Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
ПРО: без иллюзий

ПРО: без иллюзий

На развертывание американской системы противоракетной обороны Москве предстоит дать адекватный ответ
Владимир Козин
17.10.2012
ПРО: без иллюзий

Продвижение американо-натовской системы противоракетной обороны в Европе продолжается. Оно было начато во времена президентства Джорджа Буша-младшего, Барак Обама его ускорил. Москва неоднократно негативно реагировала на все фазы ее развертывания. Бывший тогда президентом Дмитрий Медведев и нынешний глава государства Владимир Путин выступили, в общей сложности, с семью специальными заявлениями. Вынуждены были выступить: речь идет о национальной безопасности нашего государства.

Высшее военно-политическое руководство России конкретно оценивало реализуемые Соединенными Штатами и их ближайшими союзниками планы. И это - не считая многочисленных интервью российским и иностранным журналистам, в которых также затрагивалась противоракетная проблематика. Попробую суммировать нашу точку зрения. Прежде всего, мы не считаем, что системы ПРО, развертываемые в странах Восточной Европы, нацелены на предотвращение угрозы, исходящей со стороны Ирана либо каких-то террористов – как нас убеждают Вашингтон и Брюссель. Поэтому в начале февраля 2007 года президент В. Путин предупредил: ответ России будет асимметричным, но в высшей степени эффективным. И буквально несколькими днями позже подчеркнул, что развертывание системы ПРО может привести к очередному витку гонки вооружений. Кто станет ее участниками – понятно. Но на этот раз тональность изменилась, если ранее российское руководство избегало жесткой критики создания американской противоракетной системы, то в новой ситуации В. Путин уже «перешел на личности», заявив, что США «выступают катализатором гонки вооружений» и «нарушают баланс сил» в мире. Для восстановления этого равновесия России, по его словам, придется разрабатывать новое вооружение наступательного характера.

Какое – выяснилось позже.

Видимо, российское руководство все же рассчитывало найти общий язык с администрацией США. Однако та осталась глуха к мнению Москвы, продолжая кормить ее заверениями в «ненаправленности» новой системы против России.

Тогда, уже в 2010-м, президент Дмитрий Медведев перешел к конкретике, сообщив: ответом на размещение американской противоракетной системы в Европе станут дислоцированные в Калининградской области оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер», а также будут задействованы средства радиоэлектронной борьбы.

Но это предупреждение тоже никакого действия не возымело, Вашингтон действовал про известному: «1.Я всегда прав. 2.Если я неправ, смотри пункт 1». В ноябре 2011 года Д. Медведев выступил со специальным заявлением - убедившись в ходе переговоров в Гонолулу с Бараком Обамой, что Соединенные Штаты продолжат реализовать план размещения ЕвроПРО. Президент России объяснил: военные усилят прикрытие объектов стратегических ядерных сил; оснастят перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками стратегические баллистические ракеты; на западе и на юге страны могут быть развернуты современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение сил и средств ЕвроПРО. Ну а если Вашингтон попробует еще сильнее нарушить сложившийся баланс сил в Старом Свете, то Москва вполне может отказаться от политики сокращения вооружений и пересмотреть достигнутые ранее соглашения с США в этой сфере. В том числе он напомнил американской стороне о праве России выйти из Договора СНВ-3, документа, который воспринимается по обе стороны Атлантики как символ «перезагрузки» в российско-американских отношениях. «Это предусмотрено самим смыслом договора», - заметил президент.

И уже скорее как Верховный главнокомандующий добавил: первым делом Россия введет в строй радиолокационную станцию предупреждения о ракетном нападении в Калининградской области; усилит прикрытие объектов стратегических ядерных сил в рамках создания системы Воздушно-космической обороны страны; стратегические баллистические ракеты, которые поступают на вооружение ракетных войск стратегического назначения и нашего ВМФ, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками. Мало будет – мы разместим на западе и юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО.

Со стороны Вашингтона и Брюсселя – ноль внимания. Как от назойливой мухи там отмахнулись и от двух наших практических предложений: совместном использовании Габалинской РЛС и «секторальном подходе» построения европейской системы ПРО. Эта концепция предусматривала закрепление за Россией северо-восточного сектора перехвата баллистических ракет с последующим определением границ секторов ответственности других сторон. По мнению Москвы, реализация «секторального» сценария стала бы первым реальным элементом нового коллективного подхода к обеспечению неделимой безопасности в Европе.

