Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Народный фильм

Народный фильм

В кинотеатрах России продолжается показ киноленты «28 панфиловцев»
Станислав Минаков
15.12.2016
Народный фильм

Исторический фильм попадает в болевую точку нации, когда, показывая прошлое, говорит зрителю о настоящем и будущем. Лента «28 панфиловцев», как нам понятно, появилась в нужное время, и рассказывает об одном из ключевых событий нашей истории, даже если считать факт боя у Волоколамского шоссе малым эпизодом Великой Отечественной.

…Мы пели эту песню всей дружиной в пионерлагере «Юность» белгородского завода «Энергомаш». И на линейке, и на марше. Мне было десять лет.

«Кружилась в поле злая осень,
Шумела поздняя листва.
Их было только двадцать восемь,
А за спиной была Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, смыкая полукруг.
“Так защитим Москву, родные!” —
Сказал гвардейцам политрук…»

В следующем куплете упоминается и фамилия политрука – Клочков, и теперь мы знаем, что жители разъезда Дубосеково, возле которого состоялся легендарный бой 16 ноября 1941 г., нашли бездыханное тело героя и предали его земле.

Только теперь, по просмотре фильма «28 панфиловцев» Андрея Шальопы (автор сценария и режиссер) поискав на замечательном сайте «Советская музыка», sovmusic.ru, который рекомендую всем, я узнал, что музыку к песне сочинил Геннадий Шарин, а слова — Анатолий Софронов.

Память о подвиге нашего народа осталась в нас, детях тех лет, навсегда. Мы становились русским (в те годы говорили «советским») народом, и когда смотрели в том же 1969-м премьеру киноэпопеи «Особождение», фильм первый «Огненная дуга», в новом широкоформатном кинотеатре «Радуга». На нас ползли с экрана германские танки под умопомрачительную музыку, и мы, сидевшие в кинозале, в нескольких километрах от Прохоровки, от «третьего ратного поля России», где 12 июля 1943 г. состоялось величайшее в мировой истории танковое сражение, чувствовали себя стоящими на грозном рубеже Отечества...

Убежден: подобные ощущения, с присутствием Москвы, стоящей за спиной, переживают мальчишки и девчонки, и, как говорится, «а также их родители», когда сидят в нынешних кинозалах на сеансах фильма «28 панфиловцев» — буквально как на последнем рубеже, в окопе с бойцами, сжимающими связки гранат и бутылки с горючей смесью.
Ради этого «включения» в национальную духовную память и создаются такие киноленты. И тут как раз уместны в помощь и музыка Михаила Костылева, и звуковые системы, извините за выражение, «долби-стерео», и огромный экран, и современные съемочные технологии, включая компьютерные.

И поп-корн тут уж никому не полезет в горло… Я свой сеанс смотрел в день премьеры в еще одном, родном с детства кинотеатре «Победа».

И парень с девушкой, сидевшие по соседству, так и не притронулись к ведерку «воздушной кукурузы», и вышли из зала онемевшими. Об этом эффекте «непритронутости к поп-корну» при просмотре фильма о панфиловцах я читал в социальных сетях неоднократно.

Это говорит не только о том, что душа по природе христианка, как заметил Тертуллиан, а еще о том, что, к счастью, ни мы, ни наши дети еще не превратились окончательно в жвачных животных, охочих исключительно до развлекалова и реготни. И что даже сквозь наши нынешние киносети, пичкающие молодежь иностранщиной, в основном голливудизированной, и принадлежащие, как уверяют, «зарубежным инвесторам», пробивается русское живое.

В самом деле, после «Брестской крепости» — это второй современный отечественный фильм о войне, который стоит смотреть самим и показывать подрастающему поколению.

Блогер Neveev прав: «Без особых спецэффектов, сексуальных медсестер, без понятных только самому режиссеру вывертов а ля “Цитадель” Михалкова и ненужного апломба, сопровождающегося восклицаниями “великий фильм о великой войне!”, авторам фильма удалось снять замечательное кино о Великой Отечественной, показать всю мощь и героизм русского народа, одержавшего полную победу над страшным и могучим противником в кровопролитной и изнурительной войне. Я бы сказал, что фильм “28 панфиловцев” — камерный, он снят своими и для своих. Вот только своих этих — примерно 140 миллионов, а может, и больше, если приплюсовать жителей Казахстана и других бывших Союзных республик. Панфиловцев было немного, и фильм сравнительно маломасштабный. Но именно в этом сила этой киноленты.

