Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Нужна «сакральная жертва»?

Нужна «сакральная жертва»?

Размышления после показа по НТВ документально-публицистического фильма «Анатомия протеста»
Валерий Панов
19.03.2012
Нужна «сакральная жертва»?

Фильм вызвал вполне предсказуемую реакцию со стороны нашей «уличной» оппозиции и скрывающейся за сетевыми никами «тусовки». Вопли поднялись такие же яростные, как, пожалуй, в истории с британским «шпионским камнем»: ложь, клевета, фальшивка! За что же сегодня так окрысились уже на другой телеканал митинговые деятели со всей своей блогерно-«хомячковой» ратью?

НТВ показал своей 120-миллионной аудитории – отечественной и зарубежной то, что в России давно стало темой досужих разговоров: как часть людей, участвующих в протестных акциях, получает вознаграждение за «оппозиционность»: деньги (рубли), сухие пайки или печенье. Возмущение понятно: любую цветную «революцию» рекомендуется делать чистыми руками и в стерильных перчатках, а тут создатели кино «осмелились» бросить меркантильную тень на «снежно-белую» идею. И за всей этой «мышиной возней» никто почему-то не заметил пронзительный по своей трагичности фрагмент фильма: девочка и мальчик, оба лет девяти-десяти, не старше, на фоне беспокойной «белой ленты», тянущейся по Садовому кольцу.

- Что здесь происходит, вы знаете? - спрашивает корреспондент.
- Ну, тут…(пауза) за честные выборы, - говорит девочка.
- Чтобы победить Путина, - добавляет мальчик (Аркадий Ткаченко, как было указано в титрах).
- А кто тебе это сказал?
- Мама, - отвечает за двоих девочка.

Сказать бы этой маме да пару «ласковых» слов!.. Неужто не понимает, какой опасности подвергает она детей на мероприятии, которое может закончиться, как это нередко и случалось, сознательно спровоцированной стычкой с полицией? Но это еще мягкий вариант развития событий. Предпосылок для радикально протестных движений, тем более, для цветной «революции», в России сегодня нет никаких, и вряд ли в ближайшее время таковые появятся, если появятся, вообще. Лидеры оппозиции это прекрасно понимают. Как понимают и то, что обострить ситуацию может, пожалуй, лишь чудовищная провокация. В фильме голос за кадром предупреждает: «Спровоцировать новый виток протеста могло бы убийство одного из лидеров оппозиции…»

И звучит комментарий политолога Владимира Бурматова: «Первая задача – кровь, потому что кровь – это переход информационной повестки. Когда кого-то покалечили, а желательно, - убили, для них это… – это циничные вещи, но мы говорим про инструментарий революции».

Фраза, действительно, циничная, однако, увы, такова горькая правда жизни: «сакральная жертва» - неотъемлемый элемент, а часто и главный, в технологии производства любого «цветного» переворота. 29 февраля, тогда один из кандидатов в президенты, Владимир Путин на встрече с доверенными лицами, политологами и членами Общероссийского народного фронта особо подчеркивал, что в период выборной кампании «ищут так называемую «сакральную жертву», из числа каких-нибудь заметных людей – «сами грохнут, извините, а потом власти будут обвинять». «Я эту методику и тактику уже десять лет знаю». По словам Путина, такой сценарий готовят «те, кто за границей сидит». «Там такой народ, на все способный, я без преувеличения говорю. Надеюсь, что люди, которые искренне хотят улучшения ситуации в стране и используют свое право на критику и демонстрации, не поддадутся на это. Но все должны об этом знать», - сказал Путин и выразил надежду, что его прогноз не сбудется: «Рассчитываю, что никто до этого не дойдет, все будут оставаться в рамках конституционного поля».

