Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
Опять «русский след»?

Опять «русский след»?

Финны заранее назначили «виновного» в ЧП на своем газопроводе
Виталий Лекомцев
23.10.2023
Опять «русский след»?

Напомним, 8 октября финский государственный оператор газотранспортной системы Gasgrid сообщил о перекрытии газопровода Balticconnector, соединяющего Суоми с Эстонией. В компании оповестили о «необычном падении давления», привёдшем к утечке. Из-за этого газопровод прервал работу – ремонт займёт несколько месяцев. Данная новость сначала едва мелькнула в мировом информационном пространстве, но спустя два дня её начали усиленно раскручивать.


Финские и эстонские должностные лица наперебой заговорили, что налицо акт «саботажа» – умышленного повреждения трубопровода. А поскольку примерно в то же время оказался повреждён и подводный кабель связи, соединяющий опять же Финляндию с Эстонией, «саботаж» оказывается массированным! А кто виновен? Известно кто! Пресса этих двух государств заговорила о «подводном взрыве» – якобы «диверсанты» тайком доставили к трубопроводу бомбу. Глава Пентагона Ллойд Остин заявил, что он «в курсе» сообщений об атаке на трубопровод. Остин предложил Финляндии помощь – «всё, что им нужно для проведения расследования».

Не промолчала и Рига – президент Латвии Эдгар Ринкевич написал в соцсети, что возможная причастность внешних сил к выводу из строя Balticconnector вызывают «глубокую обеспокоенность». Глава латвийского государства сообщил, что ожидает результатов расследования и выражает солидарность и поддержку Финляндии и Эстонии. Латвийский премьер-министр Эвика Силиня, в свою очередь, предложила Финляндии и Эстонии помощь своей страны в расследовании. Обеспокоенность Риги объясняется тем, что газ из Финляндии, поступавший в Эстонию по Balticconnector, отапливал и Латвию.

Но какова же истинная причина ЧП? Чтобы разобраться в этом, необходимо упомянуть о разноречивых сигналах, поступивших после ЧП на Balticconnector. 10 октября сейсмолог эстонского Геологического центра Хейди Соосалу сообщила, что в период, когда произошла утечка в газопроводе, сеть сейсмологических станций Эстонии и Финляндии не зарегистрировала ни одного события, похожего на взрыв. «Если и был взрыв, то его мощность находилась ниже порога обнаружения. По крайней мере, на основе сейсмических данных, никаких признаков такого рода активности не обнаружено», – сообщила Соосалу. По её словам, сейсмологическая ситуация на море хорошо контролируется с помощью совместной сети эстонских и финских станций. «Ни по данным автоматической системы, ни по результатам проведенного позже ручного анализа, признаков какого-либо сейсмического события обнаружено не было», – подчеркнула Соосалу.

Однако её сообщение противоречит заявлению, сделанному норвежским институтом сейсмических наблюдений (Norsar). Там уверяют, что их аппаратура, находящаяся в Суоми, зафиксировала в Финском заливе «возможный взрыв» – как раз в ночь на воскресенье, в 01:20. «Мы зафиксировали, что в ночь на 8 октября там была небольшая вибрация», – сказал представитель Norsar Арве Мьелва. По оценке Norsar, «возможный взрыв был слабее, чем взрывы на "Северном потоке" в сентябре 2022 года». К слову, после прошлогоднего взрыва на «Северных потоках» власти стран Балтии обвинили в этом Россию, и так и не взяли свои слова обратно.

Следователь Центральной криминальной полиции (ЦКП) Ристо Лохи заявил на пресс-конференции, что повреждение газопровода «возможно, вызвано механической силой». Он, впрочем, отметил, что «на данном этапе нет признаков, указывающих на взрыв».

В свою очередь, глава ЦКП Робин Лардот сообщил, что «на дне моря обнаружены посторонние следы». Глава отдела морской безопасности Пограничной службы Финляндии Микко Симола также заявил, что на морском дне наблюдались внешние признаки воздействия – однако и он не стал вдаваться в подробности. Представители следствия не стали комментировать материал газеты Helsingin Sanomat, в котором утверждается, что рядом с местом происшествия в ночь аварии находился российский танкер SGV Float. Правда, анализ морского трафика показывает, что близко к трубе Balticconnector в критический момент подходили по меньшей мере ещё четыре судна, все нефтяные танкеры: Lion S (под флагом островов Кука), Riverside (Мальта), Monterey (Либерия) и Nazmi C (Панама).

