Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 мая 2024
«Русское “Поле” покруче “томагавков”»

«Русское “Поле” покруче “томагавков”»

МАКС-2013: есть поводы для оптимизма
Сергей Птичкин
02.09.2013
«Русское “Поле” покруче “томагавков”»

С 27 августа по 1 сентября в подмосковном Жуковском проходил показ старейших и новейших образцов авиационной и космической техники, комплексов ПВО, радиоэлектронного оборудования. Да и многое другое демонстрировалось в рамках салона МАКС-2013.

На летном поле выстроились две линейки самолетов – военных и гражданских. В начале военного строя стоял грозный, так и не превзойденный по летным характеристикам и боевым возможностям дальний перехватчик МиГ-31. Затем были изящные МиГ-35, Су-35, очень симпатичный Су-34, «толстенький» Як-130 и много-много других самолетов, составлявших когда-то славу ВВС Советского Союза. Увы, вся нынешняя мощь ВВС Российской Федерации – это, в лучшем случае, глубокая модернизация того, что было разработано и производилось в СССР, а то и вовсе - просто самолеты с продленным ресурсом. Планеры-то делали на совесть, и летать они смогут еще не одно десятилетие.

Правда, красовался в небе истребитель, созданный уже в нынешней исторической эпохе нашего государства. И даже не один, а три ПАК ФА – перспективных авиационных комплекса фронтовой авиации Т-50, на базе которых будут строиться истребители пятого поколения – исполнили в небе фигуры высшего пилотажа.

Специалисты оценивают Т-50 по-разному. Но факт в том, что новую машину сделали, вложив в нее совершенно новые идеи и технологии. Т-50 показал великолепный высший пилотаж, выполнив даже такие фигуры, как «Кобра» и «Колокол».

Было официально заявлено, что первый этап испытаний завершается, дальше предстоит самый ответственный – тестирование истребителя на его боевое применение. С него будут стрелять, в том числе специально созданными ракетами, считающимися на сегодняшний день лучшими в мире.

Ракетное авиационное оружие нового поколения можно было видеть в рамках великолепной экспозиции концерна «Тактическое ракетное вооружение». На огромном экране очень наглядно показывались в динамике особенности каждой ракеты и возможности их применения. Когда мощнейшая ракета с «незвучным» названием 59УШКЭ разносила в пух и прах зенитно-ракетную батарею врага, очень похожую на американский «Пэтриот», зрители захватывающего кино начинали, кажется совсем непроизвольно, аплодировать.

Всем, действительно, надоела самодовольная спесивость Вашингтона. Он считает, что может безнаказанно наносить ракетно-бомбовые удары по любой стране, принуждая ее выбрать «демократическую путь-дорогу». А ведь есть оружие, которое взломает любую американскую ПВО и даже ПРО!

Есть и такие удивительные системы, которые обнуляют саму возможность нанесения прицельного удара высокоточным оружием, в том числе – американским.

Давно и успешно, безо всякой шумной рекламы, работает в нашей стране «Научно-технический центр радиоэлектронной борьбы» - «НТЦ РЭБ». Сейчас возглавляет его Александр Саркисьян, под его руководством были разработаны две защитные системы, не имеющие аналогов в мире. Носят они совершенно секретные названия, способные свести с ума любого шпиона, которому вздумалось бы разгадать, что означают «Автобаза-М» и «Поле-21». К гаражному хозяйству и сельскохозяйственным полевым работам ни «Автобаза», ни «Поле» отношения не имеют. Это удивительные системы противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы. Впервые их открыто показали на МАКС-2013 на стендах холдинга «Оборонительные системы».

У нас есть считающиеся лучшими в мире зенитно-ракетные системы С-300ПМУ и С-300В. А на МАКСе показали и совсем новую систему С-350 «Витязь». Действительно, ракеты этих систем способны поразить любую воздушную цель, какой бы «невидимой» и скоростной она ни была. Но чем мощнее зенитно-ракетная система, тем, соответственно, мощнее у нее радарный комплекс, сканирующий небо и обеспечивающий подсветку атакуемой цели. Но это ведет к тому, что такие радары буквально притягивают к себе ракеты с противолокационными головками самонаведения, вроде той, что демонстрировалась на стендах «Тактического ракетного вооружения».

В США, еще со времен войны во Вьетнаме, выработали следующую тактику. Сначала с помощью самолетов дальнего радиолокационного обнаружения засекать батареи ЗРК, потом наносить удар по радарным комплексам, ослепляя, таким образом, пусковые ракетные установки, и лишь после этого лететь бомбить и стрелять с воздуха, зная, что по тебе никто не выстрелит.

Впервые в мире в России спроектировали, испытали и запустили в производство пассивную систему радиолокации под названием «Автобаза-М».

