Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Прибалтийские заложники НАТО

Прибалтийские заложники НАТО

Брюссель продолжает уверять Латвию, Литву и Эстонию в преимуществах их членства в Североатлантическом альянсе
Альгирдас Палецкис
23.05.2012
Прибалтийские заложники НАТО

С момента крушения СССР элиты трех стран Балтии - Литвы, Латвии и Эстонии – под четким руководством своих опекунов из влиятельных пронатовских кругов в странах Запада взяли курс на интеграцию в Североатлантический альянс. Чтобы понять причины этого шага, надо обратиться к недавнему прошлому.

К сожалению, в новейшей истории Литва, Латвия и Эстония не играли значимой роли на международной арене ввиду своих сравнительно малых размеров. Между Первой и Второй мировыми войнами три страны обрели формальную независимость - но только с условием, что они будут политическим и экономическим протекторатом Запада, как государства-лимитрофы, которые должны сдерживать Советскую Россию. По причине тесных экономических связей правящие круги Балтии более тяготели к Германии. И это при том, что с 1933-го Германия стала фашистской. В Литве, Латвии и Эстонии произошли перевороты, в результате которых к власти пришли профашистские режимы, по своей идеологии близкие к нацистскому. В этот период резко возросло число неофициальных контактов между Берлином и тремя балтийскими столицами. Летом 1940-го страны Балтии, в контексте стремительного продвижения Гитлера на Запад, были включены в состав СССР, что поддержали бедные и средние слои населения. Однако свергнутые прогерманские буржуазные националисты ни на минуту не утратили связей с немецкими спецслужбами.

Уже в первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941-го, например, в Литве, они ударили в спину Красной Армии, организовав так называемое «восстание», а также еще до прихода немцев принялись массово уничтожать мирное население и советских активистов.

В течение всей войны наводить «новый порядок», убивая мирных жителей, немцам помогали балтийские полицейские батальоны, а в случае Латвии и Эстонии – целые дивизии СС. После войны эти люди стали «лесными братьями». Не все – часть из них успела убежать на Запад, где, главным образом, в США, бывшие нацистские пособники из стран Балтии получили должности в военных и политических структурах Вашингтона и НАТО. Именно эти круги после развала Советского Союза начали активно лоббировать интеграцию Литвы, Латвии и Эстонии в Североатлантический блок, в штаб-квартире которого и так уже служило немалое число бывших фашистских преступников. Пронацистские силы не отказались от реванша, на этот раз - в формате НАТО.

Дебаты в балтийских странах по поводу того, стоит ли им или не стоит вступать в НАТО, были сразу задушены с помощью примитивных методов. Надо было создать три образа: агрессора, жертвы и спасителя. Средства массовой информации, а также большинство так называемых «лидеров общественного мнения» сумели внедрить в сознание населения следующую формулу: «Россия является извечным врагом стран Балтии, эти страны не раз становились жертвами ее агрессий, а НАТО и есть спаситель». На соответствующее промывание мозгов была затрачена масса энергии, выпущены фильмы, подготовлены передачи, опубликованы статьи и проведены конференции. Так из СССР и России сделали «агрессора», из стран Балтии – «жертв оккупации», из НАТО – «спасителя». На этих «трех китах» строилась вся пропагандистская кампания по продвижению прибалтийских стран в Североатлантический альянс. Всех, кто осмеливался выступать против промывания мозгов, объявляли либо «агентами агрессора» либо «маргиналами».

Реально только социалистические силы могли воспротивиться затаскиванию стран Балтии в преступный натовский блок, так как все другие политические организации стали проводниками натовского влияния. Но коммунистические партии были на незаконных основаниях запрещены во всех трех странах сразу после августа 1991-го, а антикоммунизм и антисоциализм в агрессивной форме стал официальной идеологией государств Балтии, что на тот момент существенно ослабило антинатовские силы в регионе.

Основные средства массовой информации трех государств в то время давали - и дают по сей день - только позитивную оценку деятельности НАТО. Вся история этой организации представляется как история борьбы «за идеалы демократии, свободы и прав человека во всем мире».

Независимые обозреватели практически отсутствуют, поэтому обратную сторону медали НАТО балтийскому населению не показывают.

Пронатовская ангажированность сегодняшней балтийской политической элиты объясняется просто. Часть этих людей – выходцы из партийной номенклатуры позднего СССР, многие из них уже в те годы отличались карьеризмом и беспринципностью. В лице Североатлантического альянса они выбрали себе хозяина. Другая часть этой элиты – ксенофобы и националисты, идейные наследники «лесных братьев» и нацистских коллаборационистов, которые вместе с НАТО, как раньше вместе с нацистами, готовы нести и несут миру «новый порядок».

Весомую роль в балтийской интеграции в НАТО сыграла прибалтийская диаспора в США, среди которой немало удравших за границу нацистских коллаборационистов. Диаспора стала своеобразным «старшим братом» новых прибалтийских элит, к мнению которого всегда прислушиваются особенно внимательно.