Несмотря на резкую критику этого заявления «либерально» настроенными деятелями, думаю, что уж кто-кто, а Владимир Путин точно знает, что говорит о подобных ситуациях. В отличие от его лукавых оппонентов. Так, один из лидеров незарегистрированной партии ПАРНАС Борис Немцов посоветовал единомышленникам соблюдать осторожность. По его мнению, если Путину что-то известно о готовящемся убийстве, то он обязан его предотвратить, а не просто сообщать об этом народу. В общем, попытался было свалить все с больной головы на здоровую. В «Анатомии протеста» показан, к слову, такой эпизод: Борис Немцов и Андрей Пионтковский, член «Солидарности», в Норвегии на конференции, которую организовал форум «За мир в Чечне». И Немцов рассказывает собравшимся: то ли в столице, то ли рядом с ней находится некий полк «профессиональных убийц», и у него, Немцова, «нет сомнения, что этот полк будет использован против протестов в Москве». О том, что после выборов в России начнется кровопролитие, «солидаристы» говорили, как о деле уже решенном. Немцов: «Цель боевиков в Москве. Это специальные войска Кадырова не для мирных митингов, а для чего-то другого. Это очень серьезно, очень…» И на митинге в Москве 5 марта прямо в камеру оператора повторяет ложь: «Я знаю, что из Чечни приехали уже сюда снайперы».

Чудовищно опасные игры затевает, однако, «хомячково-уличная» оппозиция. Напомним, что без «сакральной жертвы» не было бы, к примеру, оранжевой «революции» на Украине. Роль «жертвенного тельца» сыграл Виктор Ющенко, отравленный, якобы, «властями». По мнению украинских социологов, факт отравления добавил Ющенко 10-15% голосов избирателей, позволил провести незаконный третий тур и обеспечил ему совершенно незаслуженную победу. Слава Богу, кровопролития тогда не случилось, хотя Юлия Тимошенко с трибуны Майдана и кричала о бригаде спецназа, которая готова в любой момент расправиться с митингующими. Но без крови, тем не менее, редко где обходится. Вот только несколько фактов из так называемой «арабской весны», спровоцировавших массовые беспорядки, вооруженные столкновения и военные конфликты.

Сто человек вышли на улицы алжирского города Бухадра в знак протеста после самосожжения безработного Бутерифа. В городе Тиарет вспыхнули массовые беспорядки, в ходе которых пострадали десятки людей, после похорон молодого человека по имени Хичем Гасем, совершившего акт самосожжения. Наблюдатели насчитали, минимум, четыре таких случая. По их мнению, алжирцы намеренно выбирали такую форму протеста, стремясь привлечь к происходящему как можно большее внимание. За рубежом, прежде всего.

Подчеркнем, что ситуация в Северной Африке резко накалилась после того, как в декабре 2010 г. сжег себя торговец овощами из Туниса Мохаммед Буазизи. А в столице Египта Каире мужчина облил себя топливом и поджег перед зданием парламента страны.

Акты самосожжения произошли в Мавритании, Саудовской Аравии, Марокко, Сирии. В Омане в результате беспорядков погибли шесть человек. В Западной Сахаре - два человека. В Буркина-Фасо протестные выступления начались после убийства студента в полицейском участке. В дальнейшем гражданские акции переросли в повсеместные беспорядки и военные мятежи, подавление которых сопровождалось кровопролитием… Кроме того, по подсчетам МВФ, на 1 января 2012 г. экономические потери стран, охваченных «арабской весной», уже составили 75 млрд. долларов. Понятно, никакие миллиарды не стоят даже одной человеческой жизни. Потому есть смысл напомнить некоторые моменты и из нашей недавней истории.

Литва, январь 1991 года. Десятки убитых в Вильнюсе. По версии, которая просуществовала 20 лет, повинны в этом были советские солдаты. Но вот в феврале этого года бывший депутат Сейма, вице-мэр Вильнюса, многолетний сотрудник МИДа, лидер Социалистического народного фронта Литвы, Альгирдас Палецкис, проведя собственное расследование, заявил: «Сейчас выясняется, что свои стреляли в своих». Это было выгодно тем, кто тогда любой ценой рвался к власти.

Грузия, апрель 1989 года. Массовый митинг в Тбилиси. На трибуне лидер оппозиции Гамсахурдия. Он бросает в толпу ставшую сакральной фразу :

- Пусть прольется кровь!

Толпа отвечает:

- Пусть прольется кровь!

Патриарх Грузии Илия взывает к народу:

- Братья и сестры, покиньте площадь, не доводите дело до применения силы!

Тщетно. Итог – 18 погибших, 16 из которых женщины. Вину взвалили на советских солдат, которые, якобы, рубили людей саперными лопатками. Но, как заключила судебно-медицинская экспертиза, смерть всех наступила от механической асфиксии, то есть их задавили (затоптали) свои же. Погибших от применения лопаток и газов не было. Однако Сахаров, Ельцин и другие оппозиционеры свой визит в Тбилиси начали тогда с проклятий в адрес «убийц в погонах», хотя у следствия еще не было даже предварительного вывода. К власти в Грузии пришли авантюристы. Горькие плоды их правления, и не только их, но и подобных им в разных «посторанжевых» странах, - сегодня хорошо известны и, наверняка, ни у кого не вызывают сомнений.

