Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
Другая Россия

Другая Россия

Записки из провинции
Ольга Надпорожская
04.08.2023
Другая Россия

Всё настоящее лучше постигается опытным путём, а не с чужих слов. Как мальчик в финале фильма «Андрей Рублёв» рыдает из-за того, что не сумел создать колокол, который звучал бы так, как он некогда слышал, так и пишущего человека иногда охватывает почти отчаянье из-за невозможности передать пережитое. И всё же…

 

В день Святого Духа, под вечер, мы с иеромонахом Романом и монахом Досифеем остановились на въезде в городок Западная Двина, у кладбища. Храм в этом городе только один, и священник тут тоже один — отец Игорь. Несколько лет назад у него умерла матушка, а позавчера, в Родительскую субботу, он похоронил сына. В ожидании отца Игоря мы заходим на кладбище, и возле деревянной часовенки находим могилу новопреставленного. Константин был военным — на фотографии он при погонах и с медалями. И сразу замечаем неподалёку ещё одну свежую могилу: над ней развевается флаг разведки ВДВ, а с фотографии смотрит молодой человек в голубом берете.

— Это сын главы местной Думы, Олег, — расскажет после литии отец Игорь. — До этого был рядовым, а тут его назначили командиром взвода. Не так давно он в отпуск приезжал, пришёл в храм, исповедовался, но к Причастию не готовился. Я его исповедовал, дал просфору: «Давай этим ограничимся». Потом вышел причащать, все идут к Чаше, а он один стоит в стороне. А лицо такое светлое! И я тогда рукой показал, чтобы он подходил тоже. Подумал: ведь он может и не вернуться. Так и получилось… Я ведь сам в прошлом военный. Писал работу по истории военного священства, брал документы в архиве, очень интересно. Так вот, во время Первой мировой войны на фронте наши священники причащали даже католиков… Мама этого Олега легко могла бы его отмазать. Но он сказал: «Я не трус». Очень многие уходят у нас добровольцами…

— Да, лучшие люди уходят, цвет нации, — говорит отец Роман.

Мы идём к выходу с кладбища, и отец Роман, как всегда, внимательно вглядывается в лица усопших на надгробиях:

— Да, всё очень быстро! Здесь наш будущий городок. Хорошо смотреть на лица! Они себе уже ничем не могут помочь.

Мы едем по городу — он маленький и тихий, как и одноимённая река, только где-то вдали растекающаяся широко, становящаяся судоходной. А город, как говорят, вымирает.

Не осталось здесь никаких градообразующих предприятий — только совсем небольшие, по обработке дерева; есть гостиница, где я стану свидетельницей торга наоборот: отец Роман долго пытался расплатиться, а хозяйка отказывалась брать деньги. Рассказывают, что она не раз помогала монахам, священникам, и кое-кто злоупотреблял её добротой. 

«Живёшь в Москве или Петербурге и думаешь, что только это и есть Россия. А она другая… » — говорит монах Досифей. Да, другая, и здесь очевиднее то, что идёт война. На улице замечаем большой щит с надписью «Герои Победы» — там фотография, имя и годы жизни: 1998-2022.

— Хорошо, что у вас есть такие щиты, — говорю я отцу Игорю, когда мы приезжаем к нему домой. — У нас в Петербурге, если кто-то погибает на фронте, это особенно не афишируют, каждый плачет в своём углу по-тихому.

— У нас маленький город, ничего не спрячешь.

Отец Игорь рассказывает, что после гибели воина, фотографию которого мы видели на щите, на фронт добровольцем ушёл его отец. Его долго не хотели брать, боялись, что после смерти сына он повредился умом. А мама так в городе и живёт.

Отец Игорь и сам потерял сына, и, собираясь в Западную Двину, я думала — какие же слова нужно сказать человеку, переживающему такое горе, уместны ли они будут из моих уст. Но и на кладбище, и дома он держится очень мужественно и чувств своих не показывает. Да и не нужно мне ничего ему говорить.

— У вас такие потери, — говорит ему отец Роман. – Сначала матушка, теперь сын. Может быть, Господь готовит вас к какому-то другому пути?

За столом с нами сидят родные отца Игоря — видно, что им тяжело, и отец Роман говорит:

— Душа, вспаханная скорбями, лучше принимает семя.

И потом, когда кто-то сетует на грехи:

— Что такое наши грехи? Это навоз. Куда девать навоз? Туда, к корням, как удобрение, чтобы дерево приносило плоды смирения, покаяния. 