Поэтому логично, что многие годы после провозглашения независимости высшими руководителями трех стран были реэмигранты, то есть вернувшиеся из-за рубежа люди, плохо разбиравшиеся во внутренней политике, но хорошо – в вашингтонской.

Они последовательно проводили курс на скорейшую интеграцию в НАТО. В Литве эту роль сыграл Валдас Адамкус – он стал президентом Литвы в нарушение конституции, так как на время его избрания не прожил в стране обязательных трех лет, в Латвии – Вайра Вике-Фрейберга, в Эстонии – Хендрик Томас Илвес.

НАТО, в свою очередь, сумело искусно заинтриговать неискушенных в большой политике прибалтов, внеся элемент соперничества. Кто первым перешагнет сокровенный порог НАТО? Кто быстрее внедрит в своих вооруженных силах натовские стандарты? Кто скорее присягнет в верности новым хозяевам? И большая гонка между тремя странами началась.

Процедура вступления в НАТО шла вразрез с конституциями стран Балтии. Например, 9 статья Основного закона Литовской Республики гласит: «Главные вопросы жизни государства и народа решаются путем референдума». Превращение Литвы из суверенного и нейтрального государства в страну-члена НАТО, как показывает история, агрессивного военно-политического блока, конечно же, являлось одним из главных вопросов государства и народа. Однако балтийские элиты в очередной раз пренебрегли мнением сограждан и провели простые процедурные голосования в так называемых парламентах. Ведь трудно назвать полноценным парламентом, скажем, латвийский сейм, если почти треть населения этой страны, в большинстве своем, русскоязычное, не имеет латышского гражданства и не может участвовать в выборах парламента. Аналогичная ситуация и в Эстонии.

Негласным обязательством для стран Балтии после вступления в Североатлантический блок стал «экспорт НАТО и демократии на Восток». Неопытные, но зато верные Вашингтону прибалты ринулись в новый крестовый поход во имя торжества американской модели демократии всюду, где их ждали и не ждали. Вот только несколько заповедей, которые они проповедовали: быстрая «демократизация» экономики и политики, что реально означает шоковую терапию и политическую нестабильность, вступление в НАТО и членство в Евросоюзе. Брюссель координировал всю эту деятельность, объединив все эти усилия прибалтов в программу «Восточное партнерство».

Три страны Балтии были одними из наиболее активных политических спонсоров «оранжевой революции» на Украине и «революции роз» в Грузии.

Поддержать Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко в решающие моменты в Киев летал президент Литвы Валдас Адамкус. В страны Балтии текли западные деньги для обучения оппозиционных сил из восточных стран методам революций и подрывной борьбы. Лидеры трех стран также пытались дестабилизировать власть в Белоруссии. Фактически это было прямым и, по международному праву, преступным вмешательством во внутренние дела суверенных государств.

Для популяризации НАТО Эстония попыталась даже использовать кощунственный перенос могилы Неизвестному солдату в центре Таллина и памятника советскому Воину-освободителю. В 2007-м власти неожиданно объявили о переносе останков «оккупантов», как назвали погибших воинов, и Бронзового солдата на окраину города. Огромное негодование большой части населения вызвало протесты и последовавшие за ними беспорядки, а власти свалили все на «пятую колону Кремля». Затем последовало несколько хакерских атак на государственные серверы Эстонии. Политики назвали виновного – Россию, но никаких доказательств ее причастности не привели. Зато смогли внушить руководству Североатлантического блока мысль о необходимости создать киберцентр НАТО именно в Эстонии, якобы пострадавшей от хакерских атак России. И такой центр вскоре после этих событий в Таллине появился.

Членство в НАТО – дорогое удовольствие, государства, входящие в блок, обязаны выделять на цели обороны сумму в размере не менее 2 процентов своего годового валового внутреннего продукта. Ни одна из трех стран пока этого сделать не смогла, для них это огромная финансовая нагрузка. Но и около одного процента ВВП, ассигнуемого ими на оборону, изымается из социальных программ.

Став членами НАТО, три страны Балтии были быстро подключены к преступным военным авантюрам альянса. Формально решения принимались парламентами и правительствами, однако, скажем, в Литве участие в агрессии против Ирака одобрил узкий круг дипломатов, который сумел навязать свою волю в международной политике слабо разбиравшимся руководителям страны, а они, в свою очередь, «протолкнули» это решение в парламенте. Да и реального выбора не было – надо было платить за членство в НАТО. В настоящее время в оккупационных операциях под эгидой Североатлантического блока участвуют около 250 литовцев, около 300 эстонцев и примерно 200 латышей.

Так как страны Балтии не имеют ВВС для самостоятельной обороны воздушного пространства, за них это делают союзники по НАТО, обосновавшиеся на бывшей советской базе - аэродроме в литовском Шауляе. Взлетающие с него самолеты альянса патрулируют балтийское воздушное пространство.

