Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 июня 2022
Предчувствие Тарковского

Предчувствие Тарковского

Как фильм «Ностальгия» стал мостом между Западом и Востоком
Ирина Баранчеева, Рим
04.04.2022
Предчувствие Тарковского

Сегодня, 4 апреля, мастеру исполнилось бы 90. А ровно сорок лет назад Андрей Тарковский закончил снимать свой, можно сказать, пророческий, фильм «Ностальгия». Это был трудный момент в жизни великого режиссера, окончившийся его невозвращением на родину. В 1982 году он выехал в Италию в творческую командировку по приглашению известного итальянского поэта и сценариста Тонино Гуэрры, который стал соавтором сценария. И остался.

Тонино Гуэрра, работавший с такими выдающимися режиссерами, как Федерико Феллини и Микеланджело Антониони, был мастером в изобретении оригинальных, эксцентричных историй. Однако сюжет фильма «Ностальгия», несмотря на итальянскую обстановку и участие западных актеров (за исключением Олега Янковского, который исполнил главную роль), получился очень русским, может быть, даже более русским, чем в иных фильмах Тарковского, сделанных на родине.

Основная тема фильма, проходящая через все киноповествование, – это отверженность, бездомность, неприкаянность русского художника за границей, которую впоследствии испытал на себе и сам его создатель.

Андрей Горчаков, главный герой, в котором легко угадать «альтер-эго» самого Тарковского, приезжает в Италию собирать материал для книги о композиторе Павле Сосновском (его прототипом стал Максим Березовский), и, подобно русскому композитору XVIII века, добившемуся известности за границей, но не мыслившему жизни вне России, он тоже переживает глубокий внутренний кризис, оставаясь безучастным к окружающим его красотам.

Уже первые кадры фильма позволяют понять духовное состояние Андрея, когда он говорит: «Надоели вы мне все со своими красотами. Зачем они мне для одного себя только?» Андрей в «Ностальгии» – это тот тип русского интеллигента, который Достоевский определил как «тип всемирного боления за всех». В силу этого зарубежная командировка становится для него не столько работой над книгой, сколько поиском истины и заканчивается метафорическим восхождением на Голгофу.

Выбирая натуру для съемок, режиссер намеренно избегал места, входящие в привычные туристические маршруты, а искал те, которые хотя бы отдаленно напоминали ему Россию. В фильме появляются развалины аббатства Сан-Гальгано, церковь Сан Пьетро в Тускании или термы Баньо-Виньони недалеко от Сиены, в то время еще относительно спокойные и уединенные, которые в фильме становятся символом уходящей в небытие патриархальной Италии.

Герой фильма, а вместе с ним и сам Тарковский, ищет среди чуждого для него пейзажа родные черты, а среди людей – родственные души. В церкви Сан Пьетро мы видим театральную процессию женщин, одетых в черное, которые идут к Богоматери вымаливать ребенка для одной из них. Такие процессии в начале 80-х годов в Италии были уже редкостью, но вплоть до конца 50-х годов их вполне можно было встретить во многих провинциальных городах.

Здесь же происходит интересный разговор между Эудженией, переводчицей Андрея (актриса Домициана Джордано), с местным пономарем, который спрашивает ее, пришла ли она тоже просить о ребенке. «Нет, я просто смотрю», – отвечает она. «Тогда ничего не получится. Сюда надо приходить только с молитвой, а так ничего не будет».– «А что может быть?» – «Все, что пожелаешь. Но для этого как минимум нужно встать на колени».

И вот в этом-то и заключается проблема, что Эуджения, молодая, красивая, энергичная и внешне удачливая, но внутренне глубоко несчастная женщина, как ни старается, не может встать на колени.

Тарковский острым взглядом наблюдателя отмечал эту растущую пропасть между прошлым и настоящим Европы и видел, что современный средний европеец, выразителем которого в фильме как раз становится Эуджения, больше не способен молиться, не способен встать на колени.

Но всегда куда-то спешит и «выдает себя не за того, кто он есть на самом деле». Не случайно, чтобы найти основы духовной культуры Европы, режиссер обращается к образам раннего Возрождения.

Именно исчезновение из западной культуры духовности Тарковский воспринимал как трагедию, положившую начало непониманию, отчуждению Запада и России.

