Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Объединенные и… разделенные

Объединенные и… разделенные

В Германии - все те же «западные» и «восточные» немцы, и пока, как уверяют социологи, «вместе им не сойтись»
Анна Ромашова
14.08.2009
Объединенные и… разделенные

После падения Берлинской стены прошло почти 20 лет, однако до сих пор представления у жителей бывших ФРГ и ГДР друг о друге далеко не лестные.

Предубеждения жителей восточной и западной Германии друг к другу не только не исчезли, но, напротив, по прошествии многих лет с момента объединения страны, укрепились в сознании людей.Такой вывод вытекает из исследования ученых Свободного университета Берлина, о результатах которых поведал на волнах германской радиостанции «Deutsche Welle» руководитель исследовательского проекта Клаус Шредер.

«Наибольшую тревогу, - заметил ученый, - вызывает тот факт, что предрассудки есть не только у пожилых людей. Во многих семьях негативные представления передаются из поколения в поколение». О чем идет речь?

Оказывается, восточные и западные немцы придерживаются стойких стереотипных представлений друг о друге.

Обобщив их, можно сказать, что в глазах западных немцев их соотечественники из бывшей ГДР скорее «не отличаются большим умом, много жалуются и не могут или не хотят работать». В свою очередь, среди восточных немцев распространено представление, согласно которому на западе страны люди «эгоистичны, бесцеремонны на пути к достижению цели и поверхностны в разговорах».

По мнению исследователей, особенно печально, что, как правило, обе стороны руководствуются одними и теми же стереотипами в ходе политических и экономических дебатов. Так, все эти годы после объединения многие западные немцы полагают, что до 1989 года в ФРГ жилось легче, и возлагают вину за нынешние проблемы на восточных соседей.

Не смогли предотвратить конфронтации, а то и способствовали ей политики, уверявшие 20 лет назад, что объединение не потребует финансовых вливаний со стороны ФРГ. Тогдашняя эйфория от «победы над социализмом» была столь сильна, что все попытки вдумчивых экономистов доказать другое натыкались на откровенное нежелание политиков прислушаться к их аргументам. Одним из таких аргументов рьяных поборников объединения был следующий: «восточные подтянут пояса и немного потерпят неудобства». За этим виделось сплошное процветание. О цене объединения никто не хотел думать серьезно.

«Это была центральная ошибка», - полагает берлинский профессор Клаус Шредер. По его словам, сегодняшних проблем можно было избежать, сразу сообщив западным немцам, что объединение на самом деле потребует масштабных капиталовложений, а восточным - что полная адаптация всегда требует большего времени, чем хотелось бы. В том числе – и адаптация экономическая.

На самом деле, попытки свести все к экономическому неравенству «восточных» и «западных» и этим объяснить причины их серьезного эмоционального и психологического разъединения не выглядят такими уж бесспорными.

В претензиях восточных немцев к западным по поводу их эгоистичности и бесцеремонности в достижении целей - немало правды. Что бы там ни говорили про жизнь «в тисках коммунизма», несколько поколений немцев были воспитаны на чувстве коллективизма, определенных моральных принципах «гражданина социалистического общества». Отсюда на востоке Германии до сих пор в чести этика, заметно отличающаяся от этики общества потребления и наживы.

Именно здесь кроются и корни претензий западных немцев к восточным по поводу их «нежелания трудиться», то есть ставить во главу угла задачу увеличения прибыли и неустанного пополнения банковского счета.

Даже чисто «социалистическая» привычка к постоянному чтению литературы, хождению в театр или участию в художественной самодеятельности и занятиям спортом (что было нормой в ГДР для многих семей) вызывает у их западных собратьев глухой протест: вместо того, чтобы «заколачивать» деньги, восточные, видите ли, не против поиграть Шиллера в народном театре! Это ли не свидетельство «нежелания работать»?

