Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Русь, куда ж несешься ты?...

Русь, куда ж несешься ты?...

Полемические заметки о глубинном смысле происходящего сегодня с нами...
Священник Николай Булгаков
11.05.2011
Русь, куда ж несешься ты?...

В наше общество сегодня вбрасываются вирусы тяжелейших нравственных недугов, которых прежде мы не знали. Даже близко мы не могли себе представить, что когда-нибудь по Всесоюзному радио будет раздаваться матерщина, а по Центральному телевидению показываться бесконечные убийства и постельные сцены. Что нормой станет презрительное отношение к истории своей страны, к ее народу.


Прозорливый старец протоиерей Николай Гурьянов (1909-2002) говорил о нынешней жизни:
– Дьявол бросает свое последнее оружие – деньги.
Вместе с экономической свободой в нашу жизнь ворвался дух эгоизма. Этот дух очень сильный. Он бьет по семье, по Церкви, по армии, по школе, по основам государства. Он проникает во все поры общества, в души людей. Об этом говорит простой, но яркий пример из современной жизни. Мы хоть и нехотя, а уступали в транспорте места старикам, детям и знали, что делаем хорошее дело. Но как нужно охладить свое сердце, какой нужно поддаться лживой идеологии, чтобы спокойно (или не очень спокойно?) сидеть, когда рядом едва стоят старуха с ребенком?
А если это касается сердца человека, то это касается его отношений со всеми людьми: не только со стариками в транспорте, но и с родителями, и со своей избранницей, с которой хотел бы жить в любви и согласии…

Страшнее эгоизма ничего нет, потому что он противоположен любви. А без любви жизнь не имеет смысла.


Помню, совсем молодым, в 1976 году, ездил от газеты в командировку к нашему знаменитому колхознику-академику Терентию Семеновичу Мальцеву в село Мальцево Курганской области (встреча запомнилась на всю жизнь), и он с большой болью сказал мне:
- Нельзя сказать, что в школе нашей учат плохому, но и хорошему не учат. Безнравственность хуже неграмотности.
А теперь? Увы, плохому теперь учат, изо всех сил стараясь выдать его за хорошее.
– Развратиться-то легко, а вот обратно-то – потруднее, - сказал тогда Мальцев.
Мне было 26 лет, но я, кажется, впервые в его словах, в его домике (это был день Покрова Божией Матери, он сам подчеркнул: «Сегодня первое октября по-старому, Покров, снегу-то сколько!») услышал не стариковское брюзжание по поводу молодых, а настоящую боль за погибающий народ. Уже тогда!..
Да, мы хотели тогда свободы, но оказалось, что советская жизнь, даже ее идеология, от которой мы так страдали, ограничивала не только добро (прежде всего – веру в Бога, и это был главный ее грех), но и зло: дух стяжательства и разврата, проституцию, порнографию, наркоманию и прочие пороки, которые губят народ, и прежде всего молодежь. Нынешняя жизнь дала, слава Богу, свободу вере, но при этом свободой пользуется и очень многое, противоположное ей по духу.
Конечно, кто захотел потрудиться для добра, воспользовался этой свободой. Главное: восстановлены, построены храмы Божии. Ради этого, может, Господь и попустил этой свободе. И какие-то удобства она принесла – очереди, например, исчезли. К счастью, не все: в Москве появилась многочасовая очередь к святым мощам блаженной Матроны…
Советская цензура оберегала наш народ от западных влияний, в том числе и противоположных по духу Православию, а экономическая, военная мощь защищала страну, в том числе и ее православные святыни, ее православный народ.

Вот так всё не плоско, не однозначно в объемной живой жизни.

И при монархии, и при большевиках могли быть, оказывается, созданы условия, благоприятные для русского народа.

Наш народ не потому пошел за большевиками, смирился с ними, что проникся идеями марксизма. А прежде всего потому, как ни странно, что был воспитан в православном духе – в духе правды, справедливости, трудолюбия, коллективизма…


Это не значит, что нужно возвращаться к безбожному социализму, делать новую революцию – не дай Бог! Напротив, нужно извлечь главный урок из нашей истории ХХ века, из всех его революций, который мы испытали на себе и возвестили всему мiру (как и предсказывал Ф.М. Достоевский): что жизнь улучшается не вне нас, а внутри нас. Что всё – в душе человека.
Свое зло всегда под рукой. И ни с кем не надо воевать, кроме себя. И будет мир с другими людьми.
Жизнь устроена не проще, чем смеситель горячей и холодной воды. Добро и зло перемешано в каждом из нас, в каждом сердце. И никто за нас в нас его не отделит.

