Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024

На взлет!

12 августа - День Военно-воздушных сил России
Сергей Михайлов
12.08.2011
На взлет!

Парадокс в том, что у нас есть «профессионально-праздничные дни авиации», но Дня рождения авиации нет. Во всех государствах мира за отсчет даты рождения собственного воздухоплавания берут либо первый подъем в небо аэроплана, собранного в данной стране, либо первый полет гражданина страны на каком-нибудь иностранном самолете. Практически все давным-давно отметили столетие зарождения национальной авиации. И лишь Россия этого не сделала.

Считается, что первыми авиаторами стали братья Райт, поднявшиеся в воздух на аппарате тяжелее воздуха с двигателем в 1903-м, который и стал точкой отсчета рождения авиации. С 2003-го во всех ведущих странах, начиная с США, пышно отмечались вековые юбилеи национальной авиации. И только в России все минувшие с того года восемь лет — полная тишина. Такое впечатление, что либо научно-технический прогресс начала ХХ века обошел нашу страну стороной, либо самолеты возникли сами по себе ниоткуда и неизвестно когда. А ведь это не так! Столетие со дня рождения именно российской авиации мы просто прозевали.

В 1910-м в Санкт-Петербурге спроектировали и на заводе «Первого Всероссийского товарищества воздухоплавания» построили первый отечественный типовой самолет, названный «Россия-А». Пятнадцатого августа того же года «Россия-А» поднялась в воздух с аэродрома в Гатчине и совершила полет продолжительностью 15 минут. Примечательно, что еще в мае того же года прошла первая в России - и сразу международная - неделя авиации. А в июле состоялся первый полет российского дирижабля «Кречет». Опять же в 1910-м прошли первые междугородние полеты русских авиаторов по маршруту Гатчина - Царское Село - Гатчина. То есть, 15 августа минувшего года можно – и нужно! - было с полным правом отмечать столетний день рождения Российской авиации.

Воздушный флот России начинали строить всем миром в буквальном смысле этого слова. Деньги жертвовали и простые крестьяне, и царская семья.

В 1904-м начался сбор средств на строительство кораблей для Военно-морского флота. Была собрана огромная сумма, которой хватило на постройку восемнадцати минных крейсеров, четырех подводных лодок и 36-узлового турбинного крейсера. К 1910-му году оставались неистраченными 900 тысяч рублей. И тогда председатель комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования, великий князь Александр Михайлович обратился к народу с просьбой разрешить потратить деньги на постройку воздушного флота. Народ дал «добро» на использование всех девятисот тысяч рублей. Император Николай II подписал распоряжение об использовании этих средств на «создание воздушного флота России». И в нашей стране начала рождаться собственная национальная авиапромышленность. Так не нам ли было отмечать столетний юбилей авиапрома?

Откуда же возникла дата 12 августа, и как она связана с ВВС? Весной 1933-го постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был установлен День Воздушного флота СССР. Отмечать его полагалось 18 августа. Десятилетия так и поступали. Однако в 1980-м, «в целях оптимизации праздничных дней», был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому День Воздушного флота стал отмечаться в третье воскресенье августа. А День танкиста, к примеру, во второе воскресенье сентября.

Первый президент России Борис Ельцин все советское ненавидел, но к авиации, как многие считают, благоволил. И вот кто-то ему нашептал, что сам Николай II будто бы 12 августа - по новому стилю – 1912-го высочайшим указом повелел сформировать первую воинскую авиационную часть при Главном управлении Генштаба. Именно тогда - как бы… - и были официально созданы Военно-воздушные силы России. И вот своим указом от 29 августа 1997-го Б. Ельцин повелел учредить 12 августа Днем Военно-воздушных сил России.

Потом, правда, выяснилось, что последний император России не имел никакого отношения к созданию непосредственно ВВС, хотя развитие отечественного воздушного флота всячески приветствовал и поддерживал. Родоначальником же боевой авиации в нашей стране стал, как ни странно, генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов. Именно он, будучи военным министром, подписал 12 августа 1912-го приказ № 397, согласно которому все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генштаба. Впрочем, согласно этому приказу, создавалась не боевая часть, а всего лишь новое бюрократическое звено военного ведомства. Так что 12 августа, если быть скрупулезно точным, к рождению ВВС отношения не имеет.

В августе 2006-го вышел новый президентский указ: «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». Согласно ему, праздничные мероприятия по случаю Дня Военно-воздушных сил предписано проводить в День Воздушного флота России — третье воскресенье августа. Тем не менее, наши военные авиаторы намерены шумно и ярко отмечать 12 августа будущего года столетие ВВС.

Интеллектуалы-либералы любят «встать над схваткой» и порассуждать о том, как плохо воевали «сталинские соколы» и как умело дрались асы люфтваффе. Действительно, начальная летная подготовка у массы советских летчиков-истребителей была очень слабой. Учились они на войне. Несли неоправданные потери.

Но войну-то, в том числе и воздушную, выиграли не Гансы, а Иваны. А когда в небе Кореи сошлись реактивные истребители СССР и США, от американских «белых орлов» только перья полетели.

И если бы Ивана Кожедуба и его летчиков не сдерживало партийное руководство, вечно боявшееся дипломатических осложнений, разгром истребительно-бомбардировочной авиации США в Корее был бы полным. Мало известно, но и во время военных конфликтов на Ближнем Востоке в ХХ веке советские летчики-истребители гоняли и били израильские «Фантомы» и «Миражи» как хотели.

Сейчас боевая авиация страны находится в полном упадке — такого жалкого состояния не было за всю столетнюю историю существования авиации в России. Давно уже красавцы-пилоты не являются официальными кумирами молодежи. И все-таки тяга к небу и полетам у нашего народа неистребима. В немногочисленные летные училища конкурс выше, чем в самый престижный гражданский вуз. Да и самолеты у нас еще делать не разучились. «МиГ» и «Су» последних моделей не хуже даже новейших американских «Рапторов» пятого поколения.

Не может Россия все время опускаться ниже и ниже. Наша страна огромна, и рождена для полетов над ней. Придет время, расправятся «стальные руки-крылья» и будет дана команда: «На взлет!».

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.