Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Попытка не пытка

Попытка не пытка

Барак Обама, обещавший закрыть тюрьму-концлагерь на Гуантанамо до января 2010-го, похоже, проиграл своим оппонентам
Виктор Грибачев
25.05.2009
Попытка не пытка

Гуантанамо превратил в тюрьму для террористов, их пособников и просто «сочувствующих» Джордж Буш. Кто там содержался и за что – американцы себе представляли плохо, однако твердо верили, что президент посадил туда «плохих парней» и спас страну от новых террористических актов. После «9/11» Белый дом мог делать все, что угодно.

Поэтому в течение двух недель после теракта вице-президент Ричард Чейни со своим помощником составили меморандум, в котором президент США объявлялся если не наместником Бога на Земле, то, во всяком случае, «единственным полномочным представителем нации в сфере международных отношений». Аргументировали так: никакие американские или международные законы не могут запретить президенту применять жестокие пытки в войне с террористами. Идея понравилась. Почему бы и нет, с подозреваемыми можно делать все, что угодно, «было бы, за что».  

Пытки – это отвратительно, заявил Барак Обама в ходе предвыборной кампании. То, что происходило в иракской тюрьме Абу-Грейб, есть нарушение Женевских конвенций, которые он, Обама, в случае избрания президентом, будет строго придерживаться. Никто не сосчитает, сколько дополнительных голосов он получил, посулив справедливое обращение с заключенными, но уверяют, что предостаточно. Потому как по прошествии времени американцы начали попросту сомневаться: а какое отношение имеют пытки подозреваемых к навязчивой идее Джорджа Буша покончить с бен Ладеном.  

Конечно, и Барак Обама пообещал сделать поимку заклятого врага Америки своей основной целью – но без издевательств над заключенными и тюрьмы Гуантанамо. Демократы, в отличие от республиканцев, декларировали некие «принципы», которых они обязались придерживаться. Если им позволят.  

Больше им думать не надо. Новый президент, так долго осуждавший практику президента «старого», вчистую проиграл тем, кого он победил на выборах. «Били» его очень профессионально, сначала – нокдаун. 23 апреля администрация президента объявила: она сделает достоянием общественности около двух тысяч фотографий, подтверждающих применение пыток к заключенным в Ираке и Афганистане – в исполнение решения суда по иску Американского союза гражданских свобод.  

Говорят, пытки в Абу-Грейб – ничто по сравнению с тем, что запечатлели на этих снимках безымянные фотомастера.

Именно «говорят», практически их никто не видел: 13 мая Барак Обама свое решение отменил. Неполный список лиц, которые с такой легкостью переубедили президента, известен.  

Сенатор–республиканец Линдсей Грэхэм и его независимый коллега Джо Либерман. «Обнародование этих старых фотографий прошлых действий, которые сегодня запрещены, не принесет пользы обществу, но вооружит пропагандистов «Аль-Каиды», нанесет ущерб имиджу нашей страны и поставит под угрозу жизни наших мужчин и женщин, носящих военную форму, - объяснили они. – Мы знаем, что многие террористы, захваченные в Ираке, сообщили американским следователям: одна из причин, по которой они решили присоединиться к насильственному джихаду против США, это увиденные ими съемки обращения с заключенными в Абу-Грейб».  

Лиз Чейни, дочь бывшего вице-президента. «От семей военнослужащих и людей, чьи родные погибли в «9/11», я слышала вопрос: «С каких это пор у нас стало модным становиться на сторону террористов?», - практически впрямую обвинила она Барака Обаму в телепередаче. – Мы не пытали».  

Кондолиза Райс, бывший государственный секретарь. «Если это было одобрено президентом, значит, не нарушало наших обязательств по Конвенции против пыток», - учила она студентов Стэнфордского университета. «Президент, даже в самых трудных обстоятельствах, не был готов идти на нарушение закона», - она же, в своем выступлении перед учениками еврейской школы в Вашингтоне.  

Нет, список политиков, бывших должностных лиц и даже их детей, заверяющих в том, что с подозреваемыми заключенными обращались так же заботливо, как с подобранным на улице бездомным котенком, чересчур велик.

Его можно печатать отдельным приложением к реестру граждан США, с детства исповедующих лозунг «Америка всегда права!». Не станем удивляться: таких очень много, их «воспитали в своем коллективе». С 2004-го в стране социологи принялись выяснять отношение граждан к пыткам заключенных. Сегодня 15 процентов «часто готовы их оправдать», 22 – «иногда», после того, как вопрос перефразировали, получили замечательный результат: почти половина американцев согласны с тем, что пытки надо использовать – хотя бы «иногда», что они «работают». Администрация Джорджа Буша и «независимые средства массовой информации» с легкостью необычайной добились поставленной цели, граждан страны заставили поверить, что: а) Соединенным Штатам грозит великая опасность; б) пытки – единственный способ, могущий спасти Америку; в) люди, подвергающиеся пыткам – чудовищные злодеи; г) решение о применении пыток морально оправданно и служит делу добра; д) ни в коем случае не следует верить тем, кто критикует подобное обращение с подозреваемыми. Старо, как мир, это – пропагандистские лекала, которые бережно хранятся и, в случае необходимости, используются в Вашингтоне. Предыдущий случай – оправдание вторжения в Ирак в 2003-м, помним.  

