Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 августа 2022

На взлет!

12 августа - День Военно-воздушных сил России
Сергей Михайлов
12.08.2011
На взлет!

Парадокс в том, что у нас есть «профессионально-праздничные дни авиации», но Дня рождения авиации нет. Во всех государствах мира за отсчет даты рождения собственного воздухоплавания берут либо первый подъем в небо аэроплана, собранного в данной стране, либо первый полет гражданина страны на каком-нибудь иностранном самолете. Практически все давным-давно отметили столетие зарождения национальной авиации. И лишь Россия этого не сделала.

Считается, что первыми авиаторами стали братья Райт, поднявшиеся в воздух на аппарате тяжелее воздуха с двигателем в 1903-м, который и стал точкой отсчета рождения авиации. С 2003-го во всех ведущих странах, начиная с США, пышно отмечались вековые юбилеи национальной авиации. И только в России все минувшие с того года восемь лет — полная тишина. Такое впечатление, что либо научно-технический прогресс начала ХХ века обошел нашу страну стороной, либо самолеты возникли сами по себе ниоткуда и неизвестно когда. А ведь это не так! Столетие со дня рождения именно российской авиации мы просто прозевали.

В 1910-м в Санкт-Петербурге спроектировали и на заводе «Первого Всероссийского товарищества воздухоплавания» построили первый отечественный типовой самолет, названный «Россия-А». Пятнадцатого августа того же года «Россия-А» поднялась в воздух с аэродрома в Гатчине и совершила полет продолжительностью 15 минут. Примечательно, что еще в мае того же года прошла первая в России - и сразу международная - неделя авиации. А в июле состоялся первый полет российского дирижабля «Кречет». Опять же в 1910-м прошли первые междугородние полеты русских авиаторов по маршруту Гатчина - Царское Село - Гатчина. То есть, 15 августа минувшего года можно – и нужно! - было с полным правом отмечать столетний день рождения Российской авиации.

Воздушный флот России начинали строить всем миром в буквальном смысле этого слова. Деньги жертвовали и простые крестьяне, и царская семья.

В 1904-м начался сбор средств на строительство кораблей для Военно-морского флота. Была собрана огромная сумма, которой хватило на постройку восемнадцати минных крейсеров, четырех подводных лодок и 36-узлового турбинного крейсера. К 1910-му году оставались неистраченными 900 тысяч рублей. И тогда председатель комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования, великий князь Александр Михайлович обратился к народу с просьбой разрешить потратить деньги на постройку воздушного флота. Народ дал «добро» на использование всех девятисот тысяч рублей. Император Николай II подписал распоряжение об использовании этих средств на «создание воздушного флота России». И в нашей стране начала рождаться собственная национальная авиапромышленность. Так не нам ли было отмечать столетний юбилей авиапрома?

Откуда же возникла дата 12 августа, и как она связана с ВВС? Весной 1933-го постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был установлен День Воздушного флота СССР. Отмечать его полагалось 18 августа. Десятилетия так и поступали. Однако в 1980-м, «в целях оптимизации праздничных дней», был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому День Воздушного флота стал отмечаться в третье воскресенье августа. А День танкиста, к примеру, во второе воскресенье сентября.

Первый президент России Борис Ельцин все советское ненавидел, но к авиации, как многие считают, благоволил. И вот кто-то ему нашептал, что сам Николай II будто бы 12 августа - по новому стилю – 1912-го высочайшим указом повелел сформировать первую воинскую авиационную часть при Главном управлении Генштаба. Именно тогда - как бы… - и были официально созданы Военно-воздушные силы России. И вот своим указом от 29 августа 1997-го Б. Ельцин повелел учредить 12 августа Днем Военно-воздушных сил России.

Потом, правда, выяснилось, что последний император России не имел никакого отношения к созданию непосредственно ВВС, хотя развитие отечественного воздушного флота всячески приветствовал и поддерживал. Родоначальником же боевой авиации в нашей стране стал, как ни странно, генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов. Именно он, будучи военным министром, подписал 12 августа 1912-го приказ № 397, согласно которому все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генштаба. Впрочем, согласно этому приказу, создавалась не боевая часть, а всего лишь новое бюрократическое звено военного ведомства. Так что 12 августа, если быть скрупулезно точным, к рождению ВВС отношения не имеет.

В августе 2006-го вышел новый президентский указ: «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». Согласно ему, праздничные мероприятия по случаю Дня Военно-воздушных сил предписано проводить в День Воздушного флота России — третье воскресенье августа. Тем не менее, наши военные авиаторы намерены шумно и ярко отмечать 12 августа будущего года столетие ВВС.

Интеллектуалы-либералы любят «встать над схваткой» и порассуждать о том, как плохо воевали «сталинские соколы» и как умело дрались асы люфтваффе. Действительно, начальная летная подготовка у массы советских летчиков-истребителей была очень слабой. Учились они на войне. Несли неоправданные потери.

Но войну-то, в том числе и воздушную, выиграли не Гансы, а Иваны. А когда в небе Кореи сошлись реактивные истребители СССР и США, от американских «белых орлов» только перья полетели.

И если бы Ивана Кожедуба и его летчиков не сдерживало партийное руководство, вечно боявшееся дипломатических осложнений, разгром истребительно-бомбардировочной авиации США в Корее был бы полным. Мало известно, но и во время военных конфликтов на Ближнем Востоке в ХХ веке советские летчики-истребители гоняли и били израильские «Фантомы» и «Миражи» как хотели.

Сейчас боевая авиация страны находится в полном упадке — такого жалкого состояния не было за всю столетнюю историю существования авиации в России. Давно уже красавцы-пилоты не являются официальными кумирами молодежи. И все-таки тяга к небу и полетам у нашего народа неистребима. В немногочисленные летные училища конкурс выше, чем в самый престижный гражданский вуз. Да и самолеты у нас еще делать не разучились. «МиГ» и «Су» последних моделей не хуже даже новейших американских «Рапторов» пятого поколения.

Не может Россия все время опускаться ниже и ниже. Наша страна огромна, и рождена для полетов над ней. Придет время, расправятся «стальные руки-крылья» и будет дана команда: «На взлет!».

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Akskl
17.08.2011 3:55
Марш авиаторов - смотреть до конца!

http://www.youtube.com/watch?v=MMxf4tPuGj8&feature=related
Алексей Носов
13.08.2011 23:05
Парадокс в том, что бы налетать положенные часы, лётчику надо дать взятку. Воскресенье не трогать. В выходной день родители приводят детей на праздник, тем самым приобщая подрастающее поколение к полёту мысли.  
Алекс
13.08.2011 18:41
"Мало известно, но и во время военных конфликтов на Ближнем Востоке в ХХ веке советские летчики-истребители гоняли и били израильские «Фантомы» и «Миражи» как хотели."
..............
Об этом на самом деле до сих пор никому не было известно, откуда такие сведения, уважаемый автор не поделитесь сенсационными фактами?

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.