Как передает обозреватель «Би-би-си» по вопросам безопасности Фрэнк Гарднер, финские собеседники сказали ему на условиях анонимности, что в Хельсинки предполагают, что диверсии на газопроводе Balticconnector и кабеле связи – это месть России за вступление Суоми в НАТО. Отставной финский военнослужащий Марко Эклунд, которого в местных СМИ представляют «экспертом по России», тоже говорит, что «в этой ситуации очень трудно увидеть другие действующие лица, кроме России, поскольку риторика Москвы в отношении Финляндии очень жесткая». Эклунд назвал и конкретного виновника: «В России при Министерстве обороны есть главное управление глубоководных исследований, в задачи которого входит подводная разведка, картографирование и подготовка к подводным диверсиям. У них есть разные надводные и подводные технологии, предназначенные для такого типа операций».

Естественно, голоса об умышленной диверсии на газопроводе зазвучали и в России – с той лишь разницей, что вина возлагается на противоположную сторону.

«Британский самолет-разведчик RC-135 сегодня целый день мониторил северо-западные границы России. На фоне скандала вокруг газопровода Balticconnector англичане лихорадочно ищут, что бы ещё взорвать близ границ России и её же в этом обвинить. Российские власти знают об этой угрозе – присутствие российского спецборта IL-96-300PU близ Санкт-Петербурга во время пролета британского RC-135 явно не случайно», – написал 18 октября в своём телеграм-канале политолог Максим Жаров, приложив к этой записи соответствующий скан с сервиса Flightradar24.

Глава финского Центра по борьбе с гибридными угрозами Юкка Саволайнен считает, что Balticconnector мог быть поврежден корабельным якорем. Он сообщил, что бетонное защитное покрытие газопровода сорвано, труба сдвинулась с места, и повреждения наблюдаются лишь c одной стороны.

«Если труба сместилась и повреждения односторонние, то, на мой взгляд, дело было вероятно, так: большое судно стояло на якоре, его штормовым ветром понесло вперед, а якорь потянулся следом», – поделился предположением Саволайнен. Он посоветовал многочисленным «экспертам» попридержать языки. «Россию не следует обвинять, пока не будет проверено, был ли это корабль, какой именно корабль и связан ли он с РФ», – призвал Саволайнен.

А затем эстонцы выдали сенсационное сообщение – оказывается, теперь главные подозреваемые не россияне, а… китайцы! Из базы данных сервиса по отслеживанию судов в реальном времени Marine Traffic выяснилось, что контейнеровоз Newnew Polar Bear, который принадлежит китайцам и ходит под флагом Гонконга, 8 октября находился к газопроводу ещё ближе, чем SGV Float.

Эстонские журналисты подняли данные о том, что Newnew Polar Bear двигался из Шанхая с остановкой в ​​Калининграде и направлялся в порт Санкт-Петербурга, куда и прибыл вечером 8 октября. «Если обычно контейнеровоз шёл со скоростью 11 узлов, то по неизвестной причине он начал тормозить при подходе к газопроводу Baiticconnector в 1:19 часов по эстонскому времени – пока скорость не достигла 9,5 узлов, а в 1:24 часов скорость судна была зафиксирована уже на уровне более 11 узлов. В этот период Newnew Polar Bear пересек Balticconnector», – пишет издание Postimees.

Postimees приводит мнение своих источников из государственных структур: там считают «сам факт того, что, согласно данным сайта Marine Traffic, во время сейсмической активности в месте расположения Balticconnector находилось принадлежащее китайцам судно, является причиной столь немногословной и расплывчатой реакции правительства в вопросе имён конкретных подозреваемых». Эстонские чиновники подчёркивают, что «это политически и дипломатически настолько деликатная информация, что в ней хочется быть абсолютно уверенным». По той же причине, как утверждается, Эстония не потребовала у Китая отчёта на дипломатическом уровне: поскольку официальных подозреваемых нет, то и спрашивать у них нечего.

Однако, финны настаивают на «российском варианте» и называют имя нового «подозреваемого». Таковым оказался атомный контейнеровоз «Севморпуть», входящий в состав ФГУП «Атомфлот» (предприятие «Росатома»). В «Росатоме» категорически отвeргают любые предположения о причaстности к инциденту с Balticconnector.