Однако вскоре выяснилось: страны Балтии для НАТО – не более чем территория, некий большой непотопляемый авианосец, а в случае большого военного конфликта они стали бы просто буферной зоной, которую снесет огонь с обеих сторон.

Поэтому тезис о том, что «зонтик» НАТО гарантирует безопасность трех государств, представляет собой не более, чем вредный миф.

В 2005-м истребитель ВВС России Су-27, взлетевший с аэродрома в Калининградской области, по ошибке оказался в воздушном пространстве Литвы, пробыл в нем около 30 минут и разбился, летчик спасся. Самолеты НАТО поднялись в воздух только после крушения. Но и это не все, Брюссель объявил, что делом должны заниматься Литва и Россия. Натовцы отказались реально помогать Вильнюсу в расследовании инцидента, а Литва самостоятельно такой возможности не имела. В итоге Североатлантический альянс прислал экспертов из... Украины. Что неприятно поразило даже апологетов НАТО в стране. Когда в 2008-м вспыхнул грузино-российский военный конфликт, в странах Балтии озадачились вопросом: а есть ли у Брюсселя план обороны балтийского региона? Скоро выяснилось, что такого плана нет, и не было с момента вступления трех стран в альянс в 2004-м.

В 2009-м разразился скандал вокруг секретных тюрем ЦРУ на территории Литвы. Он имеет отношение к членству трех государств в НАТО. Краткая предыстория такова. В 2002-м Литву посетил президент США Джордж Буш. На митинге в центре Вильнюса он сказал: «Вы вливаетесь в сильную семью НАТО, в оборонительный союз, который готов оборонять своих членов. И любой, кто выбрал бы себе Литву как врага, стал бы и врагом США. Храбрые Литва, Латвия и Эстония никогда больше не останутся одни в час агрессии». (По этой логике многочисленные враги Америки стали и врагами стран Балтии, то есть, они в одночасье приобрели множество противников). Сразу после визита, по сообщениям прессы со ссылкой на авторитетные источники, руководство Литвы за поддержку членства страны в НАТО согласилось приютить на своей территории секретную тюрьму ЦРУ. Американская компания «Эй-Би-Си ньюс», первой предавшая огласке эту информацию в 2009-м, заметило, что будущие члены альянса из Восточной Европы были так благодарны США за возможность вступить в НАТО, что взамен согласились на многое, включая даже тюрьмы, где применялись пытки.

В итоге с 2003-го по 2005 год в окрестностях Вильнюса действовала секретная тюрьма ЦРУ, в которую привозили подозреваемых в терроризме лиц.

Материалы «Викиликс» подтвердили, что в эти годы самолеты Лэнгли с «террористами» на борту несколько раз приземлялись в аэропорту Вильнюса и Паланги. Оттуда их отправляли в упомянутую тюрьму и, скорее всего, пытали, так как тюрьмы располагали всем новейшим оборудованием для выбивания нужных разведке сведений. В 2005-м решением американских властей тюрьма была закрыта, а все доказательства ее существования уничтожены руками самых надежных агентов литовского департамента государственной безопасности. Все президенты страны того периода отреклись от своей причастности к этому скандальному делу, обвинив работников департамента в превышении полномочий и непредоставлении информации лидерам государства. Генеральная прокуратура Литвы медлила с возбуждением уголовного дела, и, в конце концов, открыв его, быстренько закрыла «за неимением достаточной доказательной базы». Впрочем, палестинец Абу Зубайда, которого называют одним из заключенных секретной тюрьмы ЦРУ, подал жалобу на Литву в Европейский суд по правам человека, требуя, чтобы его признали жертвой истязаний и тайного заключения. В ходе пресс-конференции в Вильнюсе представители международных правозащитных организаций рассказали, что палестинца жестоко пытали, после чего он стал инвалидом. Опыт нахождения балтийских государств в НАТО показывает, как путем манипуляции общественным мнением небольшие государства сначала заманивают в этот якобы демократический блок, а потом используют их в преступных и тайных целях.

Так почему прибалты только платят и только что-то дают за свое пребывание в блоке? Что же они получают от НАТО?

Вопрос риторический, правительство Литвы уверовало, будто само по себе членство в НАТО и Евросоюзе уже представляет собой бесценный подарок для страны. Ведь, по мнению власти, «русская угроза» была столь велика, что требовать чего-то от Брюсселя, получив опеку хозяина, считается плохим тоном. Надо лишь каждый день благодарить руководство Североатлантического блока и Евросоюза просто за само существование этих институтов. При этом население прибалтийских стран хочет нормальных и дружественных отношений с Россией.

Материал подготовлен на основе выступления председателя партии Социалистический народный фронт (Литва) А. Палецкиса на международной научно-практической конференции «НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира», которая состоялась в Москве.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..