Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Эксклав под угрозой

Эксклав под угрозой

Пойдёт ли Евросоюз на блокаду Калининграда?
Виталий Лекомцев
25.04.2022
 Эксклав под угрозой

В условиях нарастающего противостояния России и западного сообщества особую остроту приобретает вопрос о Калининграде. Этот российский эксклав не имеет связи с остальной территорией РФ – что ставит Польшу и Литву, граничащие с Калининградской областью, перед соблазном не очень приятных для калининградцев действий. В Варшаве и Вильнюсе раздаются призывы к введению полной сухопутной блокады, но пока литовцы и поляки все ещё не решаются на этот шаг, Вашингтон и Брюссель тоже медлят с его объяснением. Но напряжение нарастает – в Калининграде не исключают, что блокада всё же будет объявлена. И заранее к этому готовятся.

Тревожные для Калининграда сигналы поступают уже давно. В середине марта 2022 года правительство Польши открыто заявило, что ищет возможности для того, чтобы в обход общеевропейских регламентов заблокировать товарное сообщение России с Евросоюзом – причём, мол, обсуждение такого варианта ведётся в тесной координации с правительством Литвы. После этого все тут же заговорили о нелегкой ситуации, в которой оказалась Калининградская область РФ, зажатая между Литвой и Польшей. Она и так уже оказалась в трудном положении из-за санкций Евросоюза, закрывшего своё небо для российской гражданской авиации – но теперь речь идёт и о наземной блокаде. Российские аналитики не исключают, что Литва может поднять вопрос о закрытии сухопутного коридора в Калининград.

Нынешнее обострение принято списывать на спецоперацию РФ на Украине – но, к слову сказать, ситуация вокруг этого региона начала накаляться ещё в 2021-м году. Государства Евросоюза стали искусственным образом замедлять пропуск грузовых фур, следовавших через их территорию в Калининград. В частности, литовские пограничники то и дело объявляли о «технических неисправностях», якобы выводивших из строя компьютерную аппаратуру на их КПП. Россияне предполагали, что такова мелкая месть Вильнюса за нашествие мигрантов из Азии и Африки – Польша и Литва обвиняли в организации этого нашествия Минск и Москву. В итоге губернатор Калининградской области Антон Алиханов сообщил в конце прошлого года: «В какой-то момент машины вообще практически перестали обслуживаться, и для нас это стало неприятной неожиданностью. Но сейчас градус миграционного кризиса на границе ЕС и Белоруссии снизился, очень надеемся, что ситуация будет урегулирована».

Однако надежды не оправдались. Водители застрявших в нескончаемой очереди жаловались, что на проход литовского КПП им порой приходилось тратить от недели до десяти дней. С конца же февраля 2022-го к прежним неприятностям добавились новые – украинские активисты пытались блокировать грузовики с российскими и белорусскими номерами, пересекавшие границу Польши. Из-за этого «пробки», и ранее-то разросшиеся на несколько километров, выросли ещё больше.

В свою очередь, официальная Варшава стала уже открыто говорить о своём желании взять Калининград в блокаду. «Премьер-министр Матеуш Моравецкий неоднократно к этому призывал. Но из-за отсутствия единого мнения на уровне ЕС мы ищем другие пути и лазейки в законодательстве, чтобы ограничить эту деятельность (въезд в Евросоюз российских и белорусских большегрузов – В.Л.)», – пояснял пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер.

Более того, зазвучали призывы отобрать регион у России – причём под это подводятся некие «идеологические обоснования». Так, 25 марта генерал Вальдемар Скшипчак (бывший командующий сухопутными войсками Польши) в интервью изданию Super Express заявил: «Калининградская область – это оккупированная территория Польши. Стоит спросить за эти земли!».

Генерал обратился к данной теме, рассуждая об «адекватном ответе» Польши на «угрозы Кремля». Воинственный Скшипчак пригрозил россиянам: «Исторически Калининградская область является территорией, находящейся с 1945 года под российской оккупацией. Под оккупацией! Надо сказать: она никогда не являлась территорией России. Это первое. Во-вторых: исторически это была территория, которая находилась в руках Пруссии. И теперь стоило бы говорить об этой территории, как мы в своё время говорили о землях отвоёванных…». По мнению отставного генерала, «мы имеем право претендовать на ту территорию, которую Россия оккупирует». Он считает, что сегодня Калининградская область «не имеет военного потенциала». Скшипчак развернул свою мысль: «Часть потенциала и, прежде всего, личного состава этих воинских частей уже находится на фронте на Украине. Поэтому в основном там сейчас (в Калининградской области – В.Л.) техника, а военные находятся на Украине», – резюмировал генерал.