Эуджении, которая читает на итальянском языке книгу стихов Арсения Тарковского, отца режиссера, герой фильма велит выбросить ее, потому что поэзия не переводится. «Но как бы мы поняли тогда Пушкина, Толстого?», спрашивает она. И он горько отвечает: «Ничего-то вы в России не понимаете».

Однако, несмотря на это непонимание, мучительное для него, Андрей все равно ищет родную душу. В термах Баньо-Виньони он неожиданно встречает очень странного человека, некоего Доменико (этого героя придумал Тонино Гуэрра). Все считают его сумасшедшим, потому что он продержал семь лет свою семью дома взаперти, а затем ему пришла новая странная идея – войти в бассейн с зажженной свечой, чему посетители терм всячески противятся, думая, что он хочет утопиться.

Андрея заинтересовывает этот экстравагантный персонаж и позже он приходит к нему в полуразрушенный дом, где тот влачит свое одинокое существование в компании собаки. Доменико встречает Андрея, протягивая ему хлеб и вино, символ причастия вечной жизни, и дает ему свечу, объясняя, что он вместо него должен пройти с ней через бассейн и тем спасти мир от уничтожения.

Шведский актер Эрланд Юзефсон, исполнитель роли Доменико, спросил Тарковского, почему он должен был пройти со свечой именно через воду, и тот ответил: «Потому что из воды образовался мир».

Есть что-то пророческое в том, что именно на Западе Тарковский ощутил опасность, нависшую над миром. Он видел эту опасность в воздвигнутых непроницаемых границах, разделяющих народы, в превосходстве цивилизации над культурой, в растущем отрыве человека от природы, самых простых и естественных истин.

Доменико вносит свой посильный вклад в спасение мира, когда, сидя на конной статуе Марка Аврелия в Риме, произносит речь о братстве людей и любви к природе, призывая людей опомниться и вернуться в тот момент, когда человечество свернуло с правильного пути. «Люди, что же это за мир, что я, сумасшедший, кричу вам, что вы должны стыдиться самих себя!» – вопрошает он в конце, а затем сжигает себя на площади.

Однако Андрей Тарковский, великий мастер, не был пессимистом, и своим первым фильмом, снятом на Западе, он как раз протянул тонкую ниточку духовности между Россией и Европой. Фильм заканчивается символично: Андрей сидит на земле с собакой Доменико на фоне русского пейзажа и своего отчего дома, заключенного, как в драгоценную оправу, в развалины аббатства Сан-Гальгано, над которым тихо падает снег.

Русская и европейская культура глубоко связаны, и как бы ни хотели сегодня некоторые невежественные силы разорвать эту связь и «отменить» русскую культуру, у них ничего не получится. Россия была и будет частью Европы, и частью очень значительной.

В конце концов, в «Ностальгии» именно Андрею, русскому, удалось то, чего не смог сделать итальянец Доменико, а именно, пройти с зажженной свечой через бассейн и ценой собственной жизни спасти мир.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.
Е. Д.
07.04.2022 3:39
Ort: ...Поскольку никому в здравом уме , да ещё В КРЕСТЬЯНСКОЙ СТРАНЕ -такое не пришло бы в голову.
--------
Перед отъездом в Россию в начале апреля 1917 года Ленин пишет «Прощальное письмо к швейцарским рабочим»:
«Россия - КРЕСТЬЯНСКАЯ СТРАНА.... Непосредственно в ней не может победить тотчас социализм. Но КРЕСТЬЯНСКИЙ ХАРАКТЕР СТРАНЫ, при громадном сохранившемся земельном фонде дворян-помещиков, на основе опыта 1905 года, МОЖЕТ ПРИДАТЬ ГРОМАДНЫЙ РАЗМАХ буржуазно демократической РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ И СДЕЛАТЬ ИЗ НАШЕЙ РЕВОЛЮЦИИ ПРОЛОГ ВСЕМИРНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ...». (В.И. Ленин, ПСС, т.31, стр.91-92).
«На долю российского пролетариата выпала великая честь начать, но он не должен забывать, что его движение и революция составляют лишь часть ВСЕМИРНОГО революционного пролетарского движения, которое, например, в Германии нарастает изо дня в день все сильнее и сильнее. Только под этим углом зрения мы и можем определять наши задачи» (там же, стр.341).
В... «Докладе о текущем моменте» Ленин обосновывает свое пристрастие к ВСЕМИРНЫМ МАСШТАБАМ: «...мы связаны сейчас со всеми другими странами, и вырваться из этого клубка нельзя: либо пролетариат вырвется весь в целом, либо его задушат» (там же, стр.354).
«ПОЛНЫЙ УСПЕХ этих шагов ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ПРИ МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ, если революция войну задушит, и если рабочие во всех странах её поддержат, поэтому взятие власти - это единственная конкретная мера, это единственный выход» (там же, стр. 358).
Е. Д.
07.04.2022 3:12
Ort: НИКТО ИЗ НИХ И НИКОГДА НЕ ОБРАЩАЛСЯ К РУССКОМУ НАРОДУ С ПРИЗЫВАМИ "ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ РАДИ МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ". Поскольку никому в здравом уме , да ещё в крестьянской стране -такое не пришло бы в голову.
-------
Приказ № 1423 командующего Западным фронтом Михаила Тухачевского от 2 июля 1920 года:
Бойцы рабочей революции. УСТРЕМИТЕ СВОИ ВЗОРЫ НА ЗАПАД. На западе решаются судьбы МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Через труп белой Польши лежит ПУТЬ К МИРОВОМУ ПОЖАРУ. На штыках понесём счастье и мир трудящемуся человечеству. На Запад! К решительным битвам, к громозвучным победам! Стройтесь в боевые колонны! Пробил час наступления. На Вильну, Минск, Варшаву — марш!