Состоит она из четырех принимающих постов системы обнаружения и пеленгации – СОП. Каждый летательный аппарат что-то излучает – это физика, против которой не попрешь. Так вот, чувствительные датчики СОП ловят эти излучения, отправляют на центральный пост, где они обрабатываются, после чего на экране большого компьютера «проявляется» вся воздушная обстановка. В радиусе 400 километров становится ясно, кто, куда и даже с какой целью летит. Основная сложность здесь – математика. Просчитать множество вторичных признаков и только на их основании дать полноценную картину того, что творится в воздухе, неимоверно сложно. Наши с задачей справились.

Тут надо уточнить. Пассивные посты радиотехнической разведки есть во всех армиях мира. Примитивно – это классическая пеленгация радиосигналов. Но никому еще не удавалось добиться от пассивной локации того же, что под силу лишь мощным радарным комплексам зенитно-ракетных систем – определения точных координат летящей цели, идентификации этой цели и построения траектории полета. Вся эта информация передается на КП частей ПВО. Она вводится в головки самонаведения ракет, если такая необходимость есть, и в системы управления воздушным боем. И когда враг, уверенный, что на его пути нет никаких заградительных систем ПВО, пускает в бой воздушные армады и крылатые ракеты, на считанные мгновения включаются мощные радары ракетных комплексов, происходит пуск, и от стай крылатых хищников летят стальные перья. После этого наступает полное радиомолчание, батареи меняют позиции. Очень дешево и очень сердито…

Прекрасным дополнением «Автобазы-М» служит «Поле-21». Все высокоточное оружие использует космическую навигацию.

В больших ракетах есть и внутренняя инерциальная система, но в ней при полете на дальние расстояния неизбежно накапливается ошибка, которая корректируется только космической навигацией. «Поле-21» состоит из десятков излучателей, расположенных друг от друга в десятках километров. При возникновении угрозы воздушного нападения, точнее, при самом нападении источники включаются и создают над огромной территорией мертвую для радиосигналов зону. Приемники космической навигации глохнут, ошибка в инерциальной системе накапливается, ракета летит, куда ей, «бездумной», вздумается.

Конечно, существуют мощнейшие «глушилки» РЭБ, способные, словно ломом, пробить любую вражескую электронику и вывести ее из строя. Но их сверхмощное излучение небезопасно для находящихся рядом людей, и само служит прекрасной целью для противолокационных ракет. Так что мощные «глушилки» при желании можно выбить без проблем. А вот в случае с «Полем-21» - куда стрелять-то? Излучение идет отовсюду. И даже если будет выведена из строя почти половина станций постановки помех, над охраняемым объектом сохранится защитное поле.

Как было сказано на МАКС-2013, испытания «Автобазы-М» и «Поля-21» успешно завершены. Остается ждать решения министерства обороны: купит – не купит, загранице отдаст. Кстати, эти системы выполнены и в экспортном варианте, интерес к ним огромный. Еще бы, ставь «Поле» - и никакой «Томагавк» тебя не достанет. А при наличии своего ПВО и «Автобазы-М» ты сам любой вражеский аппарат в небе уничтожишь раньше, чем агрессор поймет, что он давно в прицеле.

Наши конструкторы преуспели не только в создании систем ПВО наземных объектов, но в активной защите вертолетов и самолетов от ракет с тепловизионными головками самонаведения. Тут мы просто мировые лидеры.

Созданы бортовые оптико-электронные и лазерные системы противоракетной защиты. Их можно было видеть и даже трогать руками в павильоне «Радиоэлектронные комплексы». А на статической стоянке стоял Ка-52, оборудованный серийно выпускаемой оптико-электронной системой защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов типа «Стингер».

На МАКС-2013 состоялся премьерный показ Ту-214ОН – первого российского самолета, построенного в Казани и спроектированного специально для выполнения миссий наблюдения в рамках международного договора «Открытое небо». Есть такой международный договор, который подписали 35 государств. Он позволяет, в целях исключения незаметной подготовки к масштабной войне, вести мониторинг с воздуха даже стратегических объектов и мест расположения крупных воинских соединений. Каждая из подписавших этот договор стран может отправлять свой самолет-разведчик для мониторинга чужих территорий. Пикантность ситуации в том, что 28 стран–членов НАТО нельзя назвать нашими лучшими друзьями. Они наблюдают за Белоруссией и Россией. При этом западники летают на вполне современных самолетах-разведчиках, а российские наблюдатели имели в своем распоряжении допотопные Ту-154МЛК и Ан-30Б, оснащенные лишь пленочными аэрофотоаппаратами, созданными невесть когда. А вот Ту-214ОН – полноценный воздушный разведчик самого современного уровня. Специалистами концерна «Вега» для этого самолета был разработан комплекс суперсовременной аппаратуры, в которую входят мощные цифровые видео- и фотокамеры, специальные оптико-электронные устройства, станции радиолокационного наблюдения. Кроме того, борт лайнера оснащен мощными компьютерными системами, позволяющими обрабатывать получаемую информацию практически сразу. До этого российские самолеты, выполнив миссию «Открытого неба», должны были вернуться на базу, где отснятая фотопленка проявлялась, обрабатывалась, и только потом давалось заключение.