23 марта литовское предприятие Ignitis, занимающееся снабжением страны газом, сообщило, что больше не будет закупаться у «Газпрома». Между тем, нужно отметить, что Литовская Республика играет важную роль в газоснабжении и части территории самой России. Дело в том, что оператор литовской газопередающей системы Amber Grid получает от «Газпрома» плату за транзит в Калининградскую область.

Возникли опасения, что литовцы откажутся пропускать газ в регион. «Литва отказалась покупать газ у "Газпрома" за рубли. На сцену приглашается СПГ-терминал "Маршал Василевский": газопровод в Калининградскую область через Литву скоро опустеет», – предположил политолог из Калининграда Александр Носович.

Пока что, впрочем, эти опасения не оправдались – Литва не стала блокировать газ, идущий в российский эксклав. Однако, надо отметить, что в Москве уже давно опасались такого развития событий. Поэтому ещё более трех лет назад впервые прошли учения, в ходе которых поставки по газопроводу «Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград» были временно приостановлены, а голубое топливо доставлялось в регион на плавучем терминале сжиженного природного газа (СПГ) «Маршал Василевский».

Носович отмечает, что если в Вильнюсе всё же решатся на «газовую блокаду», то сама Литва от такого решения может пострадать ещё больше, чем Калининградская область. «Если уж мы брыкаемся и намерены отвечать на ведущуюся против России "тотальную экономическую войну" – причем симметрично, а не военными мерами – то не только газ, но и торговлю электричеством с недружественными странами надо переводить на рубли. Потребности стран Прибалтики в газе хотя бы частично может удовлетворить СПГ-терминал в Клайпеде и газопровод GIPL из Польши (хотя газ в нём пока все равно будет российский). Альтернативы же энергокольцу БРЭЛЛ, в котором Литва, Латвия и Эстония состоят с Россией и Белоруссией, сегодня не существует. Калининградская область и другие регионы северо-запада могут обеспечиваться электроэнергией без БРЭЛЛ, так что у РФ давно есть окно возможностей, чтобы перестать быть добрым плюшевым мишкой и "по-китайски" ответить той же Литве за запрет вхождения российских судов в порты Евросоюза, публичное обсуждение с поляками возможностей транспортной блокады Калининграда и прочие замечательные инициативы», – отмечает политолог.

Александр Носович отмечает, что население области сейчас живёт в состоянии нервного напряжения – учитывая непредсказуемость поведения Варшавы и Вильнюса. «Теоретически Литва и Польша могут пойти на блокаду Калининграда. Однако их старшие европейские товарищи этого не допустят. Причина проста: это нарушает соглашение между Россией и Евросоюзом. На условии соблюдения данных соглашений Литву и взяли в ЕС в 2004 году. Было четко обозначено: условие членства в Евросоюзе – сухопутный коридор в Калининград. Если Литва в обход ЕС откажется от этого, то, во-первых, Вильнюс подорвёт свои позиции в Брюсселе, во-вторых, для России это будет casus belli. Иными словами, Россия может объявить войну не только Литве, но всему Евросоюзу. В Брюсселе, Берлине, Париже, несмотря на их отношение к России, люди работают более ответственные. Я предполагаю, что, в конце концов, на Вильнюс и Варшаву рявкнут из Брюсселя и Вашингтона», – предполагает Носович.

В апреле Евросоюз ввел запрет на проезд по своей территории грузовых фур с российскими номерами – но на машины, следующие в Калининград, это правило пока не распространяется. Тем не менее руководство государства начало на всякий случай готовится к варианту, когда основную часть снабжения области придётся производить по морю.

Еще в начале марта на маршруте Усть-Луга – Балтийск появился новый паром «Маршал Рокоссовский». Первый свой рейс паром он совершил 4-7 марта, доставив в Калининградскую область автотрейлеры и 26 вагонов с различными товарами для жителей региона. В связи с этим аналитик Егор Лисовенко не без тревоги пишет о том, что до настоящего времени сохраняется проблема отсутствия серьёзного интереса к паромным перевозкам со стороны коммерческих компаний, а сами паромы прежде никогда не были загружены полностью. «Известно, что загрузка из Усть-Луги в направлении Калининграда присутствует всегда, в полном объеме – и законтрактована на длительное время вперед. В то же время обратная загрузка ранее была не более 30–40%, а из-за антироссийских санкций она может сократится ещё больше. С учетом появления третьего парома в марте и в перспективе четвертого встаёт закономерный вопрос о рентабельности подобных перевозок, которые, как считают специалисты, можно повысить только за счёт пассажиропотока. Однако все паромы на линии "Усть-Луга – Балтийск" – грузовые», – отмечает Лисовенко. 

