Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 августа 2022
Через кризис – к единству

Через кризис – к единству

2014-й станет решающим годом для евразийской интеграции
Александр Шустов
22.01.2014
Через кризис – к единству

С 1 января 2015 г. на базе созданных Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) должен быть создан Евразийский экономический союз. А это значит, что все основные решения, определяющие принципы его функционирования, должны быть выработаны и согласованы в течение этого года.

О планах согласования договора по Евразийскому союзу в этом году неоднократно заявляли высокопоставленные представители «интеграционной тройки». Так, 12 августа 2013 г. заместитель главы казахстанского МИДа Кайрат Сарыбай на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте Казахстана сообщил, что договор о Евразийском экономическом союзе будет подготовлен до 1 мая 2014 г., а в настоящее время идет работа по унификации его договорно-правовой базы. О том, что договор будет подписан в мае 2014 г., на декабрьском саммите ТС в Москве говорил президент России В. Путин. 9 января председатель правительства России Дмитрий Медведев поручил главе МИДа Сергею Лаврову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву до 17 апреля обеспечить согласование проекта договора о Евразийском экономическом союзе, а также подготовку проекта федерального закона о его ратификации.

2013 год для Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана оказался непростым. Впервые с момента своего создания ТС, приступивший к работе в июле 2011 г., а с 1 января 2012 г. дополненный Единым экономическим пространством, столкнулся с падением объемов взаимной торговли. Если в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом она выросла на 33,9%, а в 2012 г. – на 8,7%, то в январе-сентябре 2013 г. сократилась на 6,6%. Евразийская экономическая комиссия объяснила это резким сокращением поставок российской нефти в Белоруссию, которые за аналогичный период прошлого года выросли почти в 2,5 раза. Без их учета объем взаимной торговли вырос на 1,8%.

Однако кризисные тенденции в экономиках стран ТС налицо, и 2013-й стал первым для объединения годом без существенных экономических успехов.

В кризисе находится крупнейшая экономика ТС – российская, в которой явно наметился промышленный спад. Без преодоления кризиса в России, на долю которой приходится более 80% совокупного ВВП стран-участниц ТС, преодоление спада взаимной торговли в рамках союза будет невозможным.

Ключевой вопрос создания Евразийского экономического союза – структура и полномочия ее руководящих наднациональных органов. По итогам декабрьского саммита Таможенного союза президент Белоруссии А. Лукашенко сформулировал пять основных моментов, вызывающих споры: международно-правовой статус союза, определение компетенции государств, характер актов высшего и межправительственного советов, которые должны быть не политическими документами, а обязательными для всех нормативными актами, а также расположение органов союза и кадровые квоты. При этом разногласия как по функциональной, так и по институциональной частям договора о создании союза между его участниками, по словам Н.А. Назарбаева, пока сохраняются.

Сегодня уже очевидно, что аналогом ЕС, существенно огранивающим суверенитет входящих в него государств, евразийский союз в ближайшее время не станет.

На построении чисто экономического союза, наднациональные органы которого обладают лишь координирующими и регулятивными функциями, постоянно настаивает Казахстан. На декабрьском саммите Н. Назарбаев назвал неприемлемым предложение А. Лукашенко наделить высший совет наднациональными полномочиями, обязательными для всех его участников. По словам казахстанского лидера: «Мы строим экономический союз, поэтому задача комиссии не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции», такие как охрана границ, миграционная политика и система обороны. Ранее Казахстан выступил против создания евразийского парламента, назвав саму идею нереальной. Секретарь правящей в Казахстане партии «Нур Отан» Ерлан Карин в сентябре 2012 г. заявил, что «создание наднациональной политической структуры нами не может обсуждаться в принципе, поскольку это напрямую затрагивает суверенитет нашей страны». Позицию Казахстана понять можно – в республике существует гораздо более сильная, чем в других странах ТС оппозиция участию в деятельности этого объединения, а расставаться с недавно обретенным суверенитетом в условиях заметных по сравнению с другими государствами СНГ социально-экономических успехов казахские элиты не хотят. Кроме того, Казахстан больше других участников ТС пострадал от повышения ввозных таможенных пошлин, вызвавших рост цен и недовольство со стороны части населения.