Режиссер как будто не просто хотел рассказать о подвиге, но и ставил себе цель, в некоторой степени, повторить подвиг, нанеся сокрушительный удар по нашим информационным противникам, используя при этом сравнительно мало средств. В этом смысле фильм “28 панфиловцев” похож на икону, на которой сравнительно простыми приемами и без живописных изысков почти ощутимо передаются святость и подвижничество, благодать и любовь».

Отрадно, что в фильме не увидишь, в отличие от сериалов Первого канала, ходульных образов монстров-энкавэдэшников, уже навязших в зубах, «злобной гебни», неизменного антисоветского кукиша в кармане. Нет и перегиба в сторону «за Сталина, за Советскую власть!». Тут просто — спокойно, повествовательно, а на выходе высоко эпично показана повседневная подготовка к бою, в мельчайших деталях военного быта, с натуральным снегом (холодная и ранняя зима выдалась в 1941-м!), с буденновками и кубарями, светло-серыми шинельками, а потом и сам жуткий бой, сиюминутно безысходный и жертвенный, однако стратегически важный, нужный, а впоследствии и мифотворный, ключевой для нас. И с правильными – наконец-то, долгожданно – расставленными акцентами. И православную церквушку в деревне мы видим, хоть и подзаброшенную, и боевой расчет противотанкового ружья беседует, с полуулыбкой, между собой о «национальном»:

«Мы все за Россию сражаемся, значит, русские. — Я вообще-то казах. — Но сейчас ты русский! А за Казахстан будем воевать, все будем казахами! — Договорились!».

Напомним, что 316-я стрелковая дивизия (с 17 ноября 1941 г. — 8-я гвардейская, прославленная тяжелыми оборонительными боями на Волоколамском направлении) набиралась из жителей Алма-Аты и Фрунзе (ныне Бишкек), и была, по сути, многонациональной, о чем красноречиво говорят фамилии героев-панфиловцев (цитирую по Википедии): Клочков Василий Георгиевич, Добробабин Иван Евстафьевич, Шепетков Иван Алексеевич, Крючков Абрам Иванович, Митин Гавриил Степанович, Касаев Аликбай, Петренко Григорий Алексеевич, Есибулатов Нарсутбай, Калейников Дмитрий Митрофанович, Натаров Иван Моисеевич, Шемякин Григорий Михайлович, Дутов Петр Данилович, Митченко Никита, Шопоков Дуйшенкул, Конкин Григорий Ефимович, Шадрин Иван Демидович, Москаленко Николай, Емцов Петр Кузьмич, Кужебергенов Даниил Александрович, Тимофеев Дмитрий Фомич, Трофимов Николай Игнатьевич, Бондаренко Яков Александрович, Васильев Ларион Романович, Белашев Николай Никонорович, Безродный Григорий, Сенгирбаев Мусабек, Максимов Николай, Ананьев Николай.

И потрясающий духоподъемный монолог перед строем накануне боя произносит в фильме командир роты, от которой после первой танковой атаки останется меньше взвода, те самые 28 воинов.

До сих пор идет полемика о «достоверности» легенды. Обрушиваются на журналиста А. Кривицкого, опубликовавшего во фронтовой газете заметку о подвиге панфиловцев, сделавшую их легендарными. Кто-то опирается на расследование эпизода в 1948 г., кто-то дает убедительную раскладку о фальсифицировании этого расследования. Справочники указывают и на следствия по «эпизоду» героев-панфиловцев в 1970-х и конце 1980-х, отмечая при этом, что реально были удостоены звания Героя Советского Союза 28 человек (их имена определены достоверно, есть и шестеро выживших в том бою и даже прожившие десятилетия после войны) из дивизии генерал-майора Ивана Ивановича Панфилова, который и сам сложит голову через несколько дней — 18 ноября 1941 г., у деревни Гусенево Волоколамского района, от попавшего в висок осколка немецкой минометной мины.
Считается, что геройски стояли бойцы 4-й роты 2-го батальона 1075-го полка, но нас интересует здесь, во-первых, тот факт, что бой — был, что панфиловцы приостановили на четыре часа продвижение более полусотни вражеских танков, уничтожив 18 из них (4+14; второе число — количество уничтоженных во время второй вражеской атаки, оставшимися силами панфиловцев), а во-вторых, возникновение эпической правды, становление героического символа, рожденного патриотическим духом и его рождающего.

Прав комментатор, утверждающий, что речь идет все же не о том — 28 их было или 128, и на каком именно километре, у какой березы остановили немцев, и не о «документальном приложении к учебнику истории, чтоб и хронология совпала до минуты, и снег был именно той толщины». Речь идет о героической поэме. И создатели фильма сумели ее выстроить с максимальной достоверностью даже бытовых деталей, включая солдатское курево — цигарки из газетных обрывков с махоркой; со скрупулезным воссозданием образцов военной формы, огнестрельного оружия и тяжелых вооружений. Отмечают техническую составляющую кинокартины, труд консультанта фильма Артема Кокина, известного по работе в фильме «Ленинград-900».