Тревожным «звоночком» стало закрытие российского консульства в литовской Клайпеде. Ещё 29 марта министр иностранных дел Литовской Республики Габриэлюс Ландсбергис рассуждал о том, что хоть Вильнюс и хотел бы закрыть данное консульство, но это – «сложный вопрос».

Министр говорил: «Обязательства Литвы (перед Россией – В.Л.) больше, чем у всех других государств Евросоюза. Литва участвует в трёхстороннем соглашении между ЕС, Россией и Литвой, мы являемся одной из стран-участниц транзита из России в Калининград». Ландсбергис выразил опасения, что в случае закрытия Литвой консульства России в Клайпеде РФ может предпринять аналогичные шаги. В России действовали на тот момент три литовских консульства. «Часть транзита осуществляется посредством консульских учреждений, как в Калининграде, так и на материковой территории России», – объяснял Ландсбергис.

А уже 4 апреля Литва объявила, что отзывает своего посла из Москвы, высылает российского посла из Вильнюса и закрывает консульство РФ в Клайпеде. Через несколько недель Москва объявила об ответном ходе, закрыв литовское консульство в Санкт-Петербурге. Однако, что характерно, консульства Литвы в Калининграде и приграничном Советске россияне трогать не стали – ведь они, в значительной степени, регулируют юридически процесс транзита. А губернатор Алиханов 18 апреля заявил, что полная блокада Калининградской области невозможна в любом случае – так как самолеты летают по нейтральным маршрутам над Балтикой, а водный транспорт связывает регион с остальной частью России.

Кроме того, по мнению губернатора, европейским соседям российского региона невыгодно закрытие железнодорожного транзита через Калининград. «Европа от этого транзита выигрывает, она экономит на перевозке достаточно большое количество времени. Ну и по деньгам это иногда дешевле, чем водный транспорт. Не говоря уже про то, что это быстрее в три-четыре раза», – уточнил Алиханов. По словам губернатора, закрытие железнодорожного транспорта полностью перекроет возможности для транзита грузов в Евросоюз из Юго-Восточной Азии и из Китая. «Чтобы это понять, достаточно посмотреть на карту, на этот новый "Шёлковый путь", который в том числе через Калининград идёт», – заключил губернатор. Честно сказать, ссылки на «экономическую выгоду» и возможные «убытки» звучат не очень убедительно – ведь в последние два месяца Евросоюз для того, чтобы навредить России, устроил форменный погром собственной же экономике.

9 апреля Евросоюз выступил с разъяснением, что разрешает сухопутное снабжение Калининграда только в том случае, если перевозятся «фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты, включая пшеницу и удобрения».

По мнению калининградского журналиста Андрея Выползова, фактически речь идёт о предблокаде российского эксклава на Балтике. «Следите за руками: сначала Литва и Латвия закрыли своё воздушное пространство для самолётов, вылетающих из Калининграда. Затем они долго и с сожалением рассуждали о невозможности самостоятельно остановить автомобильный и железнодорожный транзит в область, поскольку соглашение о передвижении из "большой России" в Калининград принималось на уровне Брюсселя. Но капля камень точит. Сейчас Евросоюз явно повышает ставки, закручивая гайки в отношении Калининградской области, где проживает один миллион россиян, чтобы проследить за реакцией Москвы. Лично у меня нет иллюзий, что брюссельские "послабления" сохранятся. С чего бы такой гуманизм?», – вопрошает Выползов. По его мнению, Запад в данной ситуации демонстрирует «принцип анаконды», медленно затягивая петлю на шее жертвы.

На днях власти Калининграда сообщили о решении вопроса с задержкой железнодорожных вагонов, направлявшихся в российский эксклав. Дело в том, что 18 апреля СМИ сообщили о задержании Литвой на своей территории порядка тысячи железнодорожных вагонов, в том числе цистерн с нефтепродуктами.

«По требованию литовских властей проводятся продолжительные (от семи до четырнадцати дней и более) проверки номенклатуры перевозимого товара, сведений о платеже за перевозку по литовской территории на предмет соблюдения антироссийских санкций – что вызывает существенную задержку транзита грузов и порожнего подвижного состава по Литве», – пояснили в российском Союзе операторов железнодорожного транспорта. Но чуть позже в правительстве Калининградской области уточнили: «Эта ситуация была решена. Это те самые вагоны, которые в итоге приехали в регион. И проблема там была с логистами, которые были в санкционном списке». Само возникновение подобных ситуаций вызывает тревогу. Нет сомнений, что Калининграду придется поволноваться еще не раз…


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..