Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Такая разная школа

Такая разная школа

Путь неудачных экспериментов в отечественном образовании
Николай Морозов
30.08.2006

К тому, что первого сентября дети идут в школу, мы привыкли так же, как к смене времен года. Но в какие же разные, непохожие друг на друга школы приходилось ходить детям в разные десятилетия нашей истории.

Особенно экзотическими и непривычными показались бы людям из других эпох советские школы двадцатых – начала тридцатых годов прошлого века. Это была эпоха великого эксперимента во всем, в том числе и в образовании.

До революции девочки и мальчики занимались, как правило, раздельно. 31 мая 1918 года вышло постановление "О введении обязательного совместного обучения", подписанное комиссаром просвещения Луначарским. Долой деление людей на мужчин и женщин, а детей – на мальчиков и девочек. За всеобщее равенство, в том числе биологическое. Хватит женщине быть "детородной курицей". В общем, как утверждал красноармеец Сухов, "женщина – она тоже человек". Несмотря на некоторую экзотичность мотивировок, это нововведение в целом можно признать весьма разумным.

Бригадный подряд

""В двадцатые годы в советской школе была создана так называемая групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения "Дальтон-план", наши исследователи внесли в него ряд изменений, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт. На свет появился так называемый бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время "бригадир" отчитывался перед учителем за всё сделанное.

Разумеется, в такой "бригаде" кто-то наиболее подготовленный и трудолюбивый тянул всех остальных. Фактически был создан настоящий рай для тупиц и лентяев. Отличник всё сделает за него, а оценка – общая.

Другой напастью советской школы той эпохи была так называемая "педология". К концу 1920-х годов педология считалась "марксистской наукой о детях". Она монополизировала право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и занималась в основном психологией, анатомией и физиологией детского возраста. Практической основой педологии считались тесты, при помощи которых определялся так называемый коэффициент умственной одарённости учащихся. Самое ужасное заключалось в том, что на основе этих тестов ребенка можно было в раннем возрасте признать умственно отсталым и обречь на "обучение" в соответствующей школе. Волновался, неудачно ответил на вопросы теста, зачастую совершенно идиотского – и учись дальше с медицинскими кретинами по соответствующей программе...

Борьба с алфавитом

""К счастью, "реформаторы" не успели осуществить задуманный ими перевод русского алфавита на латинскую основу. А ведь собирались вполне серьезно. Так, в 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. В протоколе заседания этой комиссии от 14 января 1930 года читаем: "Признать, что латинизацию русского алфавита следует понимать как переход русской письменности и печати на единый для всех народов СССР интернациональный алфавит на латинской основе, - первый этап к созданию всемирного интернационального алфавита. Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе – неизбежен".

…Вот как Александр Солженицын описывал нелегкую жизнь молодой учительницы начала тридцатых годов: "Шла читать инструктивные материалы Соцвоса, особенно статьи Осипа Мартыновича Бескина, и сердце падало: что художник в своём творчестве не может положиться на интуицию, а обязан своё восприятие контролировать сознанием класса. И: что так называемая "душевность" есть замусоленная русопятская формула, она и лежала на Руси в основе кабальной патриархальности… А тут – отменили и нынешние учебники: их признали неверными и не поспевающими за действительностью. Учебники стали печатать "рассыпные", то есть на современную тему и для использования только в это полугодие, а уже на следующий год они были устаревшие. Печатал в газете Горький статью "Гуманистам", разоблачал их и проклинал, — это тут же и включалось в очередной рассыпной учебник: "Вполне естественно, что рабоче-крестьянская власть бьёт своих врагов, как вошь".

Охватывал испуг, удушье, растерянность. Как это преподнести ребятам? и к чему?".

Разумеется, педагоги, которые занимались практической работой с детьми, не могли не конфликтовать с наставлявшими их руководящими "реформаторами". Об одном из таких персонажей, приехавшем к нему в колонию для трудновоспитуемых подростков, вспоминал знаменитый советский педагог Антон Макаренко.