Тем не менее, накануне выборов блогер А. Навальный, не представляющий в России, по сути, никого и ничего, кроме собственного компьютера, в интервью украинскому телеканалу СТБ говорит: «А дальше будет эскалация, можно назвать это Майданом.

Да, мы хотим Майдан». И далее в передаче дается такой дикторский текст: «Российские оппозиционеры не скрывают, что готовят в Москве «российский Майдан» для защиты честных результатов президентских выборов». Борис Немцов пугает украинских обывателей тем, что после избрания Владимира Путина президентом РФ Украину «не ждет ничего хорошего», мол, «… он (Путин) везде видит врагов и ищет этих врагов. Украина в этом смысле очень подходящий для него объект».

А в телесюжете из Москвы, показанном на канале NBC News (США), корреспондент Гарри Смит на полном серьезе говорит: «Навальный не считается опасным, тем не менее, кажется, что за ним наблюдают. Во время прогулки возле своего офиса он обратил наше внимание на это». И далее - Алексей Навальный: «Они постоянно следуют за мной. И другая машина следит за моей женой. Это очень забавно, так как они меняют номера, но не сами машины. Ха-ха-ха». Лилия Шевцова, сотрудник Фонда Карнеги за международный мир: «Он стал чересчур популярным и знаменитым. Теперь, если его прикончат, сотрут с лица земли, разразится крупный скандал». Гарри Смит: «Потрясающе находиться в центре этой толпы и ощущать свободу, которую люди здесь чувствуют. Даже свободу слова – посмотрите на эту растяжку, на ней написано: «Мубарак = Каддафи = Путин». Неужели это начало российского эквивалента «арабской весны»? Может ли быть свергнут режим Путина?»… Алексей Навальный: « Ipad пришел на смену винтовкам».

В фильме НТВ один из политических обозревателей говорит: «Интернет, вообще, в нынешнем виде, он тоталитарен. И это не мое наблюдение. Это говорят ученые. Интернет – это такая штука, которая очень быстро создает тоталитарные секты. Именно секты. Ему свойственно сектантское мышление. Он тоталитарен в том смысле, что требует абсолютного согласия, подчинения». А некая студентка журфака МГУ и активистка оппозиции Вера Кичанова кричит в кадре: «Я хочу, чтобы была оранжевая «революция»! Юная бунтарка явно не понимает, что предлагает сотворить с Россией. Зато хорошо понимают те, кто за ней стоит.

В феврале в Нью-Йорке прошла презентация новой книги Збигнева Бжезинского «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной мощи». Бывший советник президента США Картера по национальной безопасности и патологический русофоб, отвечая на вопросы «Комсомольской правды», в частности, сказал: «Я не сомневаюсь, Россия медленно движется в сторону демократии. Нельзя не отметить начало формирования у вас так называемого гражданского общества. Оппозиция, имеющая понятие о конституционных нормах, причисляет себя к интернациональному, по сути, среднему классу, который достаточно финансово независим, чтобы ездить за границу и получать там образование. Он чувствует свое родство с европейской культурой и видит себя частью Запада. Задача Америки - помочь в ему в этом. Напрашивается параллель с Украиной. Ведь там происходят схожие процессы. Будет правильно, если Украина как независимое государство, движущаяся на Запад и в то же время остающаяся близкой России, не станет ее антагонистом, а наоборот, потянет ее за собой. Если Америка будет достаточно мудрой в своих действиях, то в следующие 20-30 лет мир увидит разительные перемены в этой части земного шара, сравнимые с 90-ми годами прошлого столетия, когда совершенно внезапно, под Рождество, рухнул Советский Союз…» Прошу прощения за столь длинную цитату, однако она была просто необходима.

Бжезинский фактически изложил заокеанское видение нашего будущего. Можно даже сказать, изложил сценарий, который готовят нам западные «кукловоды», а «куклы» находятся здесь, в России.



