Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Снял портупею – и рассыпался

Снял портупею – и рассыпался

Надо прямо сказать: государство не выполняет даже минимальных обязательств перед теми, кто его защищал и защищает
Валерий Панов
14.10.2011
Снял портупею – и рассыпался

«Есть масса претензий к чиновникам озверевшим, оборзевшим», - сказал президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с партийным активом в Краснодаре. Сказал применительно к определенной ситуации, но, похоже, этой короткой фразой поставил точный диагноз всему российскому чиновничеству. И это тот самый, к сожалению, случай, когда подавляющее большинство населения может полностью согласиться с руководителем страны. И каждый, кто хоть раз в жизни стакивался с чиновниками – а сталкивался практически каждый, - наверняка, развил бы этот президентский тезис и до краев наполнил собственным содержанием. В этой связи вспомнилось мне несколько историй из жизни военных пенсионеров.

Есть в Москве Центр социального обеспечения военного городского комиссариата. В один из жарких августовских дней сидела на скамеечке перед стеклянно-стальной дверью этого госучреждения старенькая женщина. Дышала тяжело, по лицу струился пот, руки дрожали. Разговорились. Приходится ей сюда чуть ли не с окраины города добираться. Льгот участника войны добивается. Архив воинской части, в которой они вместе с мужем Москву от немцев защищали, сохранился, но то одну справку потребуют, то другую... И так - бесконечно. Муж десять лет потратил на то, чтобы государство признало положенный ему по закону статус. Ему удалось-таки получить ветеранские документы, после чего всего несколько месяцев и прожил. Теперь она за свои права бьется …

Не искал особых благ в Центре и бывший прапорщик. Ему перед увольнением в запас было присвоено звание младшего лейтенанта. И хотел он узнать: можно ли носить офицерский мундир хотя бы по праздникам. Вначале его чуть на смех не подняли – нашел из-за чего людей беспокоить! - потом, видать, сжалились, объяснили, что нельзя, потому как копии соответствующего приказа в его личном деле нет. А он этот приказ видел собственными глазами. Пошел на прием к начальнику Центра Андрею Мироновичу. Тот полистал, полистал документы и тоже заявил, что приказ отсутствует, но прапорщик может обратиться в Центральный архив министерства обороны и там насчет приказа поинтересоваться. А если захочет, то соответствующий запрос может оформить и военно-городской собес. Надо только заявление написать. Пусть поступает, как знает, говорил чиновник, а сам, между тем, просматривал личное дело отставника. И вдруг обнаружил, что копия приказа в папке все-таки есть. Все проблемы разом и отпали. Правда, не очень молодому и не совсем здоровому человеку пришлось для этого дважды Москву туда и обратно пересекать, но это ж такие мелочи в сравнении с масштабом задач, которые призван решать Центр.

Прапорщику-отставнику даже обижаться было неловко, ну а возмущаться – тем более. Зато полковник запаса не скрывал своих эмоций. Ему справка о размере пенсии понадобилась. «Низзя», отвечают, не положено такие документы на руки выдавать. Пусть, мол, та организация, которая справку требует, обратится к нам с письмом, мы документ подготовим и по почте отправим. А всего-то и нужно было ксерокопию страницы из личного дела сделать. Пришлось полковнику очередь к начальнику Центра выстоять, долго объяснять суть проблемы. Тот вызвал даму-копиистку, которая через час сложное задание с успехом и выполнила.

День для полковника был потерян. А сколько здесь, вообще, заживо похоронено дней, недель, месяцев, лет – кто считал? Это же не чиновничья зарплата, которую государство регулярно повышает, опережая инфляцию.

Но сколько ни дай – чиновнику все мало. А за «такие» деньги он «напрягаться» не желает. Это же не военные пенсии, которые на символические проценты в год увеличивают, чего, по твердому убеждению чиновников, предостаточно. И о чем чиновничество никогда не преминет потом раструбить на всю страну как о грандиозной благотворительной акции в отношении служивых людей.