Значит, в американском обществе существует сегодня как минимум три группы людей. Первая тупо и настырно заверяет сограждан в том, что никаких пыток нет, и не было. Вторая - успешно скармливает примитивный тезис - «если даже были, того требовала революционная необходимость». Третья, самая небольшая – наивные заблудшие овцы, воспитанные на декларациях о соблюдении прав человека и неких демократических идеалах, провозглашенных отцами-основателями Соединенных Штатов и обязательных к употреблению в мировом масштабе. Барак Обама переоценил их численность и сегодня занимается работой над ошибками. Довольно успешно, за что получает снисходительное одобрение своих недавних противников: Джон Маккейн напомнил, что «мы все еще находимся в состоянии войны, и публикация этих фотографий могла бы помочь врагу в психологической обработке». Майкл Гольдфарб, пресс-секретарь Маккейна, тоже снизошел до язвительной похвалы: «Президент Обама сегодня главнокомандующий, и его обязательства перед вооруженными силами, находящимися в его подчинении, стоят выше любых обязательств, которые он сделал в интересах групп либеральных избирателей в ходе предвыборной кампании».  

Президент твердо стал на путь исправления, после запрета на рассекречивание фотографий он уже побывал в штаб-квартире ЦРУ, где пообещал сотрудникам ведомства, участвовавшим в пытках, полное свое прощение.

Воспитание «несмышленыша», по уверениям наставников, должно завершиться, когда новый президент поймет интересы и приоритеты национальной безопасности. Из двенадцати последних хозяев Белого дома лишь трое входили в него, зная предмет, остальных «тренировали» после победы на выборах. И, согласно общепринятым оценкам, новичкам требуется от полутора до двух лет, чтобы полностью освоить механизм управления институтами национальной безопасности. Исходя из этого, Бараку Обаме придется еще долго учиться, и еще раз – учиться. Либо через год он будет «рулить» сам, либо этим примутся заниматься его советники, под чьим руководством он проходит сегодня курс молодого президента. Те самые, которых уже воспитала на своих должностях предыдущая «система» за предыдущие восемь лет царствования республиканцев. Гадать смысла не имеет, однако нынешняя готовность Барака Обамы мгновенно отступить демонстрирует не гибкость, а растерянность и признание своего поражения.  

О «пользе» самих пыток, – которых «не было», - говорить неуместно. Они не дали ни Центральному разведывательному управлению, ни армейским следователям ровным счетом ничего.  

В отчетах, которые составили надзиратели Абу-Грейб, честно признавалось: "Использование физического нажима приносит большой негативный эффект. Чем выше уровень неудобств, которые доставляют людям, тем, чаще всего, они больше сопротивляются".

Когда к людям применяется высокий уровень дискомфорта, то есть боль, то они готовы на все, лишь бы ее прекратить. Это увеличивает объем информации, которую они выдают следователю, но не значит, что она верна. В действительности, обычно лишь снижает достоверность сообщаемых данных, поскольку человек скажет все, если верит, что затем перестанет испытывать боль». Хотя ведь пытали заключенных – и в Абу-Грейб, и на Гуантанамо – «по науке», сложной программе, разработанной в недрах ВМС США и предназначенной для «противодействия пыткам» в случае попадания в плен. Инструкторы программу зеркально перевернули, прибыли на Кубу и щедро поделились своими знаниями. Итого, по данным организаций, следящих за соблюдением прав человека, Соединенные Штаты «нарушили права» минимум пятидесяти человек во время или после допросов – они были просто убиты, методы американских пыток известны даже в тех странах, где выходит хотя бы одна газета. Увы, «следствию» не удалось установить и принести на блюдечке предыдущему президенту главного, ради чего профессионалы «работали» с подозреваемыми: прямых доказательств связи Саддама Хусейна с «Аль-Каидой» и «9/11». Что и признал армейский психиатр, майор Чарльз Бэрни: «Чем больше люди (следователи – В.Г.) приходили в ярость от неспособности увязать эти события, тем больше средств давления они применяли, чтобы получить немедленные результаты».  

Ну а девятнадцатого мая Барака Обаму разгромили с фантастически унизительным счетом - 90 на 6, показав ему, «кто в доме хозяин».

Лишь шесть сенаторов поддержали инициативу президента ассигновать 80 миллионов долларов – плевую для бюджета США сумму – на закрытие тюрьмы при военной базе Гуантанамо. «Борца за гуманизм» предали даже единомышленники-демократы, решившие, что переводить заключенных на территорию США недопустимо. Нет условий, они могут учинить невесть что, пусть лучше «сидят там». Напоминание о том, что в Америке за решеткой сидят сотни террористов, а в Южной Каролине, Колорадо, Калифорнии и Мичигане, по уверениям сенаторов от этих штатов, можно разместить остающихся в Гуантанамо 240 узников, действия не возымели.  

Бараку Обаме осталось лишь выступить с очередным открытием: «Мы знаем, что «Аль-Каида» планирует напасть на нас снова». Тем не менее, следует «использовать в качестве компаса наши моральные ценности» и отменить пытки. Неплохо подождать, пока узники Гуантанамо не примутся хором скандировать: «Да здравствует американская система правосудия, самая гуманная система в мире!».  

Барак Обама почему-то считает, что именно так и произойдет. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.