В обозримой перспективе эксперты также считают нереальным введение единой валюты, общего бюджета и единого налогового кодекса. 15 января руководитель отдела налоговой политики Евразийской экономической комиссии Нурматбек Мамбеталиев на гайдаровском форуме в Москве отметил, что введение единой валюты является вопросом весьма отдаленной перспективы и сейчас на повестке дня не стоит. Не планируется и разработка единого налогового кодекса, хотя различия в налогообложении создают ряд проблем, в частности – по свободному передвижению капитала и рабочей силы. Из-за существенных экономических различий между странами заведующий кафедрой факультета государственного управления Академии госслужбы Владимир Климанов в настоящее время считает невозможным и формирование единого бюджета. Тем не менее, участники ТС продолжают работать над формированием общего экономического пространства – к марту 2014 г. должен быть готов список остающихся в рамках ТС и ЕЭП изъятий и ограничений, а также определены сроки их устранения. На декабрьском саммите Таможенного союза решено передать полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции Евразийской экономической комиссии, а нарушение этих правил отдать на рассмотрение Суда Евразийского экономического сообщества.

Определенные проблемы возникли и с определением географических контуров союза. Если ранее главным кандидатом на присоединение к ТС была Киргизия, имеющая статус кандидата, то в 2013 г. ее явно опередила Армения.

К вступлению в союз Киргизия, заявившая о намерении присоединиться к нему еще в апреле 2011 г., должна была быть готова к декабрю 2013 г. Однако разрешить все связанные с этим противоречия не удалось. В 1998 г. Киргизия первой в СНГ стала участником ВТО. В результате она оказалась в сильной торгово-экономической зависимости от Китая, превратившись в главный транзитный центр для реэкспорта китайских товаров в Казахстан и Россию. По оценке Всемирного банка доля расположенного под Бишкеком крупнейшего вещевого рынка Центральной Азии «Дордой» в ВВП Киргизии составляет 33%, а всего в торговле и в связанных с ней секторах занято до 800 тыс. человек, или ¼ всего трудоспособного населения страны. В критической зависимости от КНР находится и швейная промышленность, работающая на китайских тканях и фурнитуре. В этой отрасли действуют около 5 тыс. швейных цехов и только Бишкеке занято свыше 300 тыс. человек.

Присоединение к ТС вынудит Киргизию поднять таможенные пошлины, что снизит ключевые конкурентные преимущества ее экономики и лишит доходов целый ряд влиятельных бизнес-структур, сложившихся вокруг китайского экспорта. Именно они, по мнению экспертов, оказывают определяющее влияние на политику нынешнего руководства Киргизии, препятствуя ее вхождению в союз. 11 декабря первый вице-премьер республики Джоомарт Оторбаев в ходе совещания с участием президента республики Алмазбека Атамбаева заявил, что Киргизию не устраивает дорожная карта присоединения республики к Таможенному союзу. По его словам, документ был разработан Евразийской экономической комиссией без согласования с киргизской стороной и потому не отвечает интересам Кыргызстана. В существующем виде дорожная карта его абсолютно не устраивает, так как может привести к значительным социальным проблемам в стране. В ответ Киргизия направила в ЕЭК свой вариант дорожной карты, который, по ее мнению, и должен стать основой для продолжения переговоров.

16 декабря президент Киргизии А. Атамбаев на пресс-конференции подтвердил, что Киргизия присоединится к Таможенному союзу только в том случае, «если будут выполнены требования Бишкека». «По «дорожной карте», которую утвердили без нашего участия, мы не будем вступать в этот союз, это я гарантирую, - уточнил он, - Мы пойдем только путем, который отвечает интересам граждан Киргизии». При этом А. Атамбаев признал, что у республики «мало альтернатив» Таможенному союзу. Ранее киргизские эксперты говорили, что республика понесет потери в любом случае. Для вхождения в ТС придется поднять таможенные пошлины. Отказавшись от евразийской интеграции, Киргизия неизбежно столкнется с таможенными пошлинами со стороны самого ТС, в частности, по таким чувствительным для нее товарам, как нефть и нефтепродукты.