Лукавят чиновники, а проще говоря, беспардонно врут. По подсчетам независимых экспертов, у 66% военных пенсионеров пенсии ниже трудовых. Региональные чиновники, например, уйдя на заслуженный отдых, получают тысяч по 40 рублей, а бывшие военные - до 8 тыс. Да что там чиновники!? Секретарша райсобеса Москвы, к примеру, имеет около 20 тыс., уборщица в Подмосковье – почти 9 тыс.

А у 170 000 военных пенсионеров суммы пенсий вообще ниже прожиточного минимума.

Этот самый минимум в России с 2009 г. установлен в 5562 руб. – для работающего населения, 4091 руб. для пенсионеров, для детей - в 4922 руб. Ожидается, что в следующем году минимальный прожиточный минимум для работающих вырастет аж до 6 тыс. рублей. Дай Бог, как говорится, дожить до такого изобилия каждому трудящемуся. Но какое отношение имеет ко всей этой цифири Центрсобес? Да самое прямое: именно здесь решают, какую столичному отставнику пенсию дать. Именно дать - не назначить. По крайней мере, одному бывшему старшему офицеру, переехавшему в Москву на постоянное место жительства из Украины, начальник Центра г-н А. Миронович лично пенсию дал.

Может, раньше об этом факте и упоминать бы не стоило, да вот незадача: пару недель тому назад несколько тысяч отставных военных из Ульяновска обратились с коллективным письмом к высшим руководителям России по поводу своих нищенских пенсий. Бывшие служивые люди, в частности, писали: «Правительством РФ не выполняются международные обязательства, принятые Российской Федерацией. В ст. 1 Международного соглашения от 14.02.92 г. между государствами-участниками СНГ «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей» записано, что: «...за всеми военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, и членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР». Данное Соглашение подтверждено решением экономического суда СНГ ЉС-1/11-96 от 04.09.98 г., который признал Соглашение от 14.02.92 г. и констатировал, что оно подлежит обязательному выполнению «...даже в том случае, если в национальном законодательстве государств-участников содержатся правила, противоречащие указанным Соглашениям», что также соответствует ст.15, п.4. Конституции РФ, которая гласит, что «...общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора РФ являются составной частью её системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», что соответствует принципу Венской конвенции о праве международных договоров. Поэтому мы хотим знать: почему в Республиках Украина и Беларусь международные соглашения выполняются, а в России нет?». Действительно, почему?

Еще в 2006 г. Счетная палата проанализировала, как органы государственной власти выполняют межгосударственные соглашения Российской Федерации в области пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, членов их семей. Февральское Соглашение 1992 г. по своему содержанию было определено как основополагающий нормативный правовой документ государств СНГ в сфере обеспечения социальной и правовой защиты военнослужащих-пенсионеров. В аналитической записке, подписанной аудитором С. Агапцовым, отмечалось, что «по информации управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления минобороны России, на 1 июля 2006 года из государств СНГ в Россию за период с 1992 по 2005 год на постоянное место жительства прибыло 15169 военных пенсионеров, которым выплачивается пенсия из федерального бюджета». Средний размер пенсии был в пределах 4084 руб. В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» в 2005 г. 3813 военных пенсионеров имели льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах». Общая сумма ежемесячных выплат военным пенсионерам, прибывшим из государств СНГ, по состоянию на 1 января 2006 года составляла 7732,8 тыс. руб.

Деньги-то невесть какие большие в сравнении хотя бы с многомиллиардными долларовыми долгами, которые Россия простила десятку африканских и азиатских стран.

Счетная палата отмечала также, что за последние четыре года «отчетливо проявилась тенденция существенного уменьшения количества военных пенсионеров минобороны России, приезжающих в Российскую Федерацию из государств - участников СНГ», «в 2005 году численность выехавших впервые значительно превысила количество прибывших военных пенсионеров». Так, за этот период из Украины приехали всего 34 человека. В аналитической записке подчеркивалось, что «статьей 1 Соглашения закреплен один из главных тезисов: пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств… не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего СССР». В отношении одного приехавшего из Украины военного пенсионера было нарушено все, что только можно было нарушить в названных законодательных актах, начиная с размера пенсии, базу которой г-н Миронович определил по 14 тарифному разряду (командира роты), в то время как офицер увольнялся в запас из Советской Армии с более высокой должности (нынешний 16 разряд). А дальше начали происходить вообще удивительные вещи.

