Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
На стыке вер и времен

На стыке вер и времен

Разноликая Россия: заметки о марийском народе
Татьяна Корсакова
14.12.2016
На стыке вер и времен

1917 год сыграл в жизни марийцев, можно сказать, определяющую роль. До Великой Октябрьской социалистической революции никто в Российской империи и не заговаривал с «инородцами», в том числе черемисами-марийцами, о государственности.

Большевики заговорили о том, что есть разные нации, и каждая имеет право на самоопределение. И никто не имеет по закону права обижать кого-то за иное происхождение. Все - равны.

Но само словечко «инородец», а то и куда грубее, хорошего настроения не прибавляло. И люди чувствовали себя свободнее, понятно, лишь среди своих. Так и черемисы - одно из языческих финно-угорских племен, со своей богатейшей историей. Когда-то, в средние века, оно отличалось если не воинственностью, то сильным стремлением к сопротивлению. К тому же, к этому упорно призывали их местные князья и языческие жрецы. Иван Грозный стремился покорить черемисов в рамках Казанской кампании. Но не вполне преуспел ни в военном отношении, ни в планах христианизации. Войска мари – так назывались мужчины в местных племенах – держали оборону. Историки выделяют три черемисские войны середины и конца XVI века. После Грозного Россия постепенно продвигалась на восток и, в конце концов, поняла, что без крепостей, а тем более городов-крепостей с постоянными гарнизонами на заволжских просторах, прикрытых темными лесами, попросту не обойтись. Так в царствование Федора Иоанновича и возник на берегу Малой Кокшаги, одной из почти 180 крупных и средних рек многоводного марийского края, Царёв город на Кокшаге – Царевококшайск, вокруг которого, и далее на восток, жили и живут луговые марийцы. Годом раньше на близком к Москве, высоком правом берегу Волги, где проживают горные марийцы, был возведен город-крепость Козьмодемьянск. Горные раньше луговых приняли православие. Многие же из восточных мари, живущих в основном в Башкортостане, в свое время стали мусульманами.

Большевики начали с переименований. В феврале 1919 года Царевококшайск получил революционное имя Краснококшайск, а впоследствии был назван по-марийски – Йошкар-Ола (Красный город).

Но уже 4 ноября 1920 года ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли декрет об образовании Марийской автономной области, которая в декабре 1936 года была преобразована в Марийскую АССР.

После Октября получил полные права своеобразный и сложный марийский язык, принадлежащий к финно-угорской группе языков. Вернее, оба марийских языка: лугово-марийский и горно-марийский. В Марий Эл изучаются марийские языки в школах и вузах, на них разговаривают в театрах и национальных клубах не только в марийской Республике, но и всюду, где проживают марийцы.

Первые периодические издания на марийском языке появились еще до Октябрьской революции. Расцвет пришелся на советский период. Сейчас продолжают выходить газеты и журналы, книги, теле- и радиопередачи на обоих языках. Но есть и проблемы. Одна из делегаток X съезда марийского народа, проходившего в Йошкар-Оле весной этого года, рассказала журналистам о самой главной из них: «Народ мари сохранил свои традиции, культуру, а главное — язык, и государство оказывает в этом всяческое содействие. Проблема же, на мой взгляд, заключается в том, что некоторые родители не хотят учить детей родному языку, говорят, что он им в будущем не пригодится». А делегатка эта – педагог, и ситуацию знает изнутри.

Впрочем, в быту марийцы никогда и не переставали общаться между собой на родном языке. Как правило, все они двуязычны и говорят абсолютно чисто как на одном из марийских языков, так и на русском.

…Когда я впервые попала в Йошкар-Олу, она удивила меня уютом, в общем-то, обычных улиц. Но ведь талант градостроителя, а это не совсем то же самое, что архитектор, как раз и заключается в умении найти соразмерность, которая будет присуща именно этому человеческому поселению. А если точнее (впрочем, признаюсь, что я сама вывела этот закон), то соразмерность заключается в едва уловимом сочетании ширины улицы и высоты ее домов. Ну, никак при всем желании не назовешь уютными проспекты Автозаводского района Тольятти, например, – широченные динамические трубы для сногсшибательных волжских ветров, или 12-гектарную, очень интересную центральную площадь Свободы, б. им. Дзержинского, в Харькове – с Лениным в центре и конструктивистским Домом Госпрома (государственной промышленности) на выходе.

Йошкар-Ола с ее аккуратными бревенчатыми домами темно-серого, почти черного цвета о двух этажах и относительно редкими кирпичными зданиями создавала ощущение защищенности.

