Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Элитарное хамство

Элитарное хамство

Кого готовят престижные учебные заведения
Владимир Дергачёв
26.10.2007
Элитарное хамство
Сегодня, чтобы пообщаться с каким-нибудь банковским клерком или представителем фирмы, человеку моего, среднего, поколения понадобятся определённые усилия. В самом деле, как «неподготовленному» понять не только смысл словесного потока («очень много новых слов», сетовал один из героев фильма «Осенний марафон»), но и характер, настрой, истинную тональность звучащего «новояза»? 
Сегодняшние модельеры и визажисты, программисты и имидж-мейкеры, финансисты и менеджеры, банкиры и бизнесмены, мёрчандайзеры, риэлторы и прочая, прочая – родились в последние 20 лет. Поколение, так сказать, индиго. Напомню для непосвященных - индиго (нежный сине-фиолетовый цвет), по утверждению Нэнси Тэпп, американской ясновидящей и психолога, имеет аура детей, рождающихся приблизительно с 1978 года. Такой же цвет, кстати, у подсветки на циферблате моих часов, выглядит действительно замечательно.

Но вернемся к детям. «Решительны и настойчивы, интуитивны, склонны к вредным привычкам, независимы и горды, горят желанием помочь миру, ищут настоящей и искренней дружбы», – утверждает психолог. Вроде – неплохо. И в то же время: «способны на ярость и жестокость, если натыкаются на непреодолимую стену равнодушия и лжи, склонны к бессоннице, отличаются высокой самооценкой, совершенно не реагируют на строгие воспитательные меры»…

И всё же, «начало начал» – это школа. Поэтому остановимся на этом институте более подробно.

Прошлый год моя дочка проходила в «элитную», как теперь принято говорить, школу. Когда-то её заканчивал и я, хотя об «элитарности», несмотря на громкое звание «имени В.Г. Белинского», тогда не было и речи. Все мы были разные – кто-то приезжал на автобусе из «дома на набережной», кто-то приходил из соседних полуразвалившихся домишек на Ордынке и Полянке, Якиманке и Пятницкой. Преподавали неплохо, особенно литературу, и поступавшие в гуманитарные вузы могли потом не волноваться за качество сочинений на вступительных экзаменах. Школа была (и осталась) с «преподаванием ряда предметов на английском языке», иными словами – английская спец. На занятия ходили с удовольствием, дружили по-разному, порой дрались, в общем - всё как всегда, у обычных детей. Не было только: чванства, высокомерия, выставления напоказ своего превосходства, социального либо имущественного (или сразу того и другого вместе: так уж повелось, что в обществе «равных возможностей» шли они рука об руку). Преподаватели тоже были разные, любили мы не всех, квалификация некоторых вызывала недоумение, и всё же общий настрой был доброжелательным, по крайней мере, чувства страха перед педагогами не возникало, любой из них имел непререкаемый авторитет и подчинялись ему мы беспрекословно.

Носит эта школа звучное имя и по сей день, даже добавила себе новый титул «лучшей в Москве» по итогам опроса какой-то газеты за прошлый год.

Приняли нас в нее сразу – мы только-только вернулись из Нью-Йорка, где проучились первый год, вроде, всё как надо. Но что-то меня с первых дней настораживало, преследовало необъяснимое чувство чего-то «неправильного», происходящего в стенах этого учебного заведения, и, в конце концов, прорвалось наружу.




К пониманию происходящего (а воплощалось оно в натянутом, каком-то съёжившемся выражении лица дочки, отказе делиться проблемами, постоянном напряжении и частых болезнях) привел вопрос-замечание одной «родительницы», спросившей:

- А вы разве не на машине?

- Да нет, мы живём рядом, нам быстрее пешком.

- М-да, - понимающе хмыкнула дама, - а у нашего ребёнка – своя машина.

- Как это, - удивился я, - ведь ему только 8 лет.

- А вот так, с водителем.

На другой день пришлось наблюдать сцену, когда один из учеников отказался садиться в авто другого одноклассника, так как предпочитал только свой лимузин.

Дальше стали выясняться интересные вещи. Оказалось, что в школу попасть весьма непросто, на каких условиях – все умалчивали: дети приезжали из самых разных районов Москвы, некоторые даже из Подмосковья. Вроде – ничего особенного, лишь бы училась, думал я, вспоминая свои «зеленые годы». Однако с учёбой что-то не заладилось. С завидной регулярностью жене приходилось садиться за учебники, чтобы самой разобраться, что же хотела сказать замысловатый преподаватель на уроке, а мне в конечном счёте пришлось взять на себя труд обучения дочери английскому, так как «англичанка» куда-то периодически исчезала.