Стал военный социальный начальник Москвы требовать от отставника, чтобы тот представил ему документ о выписке из квартиры, которую «переселенец» на свою, как оказалось беду, приватизировал много лет тому назад на Украине. Это что ж, продать, подарить или просто бросить теперь «закордонное» жилье? Иначе, то есть, без выписки, говорил Миронович, пенсии не дам. И все его подчиненные в течение нескольких месяцев в один голос твердили: без выписки – не даст, не даст… Хотя вряд ли кто из них не знал, что в данном случае действуют особые правила. Еще в январе 1996 г. министерство социальной защиты населения Российской Федерации дало Указание «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР», где четко и ясно сказано: «Лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась». Сведения такие были представлены загодя, чего еще не хватало бывшему советскому военнослужащему для пенсионного счастья в России?

А следовало еще, как «неожиданно» выяснилось, перевести на русский язык с украинского несколько документов из личного дела, подтверждающих статус офицера в отставке – инвалида, приравненного украинским законодательством к инвалидам Великой Отечественной войны. Перевод был сделан срочно, копии заверены нотариусом в темпе скорострельности пулемета, поскольку сотрудница, которой было поручено оформление документов, уходила в отпуск, и процесс мог затормозиться дней на двадцать. Этот процесс и без того тянулся уже более пяти месяцев, а жить на что-то надо. Все, сказал на сей раз зам. начальника Центра г-н Климов, теперь для назначения пенсии препятствий нет. Его подчиненные даже сумму ежемесячных выплат подсчитали. Одновременно определили и другую сумму – без учета законно полученного офицером статуса и соответствующих льгот, - почти в два раза меньше предыдущей. Зачем двойную работу делали? А нам, мол, неведомо, какое решение примет Андрей Михайлович (Миронович): он может и так, и эдак дело повернуть, а у нас при любом повороте событий - все готово. Заметьте: как начальник скажет, а не как закон велит!

И начальник, наконец, вынес свой вердикт: пенсию дать, но по минимуму. Впечатление было такое, будто от собственной зарплаты он семь с небольшим тысяч рублей «отстегнул».

По его мнению, пенсионер на большее и претендовать не вправе, так как в документах недостаточно полно «выписан» эпизод 40-летней давности, когда молодой офицер контузию получил. Непонятно, дескать, ему, начальнику военсобеса, при каких конкретно обстоятельствах лейтенанта так сильно «шибануло», что впоследствии инвалидом стал. И, ничтоже сумняшеся, одним росчерком пера диагнозы госпиталей и выводы военно-врачебных комиссий перечеркнул, разом «вылечил» ветерана от всех болячек, «упразднив», таким образом, и инвалидность. Прямо кудесник какой-то, народный целитель!

Одновременно поставил Миронович черный крест и на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г., в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения. Статья 11 этого международного договора предписывает: «Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации». О таких случаях Федеральный закон от 17.12. 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прямо говорит: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные этим законом, то применяются правила международного договора в Российской Федерации.

Но г-ну Мироновичу со подчиненные ему товарищи никакой закон, судя по всему, не писан. И куда теперь пенсионеру жаловаться? К кому за помощью податься?

В суды? Так они под самую завязку завалены исками к государству от военных пенсионеров.

Даже Европейский суд по правам человека рассматривает нынче заявления россиян (бывших военных), в том числе, и коллективные. И Запад им помогает – выигрывают тяжбы, от рассмотрения которых на Родине просто отмахнулись. Для великого государства, в качестве какового позиционирует себя современная Россия, - это позор.

А если сюда добавить и факты, когда госструктуры, как в нашем примере, открыто игнорируют межгосударственные соглашения о пенсионном обеспечении военнослужащих, то становится понятно и то недоверие, с которым Россия нередко сталкивается на международной арене. И уж совсем неизвестны миру случаи, кроме наших, когда бывшие военные обращаются в международные организации с жалобами на родное Отечество, которому десятки лет служили верой и правдой. В западных государствах к этому нет ни малейшего повода.