План Ленина
Успехи Красной армии убедили Ленина в близости УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ПОЛЬШЕ, А ЗАТЕМ В ГЕРМАНИИ И ВО ВСЕЙ ЕВРОПЕ. В начале июля в Петрограде был созван II Конгресс Интернационала с тем, чтобы подготовить левые партии Европы К ЗАХВАТУ ВЛАСТИ.

Чем закончилась авантюра Ленина: ....по самым заниженным оценкам в ходе Варшавского сражения погибли 25 тысяч красноармейцев, 60 тысяч попали в польский плен и 45 тысяч были интернированы немцами. Несколько тысяч человек пропали без вести. Помимо людей, фронт потерял 231 орудие, 1023 пулемёта, несколько тысяч лошадей, 10 тысяч подвод с амуницией, 200 полевых кухонь и огромное количество автомобилей (включая и бронемашины).
ort
06.04.2022 14:31
Александр
04.04.2022 16:17 Вы за то, чтобы еще раз пожертвовать Россией для спасения Европы?

Александр
05.04.2022 22:06 А разве я писал, что это вы призывали пожертвовать Россией для спасения Европы?
------------------------------------------------

1. Как там сказано у А.С. Пушкина ? "Не отпирайтесь, Вы писали".

Александр
05.04.2022 22:06 Идея мировой революции принадлежит товарищу Троцкому.
------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Идея мировой революции обсуждалась Энгельсом, как последствие неизбежной грядущей Мировой войны. Ещё за четверть века до её начала.
3. Ленин выдвинул идею возможности построения социализма в отдельно взятой стране (1915).
4. Троцкий выдвигал идею перманентной революции . (теория о развитии революционного процесса в периферийных и слаборазвитых странах.)
5. НИКТО ИЗ НИХ И НИКОГДА НЕ ОБРАЩАЛСЯ К РУССКОМУ НАРОДУ С ПРИЗЫВАМИ "ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ РАДИ МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ". Поскольку никому в здравом уме , да ещё в крестьянской стране -такое не пришло бы в голову.
Александр из Од
06.04.2022 13:46
Так уж исторически сложилось, что о лжи и погибельности католицизма у нас не принято говорить. Не говорили об этом в Царской России, не говорили в советской, не говорят и сейчас в демократической.
И надо признать, что это большое упущение. Если не знать об угрозе, то легко попасть и в беду. То западничество, которое у нас повелось с пресловутого Петра первого очень живуче до сих пор!
Кто--то
06.04.2022 8:04
По поводу 05.04.2022 22.06
Идея мировой революции принадлежит не товарищу Троцому, а товарищу Марксу, который к началу 20 века уже умер.
Товарищ Троцкий утверждал. только то, что идея Ленина о построении социализма в отдельно взятой стране заведёт нашу страну в тупик. Побеждает в этом мире тот, кто непрерывно растёт.
Сталин реализовал сначала одно, а затем и другое. К 1945 наша "отдельно взятая страна" создала целую систему стран, в которую вошли даже освобождена Индия и Китай.
В итоге : в 21 веке мировая революция уже происходит на наших глазах. И если бы не наше традиционное раздолбайство - наша страна сейчас могла бы стать мировым лидером.... Державой номер 1.
Александр
05.04.2022 22:06
ort
05.04.2022 15:54
Александр
04.04.2022 16:17
ort 04.04.2022 13:49
Александр, так я и не понял. Где конкретно я призывал "еще раз пожертвовать Россией для спасения Европы?"

