долл. (+85%) в Африку к югу от Сахары. Главное: Россия предлагает не только взаимовыгодное военно-техническое и экономическое сотрудничество, но и возможность развивать экономический и политический суверенитет африканских стран.

Спектр того, что интересно африканским партнерам, оказался поразительно широким: это и поставка российского оборудования на марокканский нефтеперерабатывающий завод, и создание совместного комплекса по производству аммиака и карбамида  за 1,2 млрд долл. в Анголе, строительство нефтепровода в Республике Конго, содействие в развитии ангольских железных дорог и даже строительство Центра ядерной науки и технологий в Руанде. Разумеется, это далеко не полный перечень подписанных контрактов и соглашений, но и его достаточно для понимания российского рационального подхода к работе на самом перспективном рынке планеты.

Вместе с тем необходимо признать, что в последние два десятилетия африканское направление политики Российской Федерации выглядит довольно скромно. Присутствие России в Африке заметно уступает влиянию, которое оказывают на Черный континент Запад и Китай.

Разница хорошо заметна по таким цифрам: Вашингтон располагает 34 военными базами в регионе, товарооборот его союзников по ЕС со странами Африки исчисляется в 275 млрд долл. Экономические показатели, достигнутые КНР, тоже впечатляют: 170 млрд долл. денежных транзакций в обе стороны. 

России в таком окружении приходится прокладывать собственный путь, отыскивая ниши, которые не были заняты в постсоветское время.  Успехом пользуется российская ставка на национальный суверенитет как незыблемую основу международных отношений. «На Африканском континенте мы выстраиваем наши отношения со странами на принципах взаимовыгодного партнерства, суверенного выбора и никоим образом не строим нашу политику в Африке против США или каких-либо других стран», — рассказал в беседе с ТАСС директор департамента Африки МИД РФ Андрей Кемарский. По его словам, США стремятся ограничить возможности России в Африке, однако красной черты пока не переходили. «Надеемся, что в перспективе сможем выстраивать наши отношения с Африканским континентом без оглядки на какие-либо внешние факторы», — сказал дипломат.

При непредсказуемости нынешней администрации США трудно предположить, как будут развиваться события в Африке. Думаю, с большой долей вероятности можно сказать одно: сегодня Африка стала той территорией, где находится уже не линия, как еще в прошлом веке, а эпицентр противостояния нескольких земных цивилизаций одновременно. Черный континент явно превращается в один из мировых полюсов, за влияние на который и развернулась борьба между другими полюсами. Составной частью ее является борьба за нефтяные ресурсы Африки, так как давно известно: кто владеет нефтью — тот владеет миром. Потому Россия в Африке не нужна Западу ни в каком качестве.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.