Превратится ли Дальний Восток в «новый Сингапур»?

Начнем с положительного. Представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев сообщил, что в ходе форума было заключено контрактов на сумму примерно в 1,3 триллиона рублей.
Конечно, наивно надеяться, что вся указанная сумма будет вложена в развитие восточного форпоста России. Будет хорошо, если в ближайшие годы хотя бы ее десятая часть вольется в экономику региона. Но не будем забывать, что и бюджет Владивостока пополнили средства, оставленные многочисленными гостями мероприятия.
Об огромном интересе к форуму может красноречиво свидетельствовать тот факт, что из двух с половиной тысяч заявок была одобрена лишь тысяча. Многие крупные игроки, в основном из Китая, были, как говорится, оставлены за бортом, причем в самый последний момент, имея на руках и авиабилеты, и гостиничную бронь.
При этом, конечно, необходимо помнить аксиому: иностранный инвестор и опасается за судьбу своих вложений, и стремится получить прибыль. Мы твердо объявили о намерении снять тревоги инвесторов. Наиболее кардинальный шаг – озвученное в ходе форума главой министерства развития Дальнего Востока Александром Галушкой намерение освободить зарубежных предпринимателей и финансистов в дальневосточных регионах от проверок контролирующих органов. Отныне наши налоговики, пожарники и «санитары» будут иметь право проверить фирму, попавшую у них под подозрения, лишь по разрешению того самого министерства. Честно говоря, решение, вызывающее вопросы, ведь всегда могут найтись бизнесмены, нечистые на руку – но фактически они станут пользоваться правом неподсудности. Но даже если допустить, что все иностранцы будут чисты перед законом, нашим контролирующим органам даже для проведения крайне необходимой проверки придется «писать бумаги» руководству министерства, и закрутится-завертится бюрократическая машина…
На форуме продвинули также идею создания территорий опережающего развития - ТОРов. Речь идет об ограниченных районах, где инвесторам - как российским, так и иностранным - будут предоставляться особые права для реализации своих проектов.
Например, в Комсомольске-на-Амуре намечается организация производства деталей самолетов для производственного авиастроительного объединения: ранее их выпускали заграницей. Только вот никто не гарантирует того, что в число работников иностранных предприятий не попадут «любознательные индивидуумы», ведь на Дальнем Востоке есть и закрытые флотские базы, и новый космодром. А «принять меры», как уже говорилось, будет крайне трудно. К тому же для ТОРов выделяются совсем уж непонятные с точки зрения экономики места – взять тот же остров Русский. О каких промышленных производствах там можно говорить?
Другая мера того же порядка - изменение режима функционирования портов региона. Понятно, что для иностранного инвестора важно иметь возможность вывезти за рубеж произведенную продукцию. И морской порт как раз и берет на себя такую функцию. Проблема в том, что наши порты далеко не всегда справляются с возложенными на них задачами. Чтобы уменьшить подобные риски, и был принят закон об объявлении Владивостока так называемым «свободным портом» со значительно облегченным режимом пропуска товаров. Планируется, что аналогичный режим будет распространен и на другие 15 гаваней региона, следующий этап – объявление свободным портом Петропавловска-Камчатского.
Скептики уже высказались по этому поводу, саму идею поддержали, но заметили: вначале необходимо обеспечить грузопоток, который сейчас не превышает 8 миллионов тонн в год. Нет смысла без перевалки иностранных грузов расширяться порту в Петропавловске-Камчатском, нет смысла вкладываться и в развитие Северного морского пути. Иными словами, от успеха или неудачи этого нового транспортного коридора напрямую зависит, превратится ли Дальний Восток в «новый Сингапур», который живет за счет транзита грузов.
Северный морской путь можно использовать лишь несколько месяцев в году, к тому же, говорят эксперты, у нас сегодня нет компании, которая бы проявляла интерес к организации крупномасштабного арктического судоходства.
Об этом свидетельствует и сокращение числа судов, проследовавших по СМП: с 71 в 2013 году до 30 в году 2014.
Попутно начинают выясняться совсем уж любопытнее детали: оказывается, все это рассчитано, главным образом, на вывоз зарубежных грузов. В случае с портами Приморья речь идет не о «перехвате» глобальных линий грузопотоков, а лишь обслуживании нужд северо-восточных провинций Китая, чей валовой региональный продукт более чем в триллион долларов, кстати, превышает общероссийский. Именно для этих целей создаются международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2». Первый из них протянется от Харбина до Владивостока, второй – от Чанчуня до Зарубино.