Это делать призван каждый внутри себя. И с каждой такой победой человека над собой (над своими дурными мыслями, чувствами, поступками, над своим эгоизмом) крепнет, соединяется, улучшается всё общество.

Эгоизм неразумен, как всякий грех. Он глуп. Он только рядится в привлекательные одежды, а за душой у него нет ничего. Он много обещает, но ничего не дает.

Одна из главных мыслей Евангелия – о том, что, живя для себя, ты обкрадываешь себя. Ты не вносишь в жизнь ничего, ты только забираешь. Тебя словно нет для других, ты, по сути, не живешь, ты умираешь (вспомним Н.В. Гоголя, «Мертвые души»). А жертвуя чем-то для других, отдавая, ты оживаешь, ты есть. Это – тайна любви. Только это и есть настоящая любовь. Эту тайну жизни открыл нам Господь: Иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю; и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 16, 25).
Что, не в этом дело? А в том, что мы не сумели успешно подключиться к западной цивилизации? Поэтому «опять с этим народом получилось не то»? Как недавно было «не то» не потому, что революция – это всегда ложь и горе, а потому, что Сталин испортил «хорошее дело»?
Нет, иначе и не могло быть. И не будет никогда. И этот новый порядок нашему народу не подойдет. Не потому, что русский народ нехорош, а потому, что этот образ жизни материалистичен и бездушен. А русский человек не может жить одним материализмом, ему душу подавай, он воспитан Православием. Православие – вера сердечная.
Если для Запада жизнь с материальным, земным идеалом может оказаться безобидной: он перемножил, разделил и был таков, его душа, его сердце в этом не участвует, – то для русского человека это может быть смертельно опасно, потому что он этот капиталистический ползучий материализм воспринимает душой! Этот «дрязг жизни» (по слову Гоголя) становится у него на опустевшее место под названием «смысл жизни». А это – слишком важное, слишком высокое место для русского человека, чтобы к нему относиться так легко, как относится западный человек с горизонтальной материалистической психологией. У нашего народа психология вертикальная (от земли – к небу) – другой масштаб, другое измерение, другая система координат, другой характер, другая судьба. А разница в масштабах, дозах – это очень опасно: то, что в одном случае может принести пользу или остаться безвредным, то в другом масштабе, в другом количестве может стать смертельным.

И люди, которые никогда не понимали и не любили русский народ, а то и сознательно ставили своей целью его уничтожение, выписали ему смертельный для него рецепт под названием «свободная жизнь».

Что скрывается на самом деле под появившимся недавно понятием «десталинизация»? Понятие это, конечно, условное. Личность И. Сталина, который давно умер, тут вовсе не главное. В основе этой кампании лежит стремление лишить русский народ русского духа, его державности, его православно-монархической традиции, его государствообразующей воли, его национального достоинства и чувства самобытности, уверенности в праве его великой Родины на независимость и процветание. То есть того, что в нашем народе, так уж сложилось исторически, у многих ассоциируется с именем Сталина, под руководством которого он побеждал в Великой Отечественной войне, страна стала независимой и могучей, русские занимали в ней и в мiре достойное, уважаемое место, и русский дух был заодно с государством и поддерживался им.
В 1929 году тот же Сталин сказал: «Каждый период в национальном развитии имеет свой пафос. В России мы имеем теперь пафос строительства».
Какое строительство имелось в виду? Строительство личных коттеджей, бань, гаражей, банковских офисов?
Нет, конечно. Имелось в виду державное строительство. Строительство великой независимой страны.

Разумеется, в стране шла лютая борьба между «строителями» и «разрушителями» – хотя и те, и другие назывались большевиками, и пока мы не проведем водораздела между теми и другими, мы не сможем понять, что происходило в нашей близкой истории.

В частности, мы будем недоумевать: почему в 1937 году погибали вроде бы от одних и тех же рук и троцкисты-большевики, каратели русского народа, и русские священники?