Кстати, этот город во время войны приютил много ленинградцев, успевших перебраться в начале блокады на Большую землю. Сюда в экстренном порядке было также перевезено немало предприятий с тех территорий СССР, которые попали под немецкую оккупацию, и научных учреждений. В эвакуированном в Йошкар-Олу Государственном оптическом институте в годы войны работал известный советский физик, основатель школы физической оптики, будущий президент Академии наук СССР Сергей Вавилов, младший брат выдающегося генетика Николая Вавилова – репрессированного, умершего в 43-м в саратовской тюрьме, семье которого Сергей Иванович помогал именно из Йошкар-Олы.

Да, пережил город и военно-тыловую страницу своей истории, но таким болезненным образом была, однако, создана надежная база для развития столицы и всей автономной республики.

Сейчас здесь действуют, работая на экспорт и на внутренние нужды России, такие крупные предприятия, как ООО «Марийский нефтеперегонный завод», ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» и «Красногорский комбинат автофургонов», и другие заводы и фабрики, которые выпускают медицинское и торгово-холодильное оборудование, деревообрабатывающие станки, огнетушители, металлоизделия, бытовые приборы, лесоматериалы, обувь, кожу. Сельское хозяйство марийцев характерно для всей Средней Волги. Но оно реально работает, т.к. в Марий Эл сохранились полноценные сёла. И за что особенно можно похвалить аграриев республики – они продолжают выращивать лен-долгунец. А кто сейчас не знает, насколько ценятся во всем мире льняные швейные изделия…

Приволжская Республика Марий Эл обладает одним из уникальных лесных массивов Европейской части России – лесом живым, не затоптанным, здоровым. Лес – главное богатство республики, 57 процентов ее территории им занято. А второй важный фактор – то, что республика развивается, много строит, в том числе и из леса, аварийное жилье сносит.

Прошло, наверное, с десяток лет после первой командировки, и я снова оказалась в столице Марийской АССР. Города не узнать, и все же основной принцип застройки – защищенный уют – здесь остался.

Сейчас, в середине десятых годов XXI столетия, как сами йошкаролинцы, так и туристы, которых все больше и больше, называют бывший Царевококшайск игрушкой, чудом градостроения. Как же так, все жители необустроенных городов российских воем воют, где деньги взять, а в столице Марий Эл такая красота?!

В обновленной Йошкар-Оле, почти уже неузнаваемой, нашлось место как тщательно восстановленным православным соборам и соборной мечети, так и на европейский лад построенной Набережной Брюгге. Сильно напоминающей по архитектуре комплекс Брюгген в норвежском Бергене, а по веселому настрою – бельгийский город Брюгге, откуда, как известно, происходил балагур Ламме Гудзак, слуга и братан Тиля Уленшпигеля. В том же ламме-гудзаковском духе исполнены в Йошкаре-Оле изображения вальяжного Йошкина кота и независимо-кокетливой Йошкиной кошки, талисманов города. Установлены в городе и серьезные новые памятники.

Да вот, взглянем на выдержку из Интернета; предупреждаю, впрочем, что затравка к диалогу сделана в чисто интернетовской манере на грани фола: «Вместо величественных МакДональдсов здесь ставят церкви, в которых агенты Путина заставляют людей отказываться от европейских ценностей! По городу страшно гулять и просто негде уединиться на природе… возле мусорки». И комментарии в том же духе. Дубков Александр: «Безобразие – бычок некуда кинуть!». Олег Протасов: «Кровавая гебня стопудово скоро доведет до такого же состояния оккупированный Крым и Донбасс! Эти русские оккупанты, куда бы ни приходили, везде приводили в упадок феодально-крепостной строй! Наставили, понимаешь, всяких разных заводов, электростанций, университетов, ж/д дорог, школ и больниц, водопроводов и канализаций! Жуть берет просто!». Он же: «А если серьезно, я реально в шоке – красотища! Очень радуюсь возрождению российских городов!». Эстер Экслер: «Там на набережной еще стоят замечательные памятники – А.С. Пушкину, актрисе Грейс Келли с мужем, князем Монако Ренье. У меня была знакомая в командировке в Йошкар-Оле, приехала просто обалдевшая, очень интересно город обновили!». Алекса Хэб: «Низкий поклон строителям и архитекторам, художникам и скульпторам – всем причастным к чуду».

Подавляющее большинство марийцев – православные, они крестят детей и ходят в храмы. Но старая вера не отпускает. А ну как озлишь языческих богов? На всякий случай и их не забывают.