А разве я писал, что это вы призывали пожертвовать Россией для спасения Европы? Нет, я этого не писал. Я писал о том, что Россия не должна жертвовать собой для спасения Европы. У вас это вызвало какие-то возражения. Если вы с этим не согласны напишите об этом прямо и обоснуйте почему по вашему мнению Россия должна жертвовать собой во имя чьих-то интересов. ........
Касательно мировой революции и просьбы дать ссылку на работу Ленина. Идея мировой революции принадлежит товарищу Троцкому. Это течение так и именуется в истории троцкизм. Он расписан давно и достаточно подробно в том числе и в советских учебниках.
ort- Феона
05.04.2022 18:48
Феона
05.04.2022 9:41 Нравится кому-то или нет, но мы также как и западные тоже европейцы
---------------------------------------------------------------------

1. "Тоже европейцы" - это не совсем то же, что европейцы. А иначе они относились бы к нам, как к себе.
2. "Разгромив коммунизм на «Востоке», Запад сам устремился в том же направлении, хотя и своими путями.... Запад в свое время разгневался на русских «дикарей» не за коммунизм, а за то, что они опередили его в этом отношении и построили коммунизм по-русски, то есть неправильно, халтурно, не по-западному." /А. Зиновьев. Запад/
3. Можно добавить, что не только построили, но и надавали им по морде как следует в 1945 !
4. Если Вам приходилось сталкиваться когда- либо с людьми, считающими себя авторитетными, и доказать их не правоту, в чём- либо опровергнуть их, ВЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ УБЕДИТЬСЯ, ЧТО ОНИ ВАМ ЭТОГО НИКОГДА НЕ ПРОСТЯТ.
Тузик
05.04.2022 16:41
Ну, почему опять - часть Европы?! Никакая мы не часть, Ни Запада, ни Востока, мы и есть целое (цельное), гармоничное соединение того и другого. И да, слово "Россия", коли уж внутри страны на майках пишется, должно писаться русскими буквами, как и вывески на магазинах. В конце концов, научимся мы когда-нибудь себя уважать, не на словах (ах, русская культура!), а на деле?!
Что касается европейской культуры, как ни парадоксально, но это именно Россия её, усвоив и творчески переработав, сохранила, сберегла для тех же европейцев, как когда-то арабы сберегли культуру и науку периода.античности. Может быть, этого нам европейцы и не могут простить?
ort
05.04.2022 15:54
Александр
04.04.2022 16:17
ort 04.04.2022 13:49
Орт, так я не понял. Вы за то, чтобы еще раз пожертвовать Россией для спасения Европы?
--------------------------------------------

Александр, так я и не понял. Где конкретно я призывал "еще раз пожертвовать Россией для спасения Европы?"

Александр
04.04.2022 11:05
....То нас звали устроить мировую революцию||||
----------------------------------------------------------
1. Александр, я так и не понял. Дайте ссылку хотя бы на одну работу Ленина, где он "зовёт русских устроить мировую революцию".
Александр из Од
05.04.2022 15:01
Тарковский мастерски показал омертвение европейской души. Когда его герой Доменико сжигает себя на площади среди кучи зевак , то никто даже и ухом не повёл!
Просто стоят и тупо смотрят как горит живой человек. Ни вызвать скорую помощь, ни самому помочь как-то сбить пламя! Просто чудовищное окаменение сердец.
Жаль, что эту «Ностальгию» не показали в прокате в советское время.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.

Эксклюзив
22.06.2022
Алексей Тимофеев
Из переписки пропавшего без вести в 1945-м лейтенанта Д.И. Скворчевского.
Фоторепортаж
20.06.2022
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России представлен масштабный проект.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.