Всё это я по-прежнему списывал на отдельные шероховатости, неизбежные в любом процессе, но потом ситуация стала ухудшаться по нарастающей. Ребёнок стал плохо спать, иногда беспричинно плакал, говорил о каких-то «соперницах, достающих в туалете» и т.д.

Отношения со школой резко ухудшились, про успеваемость мы стали забывать, главное - сохранить нервы ребёнку и себе.




Что было поставлено хорошо - так это дни рождения. Все они отмечались широко, с вручением подарков индивидуально от каждого ученика. За этим следовали «день музеев», бесконечные утренники, какие-то выходные, праздники и т.д. В конечном итоге, на мои переживания относительно школьной программы, мне по секрету порекомендовали не беспокоиться: все дети получат знания в полном объёме от… репетиторов. Никаких препятствий для этого нет, особенно в выпускных классах – свобода посещений полная. В общем, программу второго класса мы так и не успели завершить. Ребёнок был нервным, сильно устал, перестал спать. Друзей не появилось, с «классной» разговаривать больше не хотелось.

Представить себе дальнейший жизненный «маршрут» этой группы учащихся достаточно просто: хороший институт (финансы, юриспруденция, экономика, управление) далее – стажировка на крупной фирме или за рубежом, после – офис, компьютер, карьерный рост, попытки внедрения в клановую среду, или т.н. «тусовку» (т.е. только для своих) , если всё будет удачно – кресло небольшого руководителя («мне большим не надо», признался один из подобных «спецов», слишком хлопотно и опасно). Завершающий штрих этой картины – «золотой парашют» (знатоки понимают, что имеется в виду), таунхауз за городом, друзья, связи, звонки, дети, элитная школа, вуз, трудоустройство, офис… Казалось бы, ничего нового – все страны «победившего капитала» так живут, и ничего. Только одно, как всегда маленькое, «но»: у «них» данная модель не ведёт почему-то к разрушению ценностей общества как такового, а направлено на созидание при всех возможных и неизбежных издержках процесса. Общество западное - достаточно зрелое, а значит устойчивое к негативу, это - саморегулирующаяся система, создавшая свою систему ценностей, порой уродливых, но с преобладающей поступательной энергией, зарядом созидательным, с РЕАЛЬНЫМИ попытками и интересом к решению своих проблем. Принцип «схватить и убежать» здесь не доминирует, всё закономерно или регулируемо.

Модель поведения взаимного уважения не дается механическим получением знаний и овладением пресловутой IT-технологией; это – итог кропотливой работы над самим собой, совместных усилий родителей и школы, воспитания ежечасного, упорного, длительного. И уж не стану говорить о таких хорошо забытых вещах, как совесть, снисходительность, вежливость, сострадание.

Весьма сомнительно, что школа (в широком значении этого слова), превращаемая в клуб элитарного толка, способна воспитать эти качества. Скорее наоборот: воспроизводство социального неравенства при отсутствии глубокого образования закончится репродуцированием «элитарного хамства», стоящего на зыбкой почве гипертрофированного самомнения и ложного восприятия собственного превосходства. Итог – деградация, разрушение социума, его ценностей, ещё тлеющих в отдельных уголках нашей необъятной Родины.

Глубина разрыва, как социального, так и образовательного, между группами населения (стратами, децилями) настолько велика, что уже превысила все мировые показатели и продолжает расти.




Даже удержание этого разрыва в рамках его сегодняшних значений – задача невероятно трудная и могла бы считаться победой.

Новый учебный год мы начали в другой, самой обычной школе. Была торжественная линейка, моросил дождь, мы сильно волновались – как всё сложится. Девочка, которой поручила новенькую «строгая» (как она сама себя представила) новая классная руководительница, вдруг, посмотрев на дочь, улыбнулась. И всё было ясно – уж что-то, а за её психику мы больше можем не беспокоиться.

Кстати, нашу бывшую «элитную» школу ждёт нововведение – скоро здесь будут учить китайский. Особенно интересно это выглядит для школы, которая вдруг решила перепрофилироваться в... подготовительную для институтов прикладных (в частности, микроэлектроники). Ну что ж, рынок, есть рынок.
Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.