Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Марина Тихомирова: «Социализм или капитализм в отдельно взятой деревне не построишь»

Марина Тихомирова: «Социализм или капитализм в отдельно взятой деревне не построишь»

Заместитель председателя правления Ассоциации муниципальных образований Тверской области не согласна с решениями, которые принимаются властями по развитию села
06.09.2011
Марина Тихомирова: «Социализм или  капитализм в отдельно взятой деревне не построишь»

- Марина Михайловна, председатель Комитета по аграрным вопросам Государственной думы Валентин Денисов, с которым «Столетие» не так давно публиковало беседу, на вопрос о том, почему в России до сих пор нет концепции развития села, ответил, что деревня сама должна определиться в том, какой ей быть. Что вы скажете на этот счет?

- В районе, которым я руковожу, из 214 деревень более 30 можно убирать с карты, в них никто не живет. И процесс этот, к сожалению, будет продолжаться. На то, чтобы сохраниться, у самой деревни сил уже нет. Как и у района. Особенно такого небольшого, как мой Сандовский, главой которого я являюсь. Бюджет дотационный и наполняется по минимуму, а мы, кроме того, тащим на себе сельские поселения, где бюджеты еще беднее. Сделать сразу все «хотелки» невозможно, учимся туго завязывать пояса и правильно расставлять приоритеты. Обнадеживает лишь то, что правительство рассматривает возможность расширения налоговой базы местных органов самоуправления. Только пусть это будут такие налоги, которые хотя бы покрывали спущенные нам полномочия. Потому что нынешних двух налогов – на землю и имущество – хватает лишь на латание дыр, и то не всегда и не всех. А чтобы сохранить деревню, нужна федеральная программа, и касаться она должна не столько крупных производств, которых в нашей зоне по пальцам пересчитать, сколько малых форм хозяйствования – крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств.

- Вы считаете, что сохранить деревню все-таки можно?

- Центральные усадьбы, где еще что-то осталось – библиотеки, фельдшерско-акушерские пункты, школы, магазины – да. Но только сегодня. Завтра будет поздно. А укрупнение районов таких, как наш, «бесштанных», как я их называю, ситуацию не улучшит. Да, деревень в таком районе будет больше (а в целом-то по стране меньше), но расстояние между ними увеличится, и управлять такими территориями станет сложнее. Пусть те, у кого эта мысль витает в головах, спустятся на землю, да нас и спросят: а мы-то хотим этого или нет?

- А часто ли вас спрашивают, принимая судьбоносные для российской провинции решения?

- Вообще не спрашивают. Ставят перед фактом, и нам остается только выполнять. Так было со всеми реформами – пенсионной, здравоохранения, образования, органов внутренних дел. Примем, а потом высчитываем, что они больше приносят – пользы или вреда? То же подушевое финансирование школ, о котором и ваше издание не раз писало, я считаю, направлено на разрушение села. Банкротство сельхозпредприятий – вообще вредительство! Были колхозы, которые сами себя обеспечивали, за счет них жили деревни. Нет, пришли чужаки и все распродали, не спрашивая нас. Я лично не знаю ни одного случая оздоровления ситуации. Идет активная распродажа того, что еще можно продать. А по сути – нарушение структуры жизнедеятельности людей, когда полностью умирают деревни.

- Много ли таких законов принято, которые, на ваш взгляд, надо бы подкорректировать?

- Немало. Надо, прежде всего, скорректировать вопросы земельных и имущественных отношений. По нынешним законам каждый колхоз, чтобы распоряжаться своим имуществом, должен доказать, что оно ему принадлежит, заплатить большие деньги, зарегистрировать его в БТИ. Но если оно его, им построено, зачем лишний раз доказывать это, да еще тратить деньги, которые как воздух нужны для развития? Поднимите из архива прежние документы и зарегистрируйте по упрощенной схеме.

С землей вообще творится невесть что. В районе используется лишь 35 процентов пашни, остальная - не в обработке. Причем, 20 процентов этой необрабатываемой земли выкуплена неизвестными лицами и уже не один раз перепродана другим неизвестным лицам. Опять же без нашего ведома. Кем, кому, регистрационная палата не называет, ссылаясь на коммерческую тайну. Я тоже считаю это вредительством. Следует, на наш взгляд, отменить 94-й закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который требует от нас проводить торги, аукционы и конкурсы. Так вот, зачастую на этих конкурсах побеждают не добросовестные компании, а откровенные жулики, которые предлагают условия, цены и расценки заведомо заниженные, нереальные, невыполнимые. А мы можем предъявить к ним претензии лишь тогда, когда они эти обязательства выполнят. Или не выполнят. Но к тому времени вчерашние дутые «победители» исчезают, и найти их нет никакой возможности.