Отец Роман говорит о том, что народ безбожной жизнью сам выпрашивает себе потрясения. И я не могу понять: если на фронт, как говорит отец Роман, уходят лучшие, то, получается, они страдают за тех, кто живёт во грехах?

Конечно, и Христос был распят за грешников, но может ли принести плоды гибель лучших людей на фронте за тех, кто живёт по-свински или просто струсил? И отец Роман вспоминает сербскую песню о янычаре.

Он «зачищал» родное село и занёс саблю над женщиной — а она по родинке узнала в нём своего сына. Он понял всё, бросил саблю, но мать упала замертво. И мне сразу вспомнилось стихотворение отца Романа «Янычария», написанное в 2014 году, которое завершается такими строчками:

Где ты, Малая Русь, освящённый исток?

На обломках твоих — Янычария. 

Когда отец Роман написал это стихотворение, мне было не по себе, и вот оказалось, что он был прав.

Возле храма святителя Николая Чудотворца, где служит отец Игорь, растут берёзки, а к Празднику его украсили зелёными ветками и внутри — символом животворящей силы Духа Святого. А вот напротив алтаря, на площади, стоит памятник Ленину, который для чего-то перенесли именно сюда.

— Я был против, сказал об этом главе района, — говорит отец Игорь. — А тот ответил: «Он храмы разрушал, теперь пусть смотрит, как их восстанавливают».

Единственный в окру́ге храм совсем небольшой, но, оказывается, вмещает всех желающих. Пятнадцать лет назад, когда храм только открыли, прихожан было больше, а сейчас люди приходят, принимают Крещение — и исчезают. Даже на Троицу в храме было не так уж много народа — около семидесяти человек. 

Отец Игорь показывает нам икону преподобного Сергия Радонежского и говорит, что, когда в стране объявили частичную мобилизацию, она начала мироточить. Мироточили в храме и другие иконы.

Святителя Митрофана Воронежского, святого Георгия Победоносца, старинная икона Покрова, которую заказали воины, чудесно спасшиеся во время Русско-японской войны. Раньше мироточение икон было редкостным чудом, а в наше время они мироточат повсюду, и мне не раз приходилось слышать, что это говорит о грядущих скорбях. Не так давно все пересылали друг другу видеозапись, сделанную смартфоном где-то в Донбассе после отпевания воинов, вынесенных с поля боя. На записи обильно мироточила икона Богородицы — под крупные капли мира подставляли и руки, и пластиковый стаканчик. Но куда более сильное впечатление лично на меня произвело не истечение мира, а тела, лежащие в ряд на земле на заднем плане.

И ещё отец Игорь показал нам большую ростовую икону преподобного Серафима Саровского, которая до недавнего времени хранилась дома у одной женщины.

— Она обратилась к нам, попросила забрать, сказала, что муж эту икону возненавидел. То ли упала эта икона, то ли он сам её уронил, и по ней пошла трещина. А буквально через две недели муж сломал ключицу именно в том месте, где по иконе трещина прошла. Женщина сказала — муж или продаст икону, или ещё что-то с ней сделает.

Отец Роман и отец Игорь уходят в алтарь, а свечница показывает ещё одну икону в притворе. Она состоит из клейм, и каждое символически обозначает один из храмов, которые были прежде в округе. Многие из них сейчас восстанавливаются — хотя, казалось бы, кому, для кого и какими силами восстанавливать их в глуши? Но вот запомнился рассказ о человеке, который сам обжигает кирпичи и сам же возводит из них церковную стену; о том, как замироточила ручка Богомладенца на иконе в один из важных моментов строительства; о том, как разрушенная стена храма сплошь покрылась синими цветами — словно в ответ на первые усилия тех, кто пришёл возродить его к жизни. А дома у отца Игоря мы видели счастливую женщину: её трудами и трудами её мужа в деревне Вировское строится новый храм, и во время строительства муж получил облегчение от тяжёлой болезни.

С каждым годом всё больше вызывают уважение люди, которые вкладывают всю душу в то служение, которое дал им Господь — неважно, большое оно или очень скромное. 

Бывает, приедешь в далёкий безвестный городок и подивишься тому, как любят своё дело сотрудники краеведческого музея или библиотеки. А тут не музей, от которого обычно веет чем-то мумифицированным. Тут сама Жизнь — Храм!

Вспомнился недавний разговор с другом:

— Всё-таки меня смущают эти слова на ектенье: «в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази …». На какую ещё Русь Святую, что от неё осталось? Ну, может быть, кого-то из тех, кто в храме стоит, и можно назвать осколками Святой Руси. Но больше-то нет никого!