Хороша графика фильма.

Как пишет внимательный зритель, «динамика боя замечательна, перемена ракурсов своевременна и почти безупречна, в нашем кино это редкость. Танки не взрываются от попадания пули из ПТР. Не вспыхивают ярким пламенем. Техника поражается правильно! Гусеницы, ходовая. Это — революция в кино.

Радует воинской реалистичностью и фраза артиллериста о том, что нужно сжечь уже подбитые танки».

Разумеется, найдутся и конкретные замечания, а когда их не было, к какому фильму? Есть к чему придраться в сценарии (и к репликам некоторых персонажей, и в целом к сюжету, но он априорно бесхитростен), однако актеры играют прекрасно. И правы утверждающие, что в фильме отсутствует «героизация главного героя как субъекта», что героем фильма является вся рота панфиловцев, и земля, в которую они вгрызлись, вросли. Все это выделено цветом, ярко и сочно, и противостоит лязгающему тупому механизму войны, нашествия и смерти. И в целом, на удивление, возникает метафорическая картина.

Приведем и реплику из соцсетей Валерия Киселева: «С точки зрения реконструкторов, у которых каждая деталь снаряжения и оружия должна быть реальной, — фильм безупречный. Хорошо сняты эпизоды боев — вполне реально, хотя местами и по-голливудски. А если посмотреть фильм глазами командира мотострелкового взвода, то замечаний много». (Дальше он приводит перечень резонных придирок).

Многие посмотревшие фильм точно подмечают, что после просмотра было такое же состояние, как после прохода с «Бессмертным полком».

Мы в пионерлагере, увы, полвека назад не знали эпичного, почти фольклорного финала песни:

Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей.
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.

Слово «богатыри», отсылающее нас и к русским былинам, и к древним летописям, и к «Слову о полку Игореве», говорит именно о духовной мощи и жертвенности наших героев, и фильм в последних кадрах показывает, уже черно-бело, мемориал в поле под Дубосеково — грандиозные вертикальные каменные фигуры воинов.

«А чем они отличаются от Осляби и Пересвета? — восклицает в Фейсбуке Евгений Зуев. — Да ничем; нет копья, но мужество и готовность те же — и защитить, и умереть». Вместо копья — бутылка с зажигательной смесью. И танки они останавливают ценой своих жизней.

Tanya Nikishina резонно заключает, что таких подвигов, разбросанных по всем фронтам и годам во время войны, было много, а «28 — это квинтэссенция, концентрация всех этих подвигов. Миф, основанный на реальных событиях. Это важно. У каждого народа есть свои богатыри. Это символы. И гордость за свой народ, свою историю. А все крики про “правда-неправда и насколько правда” — это способ отнять эту гордость и реально героическую историю».

Юлия Витязева пишет из Москвы: «Посмотрели... С детьми... Сильно... Впечатлений много. Потому рекомендую идти и смотреть. Фильм своевременный. Нужный. И нам, и нашим детям. Чтобы помнили. Ведь то, что сделали панфиловцы — это для нас подвиг. Они же не знали, что будет через час, и доживут ли до рассвета. И делали свое дело. По всей линии фронта. Ежечасно, ежедневно, на протяжении всех четырех лет. Просто потому, что “Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!” … А если согласиться с теми, кто твердит, де, подвига панфиловцев не было, и новый фильм — “очередная рос/совдеповская пропаганда”, то с таким подходом и оборону Москвы, и Сталинград, и Ленинградскую блокаду, и битву за Севастополь, и освобождение Одессы и Харькова, и взятие Берлина — все можно записать в пропаганду. Именно ежедневный человеческий подвиг, цена которому — миллионы жизней, и обеспечил нам Победу. Но любители “Баварского” этого не поймут».

Свидетельства — внятны: «Впервые в жизни, когда фильм закончился, и на экране загорелась надпись “28 панфиловцев”, люди, почти целиком заполнившие зал, остались сидеть на своих местах — все до одного. Все до одного — сидели и молчали. И через несколько очень долгих секунд — в обычном кинозале обычного города России — раздались аплодисменты. Нет, это не была положенная и привычная кинофестивальная овация или аплодисменты приглашенной кинотусовки.

Где-то сзади тихонько всхлипывала молодая женщина и слышалось утешающее бубуканье ее мужа.