В качестве условий вступления в ТС Киргизия требует предоставить трем крупнейшим оптовым рынкам, где торгуют китайскими товарами или произведенными из них изделиями, статус зон свободной торговли, установить таможенные льготы примерно по 400 товарным позициям на 5-10 лет, а также создать за счет стран-участниц союза денежный фонд, который будет финансировать потери от адаптации к новой экономической ситуации. 7 декабря все тот же Джоомарт Оторбаев на пресс-конференции заявлял, что республика рассчитывает на помощь России, Белоруссии и Казахстана в вопросе возможных выплат компенсаций странам-участницам Всемирной торговой организации в случае вхождения в Таможенный союз. Вступление в ТС, по его словам, приведет к увеличению пошлин, из-за чего некоторые входящие в ВТО страны могут потребовать компенсации, а денег на это у республики нет. Вице-премьер также опасается, что вступление в ТС может привести к росту цен на продукты питания внутри республики, так как товаропроизводители будут поставлять их на рынки с более высокими ценами, что может обернуться подорожанием продовольствия в самой Киргизии.

Однако перспективы оплачивать интеграцию Киргизии не вызывают у государств-участников ТС энтузиазма.

Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на заседании Высшего евразийского совета в Москве 24 декабря заявил о недопустимости присоединения к союзу стран с сохранением особых таможенных режимов – вариант, который всячески стремится отстоять Киргизия. Половинчатых вступлений в ТС, по его мнению быть, не должно.

Сомнения в скором вхождении республики в союз выражают и киргизские эксперты. Так, по словам Алишера Мамасалиева, ратифицировать все необходимые соглашения власти страны к началу следующего года не успеют. «Не уверен в том, что правительство Киргизии будет готово к 2015 году в полном объеме завершить все соответствующие процедуры для вхождения страны в Таможенный союз, - заявил он в интервью информационному агентству «Регнум». В первую очередь это связано с вопросами согласования проекта дорожной карты, во вторую - с возможным обострением весной 2014 г. внутриполитической обстановки. Процесс интеграции, по его мнению, должен быть растянут во времени, и чем дольше он будет длиться, тем для Киргизии лучше.

Показательно, что Армения, которая решила присоединиться к Таможенному союзу только в сентябре прошлого года, уже сумела обогнать Киргизию. 24 декабря Высший евразийский совет согласовал дорожную карту по присоединению Армении к ТС, а 27 декабря премьер-министр республики Тигран Саргсян заявил, что в мае 2014 года, скорее всего, будет подписано соглашение о присоединении к Таможенному союзу. В июне соответствующие документы должны поступить на ратификацию в парламенты стран-участниц организации. Принятию решения о вхождении в союз, по словам главы правительства, предшествовали масштабные исследования, показавшие, что членство в ТС откроет для Армении новые экономические перспективы, позволив выйти на обширный рынок объединения. По расчетам Евразийского банка развития вступление в союз в течение двух ближайших лет позволит дополнительно увеличить ВВП Армении на 4-4,5%.

Решающий год евразийской интеграции должен завершиться созданием экономического союза, объединяющего территорию площадью более 20 млн кв. километров (15% мировой суши) и населением более 170 млн чел.

Вместе с тем, он может стать временем окончательного разделения республик бывшего СССР. Азербайджан, Грузия, Туркмения и Узбекистан присоединяться ни к Таможенному, ни к Евразийскому союзу не хотят, а позиция Таджикистана и Украины до сих пор под вопросом. И окончательной ясности в вопрос о границах союза будущий год, скорее всего, не внесет. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Бух
22.01.2014 16:37
Напротив этот год будет годом активизации евр-бомжатников во всех странах СНГ

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.