Уже это странное обстоятельство должно наводить на серьезные раздумья, как и то, почему у наших новомучеников в основном две даты гибели: 1918 и 1937?.. А это всё и говорит о том, что в стране всегда шла яростная внутренняя борьба, в том числе и в ВКП(б), и даже внутри большевистской идеологии, и разные люди – по духу, по мiровоззрению – вносили в нее свое, порой очень разное.
А какой у нас пафос сегодня? Какая цель у страны? «Стать, как все цивилизованные страны»? Пафос безудержного потребления? То есть пафос эгоизма?
«Хватит нам пафосов, надо просто жить» – с горизонтальной, ползучей, чуждой всей тысячелетней истории страны идеологией?
Нет, эта цель уже не работает, она давно себя разоблачила в глазах народа. Народ уже убедился в том, что цель «вхождения в мiровое сообщество», которую нам пытались представить в качестве «пафоса» в завершение ХХ века, была нужна не нашему народу, а «мiровому сообществу».
Стране нашей, народу нашему нужен высокий, созидательный, пусть даже жертвенный – но по-русски высокий пафос. Ведь и «пафос строительства» был не ради строительства как такового, не ради комфорта – хотя и о «зажиточной и культурной жизни» тоже говорилось. Но это не было главным. Цель была – справедливая, честная жизнь. Другое дело, насколько это было возможно, правильными ли были методы ее достижения и не делал ли кто-либо под этой вывеской свои темные, противоположные интересам народа дела. Но цель была повыше «земного дрязга», и кое-чего, важного, достигнуть народу удалось.

Сегодня нам нужен высокий гермогеновский пафос спасения Отечества, выхода Родины из смутного времени.


Пора забыть ругательное слово «национализм» и вернуть достоинство высокому слову «патриотизм». Нам нужно научиться произносить это слово в положительном смысле, волнуясь не о том, что скажут по этому поводу на Западе (ничего хорошего не скажут – не потому, что это слово плохое, а потому что интересы у нашего народа и у них разные), а о том, что дает нам жизненную силу, что объединяет нас.
В чем причина странного сочетания в нашей реальной истории разрушительного безбожия с созидательным пафосом, с целомудрием, патриотизмом, коллективизмом – вроде бы нелогично это?
«Что Бог творит, никому не говорит».
Кто знает, может быть, поскольку наступать широким фронтом народу нашему не под силу, Господь («Наш Генерал», - по словам А.В.Суворова) выбирает в разное время «направление главного удара»: то одно, то другое в истории.

Ныне – почему-либо, по каким-то, одному Богу известным причинам, Он сподобил нас великого двадцатилетнего прорыва в церковном строительстве, ради чего пришлось, может быть, пожертвовать многим другим – так же, как это было и во время Великой Отечественной войны: были принесены неисчислимые жертвы нашим народом, но произошло духовное очищение. Потом наступит другой этап нашей жизни, которая всегда управляется с Небес.
Одно нам известно точно: всё, что Бог творит, направлено на дело нашего вечного спасения, а вне Промысла Божия нет ничего.
Можно даже попытаться представить себе такой фантастический диалог между Богом и дьяволом о судьбе нашей страны – по аналогии с тем, что мы читаем в Библии, в книге Иова.
Бог говорит:
- Исполню просьбы Моей Матери, новомучеников и исповедников Российских, всех русских святых: повелю открыть церкви, начать в них богослужения, призову новых священников, дам свободу православному слову – пусть народ оживает, пусть ценит, настрадавшись, как радостна жизнь человека с Богом.
А дьявол говорит:
- Ну, ладно, открывай. Но тогда я открою свои заведения, открою шлюзы для всей грязи, какую только изобрету, раскручу на полную мощь индустрию разврата, люди должны жить естественно! Свобода так свобода!
Вот так сегодня крайне обострилась борьба за душу каждого человека. 

И Россия – передовая линия главного фронта этой невидимой брани. В этом – ее главное отличие от всех стран. В этом – суть происходящего.


Через всю нашу историю проходит это красной нитью: по-человечески невозможно победить более сильного врага, невозможно выйти из смуты, кажется, что уже конец, - ан, нет, всегда были молитвенники на Руси, люди, любившие Бога, любившие свою Родину – Дом Пресвятой Богородицы, и Господь откликался на их любовь – и милостью Божией, заступлением Царицы Небесной, мы снова и снова поднимались. Потому и сегодня, как говорил преподобный Серафим Саровский, «нет нам дороги унывать – Христос победил всё».

По материалам газеты «Русь Державная»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.