Но факт остается фактом: развернутые противоракетные средства США уже сегодня имеют потенциал перехвата российских ракет, а их информационная подсистема в настоящее время обеспечивает охват всей территории нашей страны.

Плюс к этому комплексное использование информационно-разведывательных средств Соединенных Штатов существенно повышает эффективность их системы ПРО, выдвигаемой «на передовые рубежи», создает условия для блокирования применения сил ядерного сдерживания России в ответном ударе - если таковой потребуется. Анализ первоначальных итогов и перспектив развития концепции ЕвроПРО, проведенный научно-исследовательскими организациями российского министерства обороны, показал: при реализации его третьего и четвертого этапов, намеченных на 2018-2020 годы появится реальная возможность поражения российских МБР и БРПЛ на различных траекториях их полета.

Такой вывод был сделан с учетом того, что американские ракеты-перехватчики «Стандарт-3» подвергнутся существенной модернизации. А корабельную группировку ПРО ВМС США доведут к этому времени до 40 боевых кораблей с сотнями перехватчиков - только «Стандарт-3» к 2015-му будет более 400 единиц, к 2020-му – на сто ракет больше. Противоракеты же, развернутые в Польше и предназначенные для перехвата МБР, окажутся в непосредственной близости от российской территории.

Пентагон уже создал первоначальный противоракетный потенциал на европейском континенте и вокруг него. Начиная с марта 2011 года, Соединенные Штаты перевели на постоянное боевое патрулирование вокруг европейских берегов группу крейсеров класса «Тикондерога» и эсминцев класса «Эрли Берк», оснащенных боевой информационно-управляющей системой «Иджис» и противоракетами «Стандарт-2» и «Стандарт-3». В рамках первого этапа ЕвроПРО была также создана информационно-командная структура противоракетной обороны в Европе, интегрированная с командно-штабными структурами всех видов вооруженных сил США, Североатлантического альянса и их ключевыми органами военного управления – Пентагоном и Штабом верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силам НАТО в Европе.

Поэтому российское военное руководство весной нынешнего года предупредило, что наша страна будет вынуждена перейти к более активному противодействию. Среди дополнительных мер были названы повышение защищенности стационарных пусковых установок ракет в местах их базирования; обеспечение максимальной неопределенности нахождения мобильных пусковых установок СЯС; повышение готовности ракетного оружия к применению; обеспечение способности боевого оснащения МБР преодолевать современные средства противоракетной обороны; сокращение времени обнаружения старта атакующих ракет; использование эффективных средств борьбы с мобильными средствами ПРО, а также обеспечение возможности поражения или нарушения функционирования отдельных элементов инфраструктуры системы ПРО. Используемая военная терминология понятна каждому. Ну а радиолокационная станция «Воронеж-ДМ» в Калининградской области уже развернута.

Давайте поймем: постоянно говоря о необходимости «крепить партнерские отношения», администрация США и руководство НАТО полностью отметают предложения Москвы. И тоном лечащего врача настоятельно рекомендуют ей «не волноваться». Первый этап проекта ЕвроПРО «успешно» завершен, радуют нас. Что дальше?

Москва обязательно даст ответ, слишком много поставлено на карту. Это – национальная безопасность России. Можно предположить, что грядущая реакция нашего государства на развертывание системы ПРО будет пропорциональна степени ракетно-ядерной и противоракетной угрозы, которую наши «стратегические партнеры» настойчиво пытаются выдвинуть к российским рубежам.

К тому же, средства ПРО США и НАТО в Европе усиливаются тактическими ядерными средствами и обычными видами вооружений, по которым у них имеется значительный перевес.

Многих отечественных экспертов привели в восторг слова Барака Обамы о том, что проблема ПРО «может быть решена», которые он произнес на встрече с Дмитрием Медведевым в Сеуле в марте. И даже объяснил, когда: после того, как его изберут в ноябре нынешнего года на второй президентский срок. Вернувшись в Вашингтон, он старательно и долго оправдывался под натиском политиков всех мастей за «капитуляцию перед русскими»…

Давайте будем реалистами: нам не следует надеяться на взаимопонимание со стороны Вашингтона. Победит Барак Обама – проект ЕвроПРО будет продолжен под велеречивое воркование об американском миролюбии. Придет в Белый дом его конкурент Митт Ромни – Москва будет официально объявлена «врагом номер один».

Нам надо искать адекватный ответ – достойный такой державы, как Россия.

Владимир Козин – член Экспертного совета Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с НАТО в области ПРО, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, кандидат исторических наук.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.