Помимо военной составляющей, на МАКС-2013 присутствовало огромное количество легких, зачастую самодельных, летательных аппаратов.

Впервые на салоне участвовала Исламская Республика Иран с очень интересной экспозицией.

Ну а зрелищная часть наших МАКСов - это воздушное шоу. Описать это действие словами невозможно, надо видеть. Впрочем, телевидение вело подробные репортажи с салона. Впервые выступила пилотажная группа из КНР на легких истребителях «Джей-10».

Кстати, на них установлены российские двигатели АЛ-31ФН. Группа называется «1 августа» – в честь дня основания Народно-освободительной армии Китая. Она впервые выступила не только в России, но и вообще за пределами родины. Истребители смотрелись очень современно, и пилотаж их был на высоте.

А теперь – впечатления не от самой экспозиции, а от ее организации. Впервые за двадцать с лишним лет существования МАКСов образцы авиатехники, выставленные на аэродроме, отделялись от публики невысокими металлическими заграждениями. Раньше стояли несуразные двухметровые решетчатые заборы с мелкой сеткой, через которую красиво сфотографировать технику было просто невозможно. То, что закрытая забором авиатехника на открытом салоне – явная несуразица, доходило до организаторов, повторяю, двадцать лет. Впрочем, за эти годы и само руководство салона сменилось, и реальные возможности нынешнего руководства значительно сузились. Теперь все в руках могущественного Ростеха – корпорации «Российские технологии», подмявшей под себя большую часть отечественной оборонки.

Много лет назад руководство Ростеха громогласно заявляло, что вот-вот на месте закрытого и строго секретного ЛИИ имени М.М. Громова, на территории которого и проходят российские авиакосмические салоны, возникнет некий чудесный по своим возможностям транспортно-выставочный центр. Со столицей этот ТВЦ свяжут скоростные магистрали, в том числе, железнодорожные, а выставочная инфраструктура в нем станет одной из лучших в мире. Годы прошли…

ТВЦ официально так и не открылся, хотя на бумагах он, возможно, давно функционирует. Но нет в Жуковском ни доступного всем коммерческого аэродрома, нет свободного прохода, нет удобного и скоростного подъезда из Москвы для всех желающих, а не только для тех, у кого спецсигналы на крышах черных иномарок. И строгая режимность места проведения МАКСов осталась неизменной и удручающей.

Обыскивать вас начинают уже на тех железнодорожных платформах, откуда идут прямые автобусы до входа на выставку. На входе все повторится, но в более жестком режиме. Колюще-режущие предметы, в том числе, маникюрные наборы, проносить категорически нельзя, воду в стеклянной таре тоже. А из пластиковых бутылок вас заставят отпить: вдруг вы несете яд? Суровые полицейские потребуют выключить-включить телефон, компьютер и фотоаппарат: а если, а вдруг?! Естественно, обшарят все карманы, постучат по ляжкам и пощупают подмышками. При посадке на международный авиарейс контроль и то более мягкий. Вобщем, заходишь на международный салон уже чуть ли не потенциальным преступником.

Но самое ужасное - это отъезд с салона в дни массовых посещений: пятницу, субботу и воскресенье. Дикое столпотворение и давка при посадке в автобусы, а потом долгая-долгая поездка в духоте через Жуковский, стоящий в пробках.

В субботу, 31 августа, едва не случился коллапс. Неожиданно пошел сильный дождь, находиться дальше на поле аэродрома потеряло всякий смысл, и толпа в 150 тысяч человек почти одновременно направилась к выходу.

Похоже, при виде этой мрачной промокшей массы больше всего перепугались сами полицейские, пытавшиеся сначала людей сдерживать и что-то регулировать. Но затем, вопреки всем инструкциям и предписаниям, они благоразумно расступились и дали возможность десяткам тысяч людей пешком выйти с территории ЛИИ.

Я посещал многие мировые выставки, как открытые для широкой публики, так и закрытые. Нигде такого «рукотворного» кошмара входа на территорию салонов и выхода с них нет, и никогда не было. Впрочем, народ наш отходчив, и, пройдя полицейские кордоны, он попадал в мир настоящей авиации и технического совершенства, быстро забывая обо всем плохом.

Нет, МАКС-2013 запомнится не только полицейскими кордонами, страшной давкой и плохой погодой, но и тем, что в России есть люди, которые не разучились настоящие дела делать, а не только болтать языком и «разруливать» денежные потоки. 

Смотрите фоторепортаж «МАКС-2013»

Специально для Столетия


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.