Одно из обязательных условий успеха таких масштабных инициатив Центра – поддержка населения. У российских властей на Дальнем Востоке она, по большому счету, есть. Многие мои собеседники положительно оценивали меры, предпринимаемые сегодня российским руководством. Как они рассказывали, в «лихие девяностые» по городу бегали стаи крыс, были перебои с водой и электричеством. В то же время, положение не стоит идеализировать: существуют большие диспропорции в развитии административных единиц, имеющих выход к морю, и тех, что расположены внутри материка. Один из печальных примеров – судьба города Спасска. А ведь, как показывает опыт того же Китая, создание свободных экономических зон лишь увеличивает этот разрыв.
Еще один, оставшийся без ответа вопрос – где брать людей для вновь создающихся рабочих мест, ведь отток, судя по признаниям чиновников министерства развития Дальнего Востока, все еще продолжается, хотя и в меньших объемах.
Показателен в этом отношении пример автомобильного завода «Соллерс», руководству которого лично приходилось уговаривать жен своих сотрудников перебраться во Владивосток. Но это случай исключительный, не каждый руководитель примется заниматься подобной «дипломатией». Видимо поэтому некоторые участники форума выражали опасения, что либерализация режима пребывания иностранцев на Дальнем Востоке – это и упомянутое смягчение режима проверок плюс обещанная президентом выдача восьмидневной визы любому, приезжающему сюда иностранцу – вполне может ослабить контроль Москвы над регионом.
И – последнее, но очень важное. Инвесторы - инвесторами, а блюсти интересы державы надо. Чего только стоят карты, которые демонстрировали некоторые иностранные участники в ходе форума: там исконно российские территории либо фигурировали под чужими названиями, либо были закрашены в цвета территорий сопредельных государств.
Давайте помнить незаслуженно забытое слово «бдительность».
под статьёй Владимира Милосердова: «Не верь леопарду, нюхающему цветы»
https://www.youtube.com/watch?v=7VwQSx4D9I0
Закон о ТОРах
https://www.youtube.com/watch?v=OFkPfctOd1U
Нет у России ни сил ни денег, чтобы развивать ДВ полностью самостоятельно. К тому же для этого придется перестать обкрадывать ДВ и более справедливо распределять деньги по регионам, т. е. отрывать федеральные деньги от москвичей, питерцев и др. избранных и перенаправлять на восток. Большинство россиян сосредоточенных в ЕТР и на Урале будет категорически против установления справедливости. А то получается, что "мы" здесь, а ДВ там, эдакая заморская дойная колония, главная задача которой доставлять ресурсы на заводы ЕТР, и где живут "они" (нелюди). При том, что на юге ДВ есть благоприятные места для оседлого проживания значительных масс людей и размещения перерабатывающей промышленности. С таким отсталым подходом ДВ потеряет последнее население и РФ фактически утратит контроль над территорией.
Основа успешного развития РФ — тесное экономическое сотрудничество с Евросоюзом, АТР, Турцией и другими мало мальски богатыми соседями. Поэтому всячески приветствуются инвестиции на ДВ из азиатских и европейских стран.
Только нужно проводить грамотную демографическую и миграционную политику.
1. Стимуляция рождаемости местного населения
2. Переориентация внутренней миграции. В первую очередь из Сибири и Урала на юг ДВ. Это нонсенс, но прибрежные и более теплые районы юга ДВ развиты хуже чем более холодный и внутриконтинентальный юг Сибири. Этим летом вода в бухтах Приморья прогревалась до +28°, во Владивостоке до +24°, почти как на Черном море.
3. Завоз иностранных рабочих (хохлов, кавказцев, узбеков, китайцев, корейцев, негров и т. д.) не более 40% от всего населения. Плюс ни одна национальность и религия кроме русских и атеистов/христиан не должна превышать 10% от всего населения.
Да и еще... доля России в стратегически важных предприятиях должна быть не менее 50%+1 акция.
Сейчас вектор развития ДВ выбран правильно, но допущены некоторые ошибки в реализации. Например глупая идея о дальневосточном гектаре в отдаленных от инфры местах.
Свободной экономической зоной должна стать вся оседлая часть ДВ начиная от Благовещенска, Хабаровска и юга Камчатки и так далее.
http://www.youtube.com/watch?v=jdEW_uq2S7g
В.Ю. Катасонов; «У нас пока нет государства, к сожалению. Есть только планы, надежда на создание своей государственности. В настоящее время статус российской территории - это колония. А у колонии нет своего правительства, нет своей политики - есть просто временная администрация»
Есть очень пессимистичные прогнозы, что к 2050 г. русских будет меньше 50%.