Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Министра уволят, но денег не дадут

Министра уволят, но денег не дадут

Помогут ли культуре предвыборные рокировки
Андрей Терентьев
13.11.2007
Министра уволят, но денег не дадут
Глава Центрального исполнительного комитета «Единой России» Андрей Воробьев посетил на днях ряд учреждений культуры Ставропольского края. После увиденного и услышанного в этих учреждениях высокий гость Ставрополья заявил журналистам, что его партия будет добиваться отставки министра культуры России.

Главная претензия к Соколову была сформулирована так: министр не защищает свою отрасль, вопросы ребром не ставит, по регионам не ездит. «Меньше полутора процентов в федеральном бюджете на культуру выделяется, а он и в ус не дует», - возмущался господин Воробьев.

Думаю, что любой мало-мальски вменяемый человек, услышав подобный пассаж, не мог не открыть рот от изумления: оказывается, не Государственная Дума, а самолично министр Соколов определяет – сколько отрезать ему от бюджета на развитие культурной отрасли! Так вот кто, оказывается, держит на голодном (в буквальном смысле слова!) пайке работников библиотек и архивов, вот кто препятствует проведению срочных и архисрочных ремонтов книго- и архивохранилищ, вот кто лишил работников культуры высокого социального статуса! Соколов у нас, со слов г-на Воробьева, – выше Государственной Думы. Кто бы мог подумать?

Напомненная господином Воробьевым цифра бюджетных ассигнований на культуру, действительно, не может не шокировать. Только виноват в сложившейся в отрасли ситуации отнюдь не господин Соколов. Позволю себе предположить, что есть люди поважнее, чем профессор Соколов. Те, кто на самом деле режет «бюджетный пирог», унизительные крохи от которого достаются культуре.

Конечно, можно выгнать с работы Соколова, посадить на его место другого, но через определенное время придется выгонять и его: судьба последнего будет не лучше соколовской, если подобное отношение к культуре в России не изменится.




В конце концов, должен же кто-то перед очередными выборами ответить за нищенствование работников культуры?! Понятно, что крупнейшая и все решающая фракция в Государственной Думе отвечать за это не может. Так подать сюда Пупкина-Шмупкина! И подадут, и распнут, и скажут, что он вялый, вопросы не ставит, а если и ставит, то, извините, не так, не там, и не те.

Да мало ли чего еще можно сказать о министре, которому выделяют денег - с мышь, а спрашивают – со слона. Всегда он будет виноват и всегда будет должен держать «про запас» отступную должность в резерве (ректора консерватории, директора национальной библиотеки, директора «культурного» НИИ).

На самом деле, многолетняя пренебрежительная снисходительность к библиотекарю, работнику музея и служителю архива говорит только об одном: о полном непонимании правящей элитой основных тенденций развития современного общества. Из погромной для культуры политики 90-х годов принципиальных выводов не сделано. Попытки запихнуть всю культуру «в рынок» ничего, кроме недоумения, у специалистов вызвать не может. Мировой опыт показывает: культуру государству надо кормить, если считаешь себя цивилизованным.

На Западе это давно поняли.


Там уже многие годы в курсе, что особое значение образования, науки, культуры - не прихоть, а неизбежность.




Именно поэтому вот уже многие годы в США и других развитых странах больше всего внимания уделяется этим областям. Только в одной из земель ФРГ - Баварии - денег на образование, науку, культуру выделяется больше, чем во всей России! В США все дополнительные средства бюджета инвестируются в образование и науку. Именно этим во многом объясняется многолетний прирост их экономики, рост заработной платы, стремительное создание новых рабочих мест, возможность заманивать зарплатой научные кадры из-за рубежа.

Бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства в большинстве развитых стран Европы. Прямое финансирование организаций культуры имеет место во всех странах, но самая наибольшая доля приходится на него в бюджетах европейских унитарных государств. Осуществляется оно в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов.

В странах Европы сфера культуры и искусства традиционно пользовалась и пользуется значительными налоговыми преференциями. Это объясняется спецификой творческого труда и особой общественной значимостью создаваемого им продукта: всем европейским странам, например, ныне присущ единый подход к культуре как к важному фактору не только духовного, но и экономического прогресса общества. При всем многообразии ее отраслей и различии их экономического положения сфера культуры и искусства рассматривается как единый и важный сектор национальной экономики, развитие которого требует от государства комплексных национальных мер поддержки. И эти комплексные меры разрабатываются и повсеместно реализуются. Скажем, в соседней Финляндии на сельские библиотеки выделяется столько денег, что они имеют возможность не только покупать литературу на финском языке, но часто – и на иностранных, да еще выписывать иностранные журналы, в том числе – российские.


Объяснение просто: в Финляндии считают свою культуру важным цивилизующим инструментом формирования нации, а у нас – лишь диким раздражителем тех, кому посчастливилось оказаться при резке бюджета.




О европейском опыте государственного управления культурой, ее государственного финансирования в нашей прессе можно найти немало умных и толковых статей, авторы которых пытаются средствами логики достучаться до тех, кто принимает решения в резке «бюджетного пирога». Но то ли стучать надо громче, то ли сделать какую-то рокировку режущих, но что-то делать нужно, и – немедленно!

… «Мы не смогли уволить господина Соколова (раньше – А.Т.), но сейчас мы победим и обязательно добьемся своего», - пообещал на Ставрополье г-н Воробьев.

Хочется задать ему вопрос: если изгнание Соколова из Минкульта состоится, и он, нехороший, не будет мешать увеличению финансирования отрасли, сколько денег в этом случае ведущая фракция Государственной Думы готова пробить для культуры на следующий же день после низложения этого министра? Три процента бюджета, пять, или может быть шесть?



Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..