Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Неолиберализмом по Эквадору

Неолиберализмом по Эквадору

Эквадорский «Зеленский» оказался перед непростым выбором
Святослав Князев
21.10.2019
Неолиберализмом по Эквадору

В результате масштабных уличных протестов президент Эквадора Ленин Морено (на фото) согласился пойти на уступки своим соотечественникам. Этому предшествовали переросшие в уличные бои протесты, в ходе которых около десяти человек погибли и свыше двух тысяч получили ранения.

Многие средства массовой информации пишут о том, что причина политического кризиса, охватившего южноамериканскую страну, – это отмена госсубсидий на топливо, приведшая к резкому росту цен. Но на самом деле причины взрыва гораздо глубже. Несмотря на то, что Ленин Морено согласился вернуть субсидии, а лидеры протестующих – прекратить публичные акции протеста, как будет государство жить дальше, не совсем понятно.

В политической жизни Эквадора второй половины ХХ века в значительной мере происходило то, что и в других латиноамериканских странах, только в несколько более мягкой форме. Военные диктатуры, неолиберальные реформы, частая смена власти, низкое качество жизни населения, экономическая стагнация и патронат США. К власти время от времени приходили условно левые партии, однако их внешняя и экономическая политика мало отличалась от того, что делали местные правые – все тот же неолиберальный курс, и все та же ориентированность на Вашингтон. На территории международного аэропорта Элой Альфаро в Эквадоре располагалась военная база США.

Ситуация в стране начала резко меняться в 2007 году с приходом к власти харизматичного левого президента Рафаэля Корреа – ученого-экономиста, получившего образование в Калифорнийском и Иллинойском университетах. 

Еще в юности Корреа, родившийся в небогатой семье, интересовался проблемами социально-экономического неравенства. И получение американских образовательных грантов не сделало его адептом неолиберализма. Напротив, занявшись в 1990-е годы политикой, Корреа все больше убеждался в том, что рецепты США и подконтрольных Штатам международных финансовых организаций не сделают его соотечественников счастливее.

Некоторое время Корреа находился на руководящих должностях в правительстве Эквадора, однако в 2005 году он покинул пост министра финансов из-за того, что его социально-экономические взгляды шли вразрез с позицией официального Кито. К этому моменту, судя по результатам соцопросов, Корреа уже являлся самым популярным политиком в стране. Это позволило ему уверенно победить на президентских выборах, состоявшихся в конце 2006 года.

Оказавшись на посту главы государства, Корреа проявил себя так, что в 2009 и 2013 годах он был переизбран повторно. За десять лет его нахождения у власти уровень бедности в небольшой южноамериканской стране снизился с почти 37 до 22%, а средний годовой рост ВВП на душу населения достиг 1,5% (при предшественниках Корреа данный показатель был почти в три раза ниже).

Определяющий неравенство «коэффициент Джини» при нем опустился для Эквадора с 0,55 до 0,47.

Назвать Корреа «оголтелым марксистом» – нельзя. Сотрудничество с МВФ при нем резко сократилось, но все же было продолжено. Кроме того, Корреа заключил соглашение о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом (напоминающее печально известную украинскую «ассоциацию»). Но в то же самое время он отказался продлевать срок нахождения в Эквадоре американской военной базы, резко сократил импорт из Штатов, поддерживал Венесуэлу и открыто противостоял ориентированным на Вашингтон режимам в соседних государствах. США Корреа всегда критиковал открыто и жестко, заявляя на весь мир, что неолиберальный дискурс отнюдь не является безальтернативным.

В политической деятельности Корреа опирался на основанную им в 2006 году левую партию «Альянс ПАИС» («Patria Altiva y Soberana» – «Гордая и Суверенная Родина»). На выборах 2017 года «ПАИС» выдвинул кандидатом на пост главы государства бывшего при Корреа вице-президентом Ленина Морено. И он победил, набрав около 51%.

Голосуя за Морено, эквадорцы рассчитывали на продолжение курса Корреа, однако жестоко обманулись в своих надеждах. Вместо социальной политики жители страны получили резкую либерализацию торговли, ограничение прав наемных работников, амнистию для нарушителей фискального законодательства, налоговые льготы для богачей, сокращение социальных затрат.

Во внешнеэкономической деятельности Морено пошел на сближение с международными финансовыми организациями и Тихоокеанским альянсом, объединяющим проамериканские режимы Южной Америки.

Новый президент в нарушение закона лишил гражданства и выдал западным странам скрывавшего в лондонском посольстве Эквадора Джулиана Ассанжа. А также объявил о создании общего с США центра по обеспечению безопасности, что де-факто является большим шагом к возвращению в Эквадор американских войск.

Корреа при Морено был объявлен в международный розыск за «неявку» в суд по делу о похищении в эпоху его президентства одного из депутатов. Вместо социалиста-патриота эквадорцы получили этакого «Пиночете-лайт». Однако окончательно переполнил чашу терпения населения страны указ Морено об отмене субсидирования продажи топлива. И дело не только в том, что эквадорцам стало дороже передвигаться (цены на «дизель» подскочили в 2,5 раза), но и в том, что под влиянием увеличения транспортных расходов стали расти цены буквально на все. Это и послужило сигналом к одиннадцатидневным массовым манифестациям, ядром которых стали эквадорские индейцы.

Сейчас протесты затихли из-за уступок со стороны Морено. Однако согласится ли президент Эквадора сменить курс, который он проводит вот уже два года? Вряд ли. Удержится ли при власти без применения силы? Тоже сомнительно.

В последнее время на фоне резкого снижения в мире популярности идей неолиберализма и «западных ценностей», сами неолибералы начинают «мимикрировать» под кого-то другого. И дело тут не в одном только Морено. Эмманюэль Макрон во Франции и Владимир Зеленский на Украине после избрания на высшие государственные посты также стали проводить политику, прямо противоположную той, которую обещали перед выборами. Официальный Париж стал резко ограничивать социальные права населения, а украинский президент, игравший киногероя, который далеко и надолго послал МВФ, в реальной жизни низко гнет спину перед этим фондом, выпрашивая кредиты и выжимая из своих сограждан средства всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Похожей оказалась ситуация и с Мишелем Темером, сменившим в свое время на посту президента Бразилии Дилму Русеф. В Бразилиа, кстати, попытка организовать правую неолиберальную реакцию оказалась успешной – она завершилась победой на выборах проамериканского президента Жаира Болсонару. Но его рейтинг теперь тоже стремительно падает.

Какой сценарий будет реализован в конечном итоге в Эквадоре – покажет время.

Начиная с 1970-х годов люди, выступающие против всемирного торжества западных ценностей и идеологии либерализма (и, соответственно, неолиберализма) в различных странах мира были достаточно пассивны.

Прекращение же существования соцагеря и развал СССР вообще создали ощущение полной победы у сторонников глобального Запада, возглавляемого США. Только в 2000-е годы по всему миру начался «откат», вылившийся в массовое голосование за левые и патриотические силы.

Глобальные элиты в ответ занялись дискредитацией неугодных политиков, организацией «майданов» либо заброской в лагерь к оппонентам своих «троянских коней». Однако события в Эквадоре показали, что обманывать народ становится все сложнее. И если пример небольшого южноамериканского государства продемонстрирует на практике, что население в силах самоорганизоваться для самостоятельного изгнания проамериканских неолиберальных оборотней, это может сильно изменить наш мир. Адепты «liberal values» почувствует, что значит быть битыми своим же оружием...


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.