Нам не нравится программа софинансирования «50 на 50». Если говорить, к примеру, об асфальтировании дорог, то счет идет на миллионы, и софинансировать это район не может по одной простой причине – в бюджете нет таких денег! А дороги – это артерии региона.

Изжили себя, так называемые, «двуглавые» районы, где помимо главы района есть еще и глава районной администрации. Им некогда работать, они постоянно спорят, кто главнее, кому на какой машине ездить, каким аппаратом управлять? Аппарат разрастается, а качество управления падает. Считаю, что сегодня территория может выжить только за счет единоначалия.

Вообще, все мы, главы муниципальных образований, желаем одного: чтобы государство стало нам надежной опорой, а не бросало, как это часто бывает, на местную власть дополнительные полномочия, не подкрепленные деньгами. На деле же пока все обстоит иначе: контролирующих органов становится все больше, а помощи все меньше.

- Вы имеете в виду Госпожнадзор, Роспотребнадзор?..

- Не только. Сегодня практически все организации – регистрационная, кадастровая палаты, бюро технической инвентаризации, налоговая служба, почта, полиция имеют свои федеральные органы управления, а значит, и свой ведомственный интерес, и направить их всех на обслуживание интересов района практически невозможно. Последний пример: в результате реформирования органов внутренних дел наш районный отдел превратился в пункт полиции, а районный отдел перевели в город Красный Холм, который расположен от нас в 80 километрах. За каждой справкой надо ехать туда. Мы лишились ГИБДД, из 41 сотрудника милиции осталось 22, из 9 участковых инспекторов – три. Милиция перешла на дневную форму работы, тогда как преступления большей частью совершаются в вечернее и ночное время. В итоге такого реформирования жизнь в провинции не улучшилась, а ухудшилась. Люди вынуждены сами защищать себя и свое имущество. В деревнях мужики вступают в общество охотников и покупают оружие. Этого хотели?

А пожарные… Зачем-то принудили поставить в каждой деревне таксофоны, хотя район охвачен мобильной связью. Заставили в каждой сельской школе установить тревожные кнопки, сигнал от которой поступает непосредственно в районную пожарную часть. Бюджетных денег потрачено на это уйма. Теперь, представим себе (не дай Бог, конечно), случится пожар где-нибудь в деревне за 40 километров. Пока пожарная машина из райцентра по бездорожью до нее доедет, от деревни одни головешки останутся. А на эти деньги можно было бы купить в деревню пожарную машину и вырыть пруд.

Расскажу недавний случай. Был у нас сетевой магазин «Черный кот» - мы его заполучили из Вологодской области. После райпо он являлся самым хорошим налогоплательщиком. Когда он открывался, ни у одной надзирающей службы вопросов не было. Потом вдруг пожнадзор подает в суд, и судья приостанавливает деятельность магазина на несколько месяцев. Для бизнеса это катастрофа. Хозяин сказал: «Зачем мне эта головная боль? У меня есть 140 других магазинов». И ушел из района. А судья и руководитель районного отделения МЧС, по моему-то разумению, должны были не торговую точку закрывать и тем самым прикрывать от ответственности, извините, свою пятую точку, а способствовать улучшению ситуации. Как внешние управляющие - не банкротить, а оздоравливать предприятия. Как гаишники - не сидеть по кустам и сшибать с водителей деньги, а наводить порядок на дорогах. Нет, все блюдут свой интерес. В результате - «Черный кот» закрылся, а бюджет потерял 300 тысяч рублей.

Да, многие службы, от которых зависит жизнь района, сегодня независимы от органов местного самоуправления. Но такого не бывает в жизни. Не должно быть! Территории надо развиваться и функционировать в едином ключе. Но органа, который бы координировал работу этих структур, направляя ее на обслуживание интересов региона, а не ведомства, в структуре власти нет.

- Но все-таки для сегодняшней деревни важнее что - развитие производства или укрепление социальной сферы?

- Без строительства социальных объектов представить развитие села невозможно. Как и без производства. На мой взгляд, основа основ развития села – это партнерские отношения власти, бизнеса и общества. По стране в целом и в каждом отдельном районе. А построить социализм или капитализм в отдельно взятой деревне невозможно.

Беседу вел Александр Калинин

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..