Но все эти рассуждения подогреваются больше желанием западных немцев вытравить из сознания восточных какое бы то ни было позитивное отношение к своему социалистическому прошлому.

Таким образом, проблема внутриэтнических стереотипов плавно переходит в плоскость идеологическую.

Сегодня, на фоне сложных экономических проблем, многие восточные немцы не без симпатии вспоминают времена ГДР, когда во многом они были социально защищены.

И пусть ассортимент ГДРовских магазинов был победнее западногерманских (по правде говоря, с точки зрения советского человека, не так уж сильно и беднее), но покупательная способность была вполне приличной. Нынче же многие восточногерманские семьи вынуждены себе отказывать во многом том, что жители западногерманских земель легко могут купить. Разница в экономическом положении «западных» и «восточных» до сих пор существует, как существует и проблема положения в экономике двух объединенных Германий. В восточных землях после слияния многие производства, признанные правительством объединенной страны нерентабельными, встали. Именно с тех пор и потащился шлейф недовольства и протеста «восточных» против «западных». Именно оттуда – ностальгия по «уравновешенной жизни» под серьезным патронатом государства с его весьма эффективной социальной политикой и идеологией умеренного «равенства возможностей».

Чтобы отсечь молодежь восточных (да, впрочем, и западных) земель от «социалистической заразы», сегодня в ФРГ предпринимается немало идеологических и административных усилий. Так, недавно та же самая радиостанция «Deutsche Welle» совместно с Фондом «Berliner Mauer» разработала уникальный проект: восстановлена по историческим документам германско-германская граница в компьютерной анимации. Главная роль здесь отводится знаменитой Берлинской стене как собирательному образу «ужасов реального социализма».

На волнах «Deutsche Welle» вокруг этого проекта идет большая пропагандистская работа. Вот типичный комментарий на эту тему: «Представление о том, какой же была в действительности Берлинская стена, сегодня можно составить себе лишь на основе немногочисленных сохранившихся ее фрагментов. Однако они способны передать лишь малую толику исходившего от нее ощущения гнетущей опасности и страха. Представить себе и ощутить эти чувства поможет созданный «Deutsche Welle» с помощью компьютерной анимации фильм "За каменной стеной"».

Погрузить молодого человека в мир «гнетущей опасности и страха» - это ли не путь воспитания ненависти к временам ГДР, это ли не эффективное средство отбить все сомнения в том, что именно сегодняшние социально-экономические отношения в германском обществе – вершина изобретенного человечеством?

«Зрители получат представление о том, что мы испытывали в Берлине и, конечно, на границе между ФРГ и ГДР», - отметил генеральный директор «Deutsche Welle» Эрик Беттерман. По откровенному признанию директора «DW-TV» Кристофа Ланца, главная целевая группа проекта - это представители молодого поколения, которые «не имеют основанного на собственном опыте представления о раздельном существовании двух германских государств». Потому-де «Deutsche Welle» и взялась образовывать молодых немцев.

Вложенные в этот проект деньги, считают власти ФРГ, должны отработать «по полной». Поэтому предполагается, что запускаемый на телеканале «Deutsche Welle-TV» новый фильм увидят зрители во всем мире.

Он уже дублирован на английский, арабский и испанский языки. Фильм можно будет посмотреть и в берлинском музее Фонда «Berliner Mauer». Его также будут использовать посольства ФРГ и представительства Института имени Гете во всем мире. Кроме того, «Deutsche Welle» бесплатно предоставит фильм организациям, «занимающимся осмыслением немецкой истории».

Для ведения просветительской работы фильм будет предоставлен также Федеральному центру политического образования и министерствам культуры федеральных земель Германии.

То есть, германский агитпроп получил важное учебное пособие по борьбе с «остаточными явлениями социалистического сознания» в германском обществе.

Словом, судя по суете с разоблачениями ГДРовской жизни, ощущение такое, что кому-то до сих пор мерещится «призрак социализма» над Германией, почти 20 лет как объединенной.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..