Но до сих пор все затраты Америки на российскую оппозицию не стали «окупаемыми». В фильме вполне обоснованно был показан сюжет с сотрудниками посольства США, один из которых упорно представлялся немцем (говорил по-немецки), а второй грубо закрывал рукой камеру. Тем не менее, известно, что это были Джереми Стюарт Ричард, второй секретарь политического отдела посольства США, и Эрик Кеннет Лундберг, первый секретарь того же отдела. Наши «оппозиционеры» заявляют, что сюжет – фальшивка. Американское посольство, заметьте, с опровержениями не спешит. И совершенно понятно, с какой целью пришли на митинг американцы: удостовериться, насколько эффективно расходуются деньги их налогоплательщиков. Явились, так сказать, с бухгалтерской проверкой: средств-то в нашу «хомячковую» оппозицию «вбухано» немало.

По мнению Вероники Крашенинниковой, генерального директора Института внешнеполитических исследований и инициатив, «в течение последних двадцати лет наше гражданское общество, некоммерческие организации стали объектом миллиардных «инвестиций» США и других западных государств-членов НАТО… В результате, массированное западное финансирование исказило структуру нашего гражданского общества, наделив маргинальные круги непропорционально большим весом. Оказалось, деньгами можно купить и мнения, противные национальной культуре и интересам. Речь идет о коррумпировании умов и общественного мнения. Надо сказать, таких людей, получающих западные деньги, в России немного. За исключением редких случаев, они не агенты западных разведок – они агенты влияния. Каждый из них готов уверять, будто он абсолютный бессребреник и что им движет исключительно забота о дальнейшей демократизации общества. При этом речь идет о примитивном отрабатывании денег и желании попасть в ряды «политической элиты» России - для последующего участия в переделе государственной собственности. Их бюджеты после вступления закона в силу (о НКО) не уменьшились, зато активизировались усилия по привлечению финансирования внутри России. Агентство США по международному развитию по-прежнему выделяет «на Россию» 60-70 миллионов долларов в год. За последние 15 лет оно вложило «в нас», таким образом, 2,6 миллиардов».

Авторы фильма сказали сущую правду, когда сообщили, что США выделяли средства на поддержку российской оппозиции, а также намерены и дальше поддерживать ее.

Только с 2009 г. на «поддержку демократии в России» США израсходовали $200 млн., заявил недавно заместитель госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Филип Гордон. И продолжат финансировать российские неправительственные организации, для чего администрация США при содействии Конгресса создает фонд объемом в $50 млн.

Это решение удивительным образом совпало с выступлением посла США в РФ Майкла Макфола в Институте международной экономики Петерсона в Вашингтоне. И хотя свою речь Макфол посвятил не проблемам финансирования гражданского общества, а достижениям «перезагрузки» с Россией, однако сказал при этом: «Мы предложили Конгрессу создать новый фонд в нейтральной форме. Когда я в Москве общался с представителями правозащитных организаций, они говорили как раз о потребности в таком виде помощи. Из российских источников подобной поддержки нет».

Очень странно выглядит на этом фоне решение госдепа США аннулировать грант в $2 млн. на проведение исследований в области космоса, который выиграли российские ученые. Деньги, кстати, уже были перечислены в Россию. Теперь их отберут. Комментариев от госдепа по этому поводу не поступало, и напрашиваются вопросы. Не потому ли так произошло, что грант получили россияне, исследования которых помогли бы развитию науки в России? И почему так же легко не аннулируются гранты на «развитие демократии», а конкретно – для практически бесполезной для США политической оппозиции внутри России? Хотя, казалось бы, давно ясно, что не в российского оппозиционного коня американский корм, но коней, как известно, на переправе не меняют, даже если они полудохлые. Тут срочно требуется «свежая кровь», как показывает мировой опыт. И далеко не случайно многие т.н. оппозиционеры с редким единодушием растиражировали озвученную Владимиром Путиным тему «сакральной жертвы» и тут же повернули острие этой темы в сторону власти.

Вместе с тем, один из лидеров русских националистов Владимир Тор в интервью «Ленте. ру» Тор, отвечая на вопрос «Так, может, надо было уже в декабре на Кремль идти?», предупредил оппозиционных «коллег»: «…первый выстрел, первая кровь, и все, пиши пропало, ситуация необратима». В фильме точку в этом не простом вопросе поставила Наталия Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы: «Когда подхватили эту фразу, что оппозиции нужна «сакральная жертва» и начали обвинять чуть ли не в том, что государство, полиция готовит такое убийство, то – кому это выгодно? Выгодно это только оппозиции».

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..