Как-то повезли меня в большое лугово-марийское село, которое стоит далеко и от столицы, и от волжских пляжей. Сначала дела, потом обед, а потом в лес зазвали. Да не в простой, а в священную рощу, где обитают духи. Это для нас, жителей мегаполиса, лес – место «рекреации», извините. А там на поляне громадное дерево стоит, кажется, липа, и все оно увешано тряпочками, ленточками, полотенцами. Древо желаний.

Марийцев называют последними язычниками Европы. Я бы еще назвала их людьми весьма доверчивыми. Не так давно по телевизору показывали документальный фильм о многочисленных практикующих колдунах и ведунах этой приволжской республики, и я поражалась той серьезности, с которой женщина, упустившая мужа, например, едет к колдунье, заходит с ней в освещенную свечами баню, выполняет все ее приказы и просьбы. Ладно, это личное дело страдалицы – возвращать мужа любыми способами. Но еще серьезнее обстоит дело с древней языческой религией.

Все не так просто, ирония тут совершенно неуместна. Полтора десятка лет назад языческую религию здесь официально зарегистрировали. Произошло организационное оформление нескольких местных и центральной религиозной организации. Было официально закреплено единое конфессиональное наименование «Марийская традиционная религия». Основана она на вере в силы природы, к которой люди здесь относятся с почтением и уважением.

...«В одном случае карт быстро произносил пришедшие на ум имена, высекая при этом огонь из кремня. При произнесении какого имени загорался трут, тем именем и нарекал новорожденного.

Жрец иногда брал ребенка в руки в тот момент, когда он плакал, и перечислял имена. Считалось, что при подходящем имени ребенок переставал плакать.

Чтобы определить нужное имя, иногда перед тем, как ставить хлеб в печь, каждому караваю давали имя. По имени лучше испекшегося каравая и нарекали ребенка.

Крещеные марийцы крестили детей через одну-две недели после рождения, нарекая именем по святцам. Поэтому нередко у детей существовало два имени: одно, полученное при рождении, другое — во время крещения».

Интересно, как людям все-таки хочется отличаться от других – и они, конечно, имеют на это полное право. Горные марийцы по-своему подходят к выбору детям христианских имен, главное тут – отличиться от местных русских. Получается величественно: «Ксенофонт Никанорович, Климентий Германович, Евстолия Гурьевна, Капитолина Фаддеевна, Фелицита Варсонофьевна». Фелицата, мне кажется, правильней? Ну да не будем вмешиваться.

Раз уж мы перебрались (на пароме, между прочим, моста тут нет) на правый берег Волги, пройдемся по Козьмодемьянску.

Очень симпатичный добрый город, в котором, кстати, родился знаменитый советский и российский композитор, лауреат Ленинской премии Андрей Эшпай. По отцу, самому известному марийскому музыканту и композитору Якову Эшпаю, он был мариец.

Мне кажется, тот, кто вдохнул в детстве свежего волжского ветра, обязательно проявит талант. Волга рождает личности. Кроме множества произведений серьезной музыки, Андрей Яковлевич Эшпай написал такие замечательные, тонкие, мелодичные песни, как «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной…»), «А снег идет», «Я сказал тебе не все слова» и другие…

Тот не турист, кто был в Козьмодемьянске и не выбрался в Марийский этнографический музей, расположенный на высоком юру, откуда далеко видать. Самый видный экспонат там – ветряная мельница. Представлены разные дома марийцев. Экскурсовод непременно расскажет вам о том, что женщина в марийском доме не была бесправной: ее имущественные права охранялись марийской традицией. Попросите рассказать об экзотических особенностях марийской кулинарии – здесь издавна могли приготовить и съесть и ежа, и ужа, и гадюку. Но сегодня едят все-таки более простую и вкусную пищу. На обед в Марий Эл вам скорей всего предложат на выбор бараний студень или салат со стерлядью, суп из борщевика или суп с калиной, запеченную пшенную кашу со свининой или вареники с творогом и картофелем, а на третье – напиток из клюквы или рябины с колобком.

В Козьмодемьянске и смеются заразительно. Здесь настолько уверовали в то, что именно их город послужил прообразом ильфо-петровских Васюков, хотя на ту же роль претендует и расположенный по соседству симпатичный нижегородский городок Васильсурск, в просторечии именуемый Василь, чуть ли не Васюки, - что открыли у себя Музей Остапа Бендера. Экскурсии водят. И я там была, и сфотографировалась с фанерной копией Остапа в исполнении незабвенного грузина Арчила Гомиашвили, у которого я, между прочим, брала интервью для Всесоюзного радио еще студенткой во время съемок фильма «Двенадцать стульев».

Самый известный марийский актер – Йыван Кырла. Его знают все кинозрители старшего поколения: он сыграл Мустафу в «Путевке в жизнь»...


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.