Люди в зале сидели — и смотрели на экран. Они читали титры. Потом стали потихоньку вставать и выходить, стараясь не шуметь, пригибаясь, чтобы не мешать другим. Я никогда такого не видел. Вот именно такой нежной, трепетной, сопереживающей реакцией простых людей и отличается настоящий народный фильм, снятый народом — о своем прошлом, для своего настоящего и для будущего народа.

Потому что народ — прошлый, настоящий и будущий — это и есть мы».

В самом деле, фильм этот — народный. Его начали готовить и собирать всем миром на него деньги три с половиной года назад, с середины 2013-го, когда еще не было ни ада на «Евромайдане» в Киеве, ни страшной войны в Донбассе. За неделю были собраны 34 746 062 рубля, в десять раз больше просимых. В декабре 2014 г. проект выиграл грант от Министерства культуры Российской Федерации в размере 30 млн рублей, а также получил 10 млн рублей от Министерства культуры Казахстана.

С одной стороны, спасибо российскому Минкульту и его главе, публично защищавшему этот фильм и самих панфиловцев, с другой же, если вспомнить, сколько бюджетных средств выделялось на разные «левиафаны» и т.п. нарциссизм «великих художников», – то только горько выругаешься.

Полный список жертвователей идет в конце фильма, опубликован и на его сайте, и там указано более 35 тысяч человек — три дивизии! Список жертвователей выглядит чудно: «…SteelDevil, White_Paladin, Дмитрий Плесовских, Павел, Валентин Кузнецов, DYMONS, maks160, Михаил, Роман, Алексей Артюшин, 123, Рязанцев Дмитрий Юрьевич, Алексей, pepelyuga, Михаил Чемоданов, danil5000000, Иван, xKAKTUSx, Павел, prokrust62824…» — в нем и полные представления с отчеством, и простые имена, и игровые ники, и просто наборы символов. Подмечено точно — все эти люди вполне могли бы стоять плечом к плечу в ратном строю. Такие непохожие, из разных мест и социальных слоев, в обычной жизни они вряд ли когда-нибудь сошлись бы вместе, а тут их соединило общее. Разве на войне не так же?

Денис Тукмаков в своем авторском блоге на ресурсе zavtra.ru подхватывает тему: «Когда фильм закончился, и пошли титры, а зрители в зале продолжили молча сидеть, читая бегущие строки с фамилиями и городами, мне почудилось вдруг, что и зрителей, и съемочную группу, и тех, кто слал ей деньги, и самих панфиловцев, и всех-всех воевавших предков, сколько их ни было, — что-то связало вместе. Объединила какая-то особая, наболевшая человечность. Все было сделано по-человечески — и тогда, и сейчас.

Фильм снят по-человечески, а не по-скотски, как бывает, — и по-другому он снят быть не мог.

Если бы за последние четверть века у нас в год выходило по одному такому фильму, мы жили бы в другой стране. И свои кровные на этот проект люди отдавали с тем понимающим отношением, какого требует неотложное дело, — так скидывались на храм, на памятник опекушинскому Пушкину, на эскадрилью самолетов для фронта.

И подвиг семидесятипятилетней давности, заключавшийся в том, что хлебороб и машинист до конца доделали несвойственный им труд войны, тоже был совершен… по-людски как-то. Без пафоса, без надрыва или куража, а потому что, ну, надо было добросить ту связку гранат или успеть первым поджечь немецкий танк, пока он не убил тебя. Просто так понадобилось сделать — и это было сделано.

И полный зал зрителей, от которых не требовалось вообще ничего, кроме, разве что воздержания от попкорна, проявлял, как мне показалось, ту же сосредоточенную человечность. Спокойное осознание, зачем им всем потребовалось оказаться тут, перед экраном, приведя своих детей и стариков. Наверное, такая насущная человечность и делает людей народом.

Через всеобщее знание о том, как нужно поступать под твоим и моим Дубосековым, легенда о панфиловцах превратилась в народную правду, в подлинный факт коллективной памяти. Окунаясь в эту память снова и снова, транслируя ее образы в будущее, примеряя на себя шинели героев, отдельные человеки превращаются в бессмертный народ».

Один из бойцов фильма «28 панфиловцев» сказал: «Спокойно жжём танки». Так и следует действовать на фронте патриотического воспитания. Повседневно, настойчиво, неукоснительно.

Формула, может, и аллегорическая, но актуальная. К чему приводит попустительство врагу и внутреннее безразличие к необходимости такой работы — мы видим на примере умирающей Украины. Да и в России еще не все вопросы решены. А решать их нужно, и непременно «положительно».



Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..