Инспектор был страшно недоволен увиденным: "У вас здесь организована, так сказать, некоторая конкуренция между воспитанниками: кто больше сделает – того хвалят, кто меньше – того порицают. Поле у вас пахали, и была такая конкуренция, не правда ли? Вы об этом умолчали, вероятно, случайно. Мне желательно было бы услышать от вас: известно ли вам, что мы считаем конкуренцию методом сугубо буржуазным, поскольку она заменяет прямое отношение к вещи отношением косвенным? Это – раз. Другой: вы выдаете воспитанникам карманные деньги, правда, к праздникам, и выдаете не всем поровну, а, так сказать, пропорционально заслугам. Не кажется ли вам, что вы заменяете внутреннюю стимулировку внешней и при этом сугубо материальной? Дальше: наказания, как вы выражаетесь. Вам должно быть известно, что наказание воспитывает раба, а нам нужна свободная личность, определяющая свои поступки не боязнью палки или другой меры воздействия, а внутренними стимулами и политическим самосознанием"...

Откровения педагога-теоретика вызвали соответствующую реакцию у педагога-практика. Макаренко пришлось принимать команду "трудных" даже по понятиям двадцатых годов великовозрастных хлопцев. Кое-кто из них успел поучаствовать в гражданской войне, были воспитанники с богатым бандитским прошлым.

#comm#В такой ситуации приходилось всерьез опасаться за молодых воспитательниц, разбираться с ограбленными "детишками" селянами, изымать у воспитанников "стволы". #/comm#

И вот, после того, как из малолетней банды удалось создать настоящий детско-юношеский коллектив, приучить колонистов к труду и учебе появляется педолог, глубоко возмущенный тем, что за хорошую работу ребенка хвалят, а за плохую ругают. По сумасшедшей логике Наркомпроса, делать этого ни в коем случае не следовало. Конкуренция, видишь ли, буржуазный метод...

Макаренко писал по этому поводу: "Я слушал и вспоминал рассказ Чехова, в котором описывается убийство при помощи пресс-папье; потом мне показалось, что убивать Чайкина (приезжий проверяющий, - Авт.) не нужно, а следует выпороть, только не розгой и не какой-либо царскорежимной нагайкой, а обыкновенным пояском, которым рабочий подвязывает штаны. Это было бы идеологически выдержанно".

Конец педологии был положен постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года "О педологических извращениях в системе Наркомпроса". Тестовая вакханалия закончилась. Педология была изгнана из школы и десятки тысяч "отсталых" детей смогли вернуться к нормальной учебе.

Ребенок, ты в ответе за все...

""Постепенно советская школа все больше стала напоминать дореволюционную гимназию, хотя открыто это и не признавалось. Мальчики – налево, девочки – направо

…Раздельное обучение мальчиков и девочек в советской школе было введено в августе 1943 года и отменено в июле 1954 года. В постановлении, принятом по этому поводу, отмена совместного обучения мотивировалась тем, что такое обучение "создает некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися".

Кроме того, при совместном обучении "не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся..." В разгар войны ссылка на военное дело воспринималась очень серьезно. Вот как писатель Константин Симонов описал споры в одной из школ из-за введения раздельного обучения:

"Там у них началось с разговора, что вот разделили мальчиков и девочек, сделали раздельное обучение, и Николай Петрович (директор школы, инвалид войны, - Авт.) хвалил это и говорил, что, если б ещё до войны это сделали, лучше бы воевали, а тётя Аня (учительница, - Авт.) вскинулась – что мы не для того делали революцию, чтобы снова устраивать женские и мужские гимназии!

Директор-инвалид на это сказал: "У нее … женские и мужские гимназии из головы не выходят, а у меня из головы не выходят мои солдаты, которых, если бы мы, начиная со школы, по-другому к войне готовили – может быть, половина из них была бы живая, - вот чего у меня из головы не выходит! У нее ее гимназия, а у меня – это!"

Многим из тех, кто в 1943 году был школьником, предстояло заканчивать Великую Отечественную войну, и для них военизированное мужское воспитание означало лишние шансы на выживание.

Но после окончания войны недостатки раздельного обучения становились всё более очевидными.

#comm#В мужских школах культ силы, физического превосходства приобретал слишком уж мордобойный характер.#/comm#

А девочки воспринимались парнями как совершенно неведомые существа.

18 июля 1954 года, учитывая пожелания родителей, учителей, общественности, специальным постановлением Совета Министров СССР совместное обучение во всех школах было восстановлено. И школа стала приобретать привычный для нас облик.

И успехи советской системы образования в 1950-1960-е годы стали очевидными для всего мира. Американцы, после того как СССР опередил их и с запуском спутника и с полетом человека в космос, посчитали именно советское образование причиной своей неудачи.

P.S.

Президент США Джон Кеннеди, узнав о полете Гагарина, сказал: "Победило советское образование. Ребята, нам надо учить физику, иначе придется учить русский язык".

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..