В конституции Германии, например, правам военнослужащих посвящено более 20 статей. Кроме того, их права четко оговорены рядом международных документов. В Конституции РФ о каких-либо гарантиях военнослужащих и инвалидов войны не упоминается ни разу. Во многих зарубежных странах, в том числе в США, Канаде, Австралии, уже давно функционируют ведомства по делам ветеранов. Эти ведомства создавались не только из гуманных соображений, но и для повышения качества управления государственными ассигнованиями, контроля за их использованием, наконец, для повышения престижа военной службы. Делами ветеранов военной службы в России занимаются более 27 министерств и ведомств, а у семи нянек, как известно, дитя остается без глаза.

В тех же Соединенных Штатах администрация по делам ветеранов была создана еще в 30-х годах прошлого века. Пенсия американским военным назначается после 20 лет службы из расчета: 50% ежемесячного базового оклада плюс 2,5% за каждый последующий год. Если выслуга составит 40 лет, то пенсия будет равна окладу. Выходит, что расчет пенсии в Штатах похож на то, как это делается в России, с одной существенной оговоркой: у нас та часть денежного довольствия, от которой считается пенсия, составляет менее 25% реального дохода военнослужащего, у американцев этот процент в два раза больше. При этом сумма выплат по пенсионному обеспечению бывших американских военнослужащих составляет около 22% общих расходов на все виды оплаты воинскому персоналу.

Вполне сознательно использую в американских примерах только проценты, потому что если назвать конкретные суммы, то заплачет самый закаленный фронтовик. От унижения – заплачет. А описать, даже коротко, соцпакет Пентагона из более 140 наименований льгот, привилегий и бонусов не представляется возможным.

По американскому законодательству, военнослужащий, прослуживший в мирное время 20 лет или провоевавший в армии США хотя бы один день, считается ветераном. Пенсионер с семьей имеет право на бесплатное медицинское обеспечение. В течение 24 месяцев после увольнения пенсионеры могут получать, кроме пенсии, и пособие по безработице. Полгода они имеют право жить бесплатно с семьей в государственных домах и на всю жизнь сохраняют право приобретать товары в магазинах военной торговли и заправлять автомобили на военных АЗС. Есть у них и специальный праздник — Veteran's Day, приходящийся на вторую субботу ноября. Прагматичная администрация США считает, что такое отношение к бывшим воинам оказывает благотворное влияние на моральное состояние личного состава вооруженных сил.

Для сравнения с положением наших военных пенсионеров, как говорится, «нету слов, остались одни междометия». Единственная индексация доходов офицеров и военных пенсионеров в 2009 г. на 8,5% не покрыла потерь от инфляции. Темпы роста доходов военнослужащих значительно ниже, чем в целом по стране, разница между месячным совокупным денежным доходом гражданской и военной семьи составляет около 50%. Все последние годы денежное довольствие индексируется, как правило, ниже уровня официальной инфляции, что оборачивается обнищанием военных, но, прежде всего, военных пенсионеров.

Даже столь громко рекламируемая денежная реформа в Вооруженных Силах мало улучшит ситуацию. И до чего же изворотливым становится чиновничий ум, когда дело касается военных пенсионеров.

В минфине, к примеру, пошли на хитрость: ввели в схему расчета пенсий некий «понижающий множитель» (0,54%). В результате отставник с 2012 г. будет получать чуть больше половины положенной ему пенсии, потом каждый год выплаты, якобы, должны возрастать на 2%. Иными словами, полную пенсию бывший военный сможет получить через 23 года, если, разумеется, так долго «протянет». Не случайно в армии еще с советских времен говорят: снял портупею – и рассыпался. На что, собственно, чиновники и делают ставку сегодня. Циничная философия, крайне циничная. Если называть вещи своими именами, то надо прямо сказать: государство не выполняет даже минимальных обязательств перед теми, кто его защищал и защищает.

И не накануне выборов будь сказано: в военной среде ширятся протестные настроения. Небезосновательно, согласитесь.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..