— А знаешь, в детстве я однажды приехал на лето в деревню, и пошли мы с братом гулять. Надо было нам перебраться через овраг, он взял палку, разбежался, этой палкой оттолкнулся и перепрыгнул. Потом палку мне бросил. А я маленький был: перепрыгнул — а палка у меня посреди оврага застряла. Так и осталась торчать. А на следующее лето приехал, смотрю — а палка зазеленела! Сухая палка! Может, и со Святой Русью так?

И не зря же когда-то, когда мы только пришли в Церковь и почти ничего не знали о ней, сердцем чувствовали правоту слов из песнопения отца Романа: «Разве ты была убита, о моя Святая Русь?»

Даже если бы и была убита, смерть святого — всё равно к воскресению.

 

02.jpg


Ольга Сергеевна Надпорожская редактор сайта «Ветро́во»посвящённого творчеству иеромонаха Романа
Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

14:58
12.08.2023 14:58
Орт написал:
"На территории нынешней Москвы в пределах нынешнего Садового кольца со времён основания Москвы существовали сотни кладбищ. разорённых за последние лет 500. Опять же- не надо так по -дурацки лицемерить.... .. История Москвы и России началась не в 1917, а несколько раньше."
________________
Не надо врать, в России исповедующей Христианство, кладбища не разоряли, это страшный грех, называемый святотатством. Обычно хоронили рядом с церковью или монастырем. Привожу только два примера, а их много: огромное Лазаревское кладбище в Москве, уничтожено в 1930-х годах, сейчас на этом месте парк "Фестивальный". Сельское кладбище в Переделкино рядом с Москвой, уничтожено в 1970-х годах, сейчас на этом месте стоят многоэтажки. И т.д.
______________
Это у советской власти история России началась в 1917 году, а не у меня.
Написал текст и понимаю найти понимание у адептов коммунистической
идеологии, то же самое как искать его у членов секты адвентистов седьмого дня. И ещё, верующий в Бога коммунист,
если он знает идеологию коммунизма и её отцов основателей - это нонсенс или самообман.
23:04
11.08.2023 23:04
Система начала гнить со всех сторон, поэтому не удивительно, что Союз в итоге развалился.

ort
08.08.2023 16:11
16:46
06.08.2023 16:46
"Отец Роман говорит о том, что народ безбожной жизнью сам выпрашивает себе потрясения."
А ещё есть березовая роща, на могилах другого кладбища, также разоренного честными советскими людьми, настоящими тружениками, марксистами ленинцами
---------------
1. Ещё за долго до рождения Отца Романа и до Маркса православные знали, что безбожная жизнь- это НЕ исполнение заповедей, особенно теми, кто считает себя верующими. Бывают такие вот "верующие" и бывают марксисты, исполняющие на практике Заповеди Христа. Только не надо лицемерить.... Маркс не требовал обязательно разорять кладбища.
Много есть народов в Мире, но русские- единственные, у кого беды не от предателей и воров, а от "...измов..." ЗА ЭТО БЕЗБОЖИЕ И НЕСУТ КРЕСТ.

2. На территории нынешней Москвы в пределах нынешнего Садового кольца со времён основания Москвы существовали сотни кладбищ. разорённых за последние лет 500. Опять же- не надо так по -дурацки лицемерить.... .. История Москвы и России началась не в 1917, а несколько раньше .
16:46
06.08.2023 16:46
"Отец Роман говорит о том, что народ безбожной жизнью сам выпрашивает себе потрясения."
Ничего удивительного! 106 лет не проходят даром.
Деградация и вымирание.
+
Подмосковный город Сергиев Посад. На месте кладбища есть заброшенная хоккейная площадка, прямо на месте захоронения бойцов ВОВ. На ней играли в хоккей советские пионеры, прямо на костях солдат, и наверное все выросли хорошими людьми, которые любят свою родину.
А ещё есть березовая роща, на могилах другого кладбища, также разоренного честными советскими людьми, настоящими тружениками, марксистами ленинцами. Туда собачек выводят по нужде и шашлычки росеяне любят делать до сих пор. А холмики то прослеживаются. Вот так. А кто-то воет, что в хохляндии и Польше памятники советской эпохи разоряют. А сами то??? Конечно не при чем, у нас же самый благостный и верующий народ!
(Число абортов в России за 2022 год почти 400 тысяч, следует из отчета Минздрава России об итогах работы в 2022 году, который есть в распоряжении РИА Новости.)
14:46
06.08.2023 14:46
"Смертию, смерть поправ"

Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.