«8 октября 2023 года aтомный контейнеровоз "Севморпуть" оcуществлял переход из Мурманска в Санкт-Пeтербург. Судно cледовало без остановок и замедления cкорости (средняя скорость движения сyдна за вахту с 00:00 по 04:00 мск составила 14,5 узла без сyщественных изменений), якорь на хoду не вытравливался, каких-либо технологических инцидентов зaфиксировано не было. Сoгласно докладу кaпитана атомного контейнеровоза "Севмoрпуть", а также судоводителей и вахтенного мaтроса, в указанный отрезок времeни подозрительных предметов, а также опaсных действий других судов не наблюдалoсь". Погода в акватории была штoрмовой, ветер – северо-западный 18-19 м/с, соcтояние поверхности мoря – от 4 до 6 баллов», – заявляют в «Росатоме» и напоминают, что район расположения Balticconnector является участком активного судоходства.

По словам Владимира Путина, утверждения о возможной причастности РФ к подрыву Balticconnector – «чушь собачья». Глава государства добавил: «Я даже не знал, что он существует, этот трубопровод. Насколько мне сказали в "Газпроме", он не так защищен, как наши ("Северные" – авт.) потоки. Поэтому там могло произойти, что угодно». 

Путин перечислил и возможные причины аварии – «могла быть технологическая ситуация, могли задеть крюком или якорем, могло быть землетрясение». Путин считает, что заявления о причастности России к чрезвычайному происшествию на газопроводе призваны отвлечь внимание от прошлогоднего террористического акта против «Северных потоков». Президент не сомневается, что к тому теракту причастны западные спецслужбы.

19 марта финская ЦКП заявила, что «техническое расследование места повреждения газопровода Balticconnector завершено». Собранные образцы отправлены на анализ, результаты которого будут объявлены позднее. Впрочем, как уточнили в полиции, в районе места повреждения расследование все ещё продолжается. Ну а, поскольку, видимо, причина ЧП действительно заключается в непреднамеренном повреждении трубопровода судовым якорем, дело, скорее всего, тихо замнут и отправят в архив. Или продолжат многозначительно пучить глаза и надувать щёки, намекая, что «русский след» имел место – но всё ограничится инсинуациями в прессе. Произошедшее стало ещё одним примером «ловушки нарративов», в которую постоянно попадают страны НАТО – если случилось что-то плохое, виновата Россия.

Впрочем, совершенно конкретные последствия у происшествия есть: НАТО пришлет на Балтику больше кораблей, самолетов и беспилотников. «НАТО и страны-члены усиливают патрулирование в Балтийском море после недавней аварии на подводной инфраструктуре в регионе.

Усиление включает дополнительные разведывательные и наблюдательные полеты, включая самолеты AWACS, а также использование беспилотников. Четыре минных тральщика НАТО также направлены в этот регион», – говорится в заявлении представителя альянса Дилана Уайта. Эстонский министр обороны Ханно Певкур сказал, что данное решение НАТО демонстрирует «бдительность союзников» и готовность действовать. «Это решение не означает увеличения военной угрозы. Однако оно подтверждает крепкие союзнические отношения и тот факт, что НАТО считает безопасность критически важной инфраструктуры очень важной», – успокаивает Певкур сограждан. И вообще, по мнению

Певкура, не следует слишком остро реагировать на данное ЧП, потому что «именно этого и ожидает Россия». А его финский коллега Антти Хяккянен пообещал приобрести датчики для мониторинга морского дна в тех его районах, где пролегают подводные коммуникации.

А тем временем цепь инцидентов продолжилась. 18 октября министр гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин сообщил, что получил повреждения кабель связи, соединяющий его страну с Эстонией.

По словам Болина, кабель был повреждён в том же районе, что газопровод Balticconnector и телекоммуникационный кабель между Финляндией и Эстонией – и примерно в то же время. Болин, по его словам, пока затрудняется назвать причину этого нового ЧП, однако заверяет, что кабель не порвался. В свою очередь, в Министерстве экономики Эстонии заявили, что, «по предварительной информации нет оснований связывать выход из строя этого кабеля с другими повреждениями».


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ус
23.10.2023 15:52
ну методичку от секты сатан фашистов надо выполнять,а не критиковать

Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.