Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Что увидит Париж

Что увидит Париж

России предъявили счет за «наличие цензуры»
Сергей Котов
15.10.2007

Всю прошедшую неделю либеральные СМИ трясло от негодования. Повод: в понедельник министр культуры России Александр Соколов возмутился тем, что некоторые из экспонатов, подготовленных Третьяковской галереей для выставки современного российского искусства "Соц-Арт. Политическое искусство из России" в Париже позорят Россию. К хору рыдающих от негодования отечественных либералов как по команде присоединились и отдельные европейские СМИ: "Тоталитарный режим в России показал свой звериный оскал гомофобии и полное отсутствие толерантности".

Из-за чего же, собственно, сыр-бор? Что такого гениального наваяли авторский дуэт "синие носы" и художница Константинова, что заставило "прогрессивную российскую общественность" дружно встать на защиту попранного достоинства безвинно обиженных министром? Что же такое заставило не только либеральное "Рен-ТВ", но и весьма вменяемого Владимира Соловьева поздним воскресным вечером на НТВ потратить немало времени на обсуждение вышеупомянутого поступка министра?

А главное, очень хотелось понять, какими соображениями руководствовался при оценке "синеносого" творения интеллигентный, умный и вполне сдержанный в эмоциях профессор Соколов, что же могло его так возмутить?

#comm#"Синеносые" деятели искусства наваяли двух мужиков, ряженых в милицейские мундиры, которые взасос целуются под русскими березками. #/comm#

Этакий толерантный взгляд на мужскую нежность, от вида которой у всякого нормального мужика сводит скулы, а с губ срываются слова, вполне приличествующие реакции на увиденное. Впрочем, знаю я и дам, которые примерно в таких же выражениях прокомментировали преподнесенный в эфире шедевр и незамедлительно разделили эстетические и морально-этические позиций министра культуры.

Что касается произведения мадам Константиновой, то по информации, просочившиеся во вполне либеральные СМИ, ей удалось сконструировать одеяло, сшитое из свастик и пятиконечных звезд. По мнению защитников свободы художественного самовыражения, отсутствие этого "шедевра мирового уровня" на выставке в Париже сильно обеднит представление французской общественности о возможностях и рамках отечественного "соц-арта", и не позволит в полном объеме оценить высокохудожественный талант вышеупомянутой творческой дамы.

Кроме того, в телепрограмме Максимовской на "Рен-ТВ" показали еще какие-то "шедевры", будто бы подвергшиеся высочайшему гонению. К примеру, мелькнула картинка с голыми Милошевичем и Хусейном, которые за ноги трясут перевернутого вниз головой (и, извините, тоже голого) Путина. При этом получился этакий забористый микст из карикатур, которые малосознательные граждане позволяют себе рисовать на стенках туалетных кабинок, и художественного творчества учащихся школ-интернатов для детей с девиантным поведением.

Большинство других картинок, продемонстрированных на телеэкране, в деталях рассмотреть не удалось. Впрочем, один шедевр – кадры из какого-то "комического ролика" то ли с актом мужеложства, то ли с актом "натуралов" (правда, в этом случае один из партнеров крайне слабо смахивает на женщину!) на экране подержали достаточно долго. Честно говоря, указанное "комическое" произведение искусства и я бы (исходя из педагогических соображений: не дай Бог, на эту выставку приведут детей из ближайшей парижской школы!) на месте чинов из Министерства культуры тоже не рекомендовал бы вывозить во французскую столицу и показывать в дневное время.

#comm#Вот собственно и весь предмет сыр-бора. А теперь – главное. Почему поднялся весь этот шум, гам и визг в либеральных СМИ? Тут есть несколько причин, и о каждой следует сказать отдельно.#/comm#

Во-первых, как представляется, нужно было поддержать любимый и широко тиражируемый сегодня на Западе тезис о "тоталитарном государстве" Путина, которое вовсю "мочит" свободу, удушает творческую индивидуальность, потворствует гомофобии и насаждает цензуру. Сюжет для начала атаки был найден и раскручен.

На неделе один из эстетически и либерально продвинутых отечественных журналистов гневно итожил "печальные итоги правления Путина": "Если несколько лет назад на радикальные произведения искусства роптали отдельные мракобесничающие граждане, то теперь призыв "разобраться" с искусством исходит от самих властей".

На "Эхе Москвы" в поддержку "гонимых" выступал один из участников некогда знаменитой "бульдозерной выставки" 60-х годов в Москве Борис Жутовский и поделился своим негодованием с радиослушателями: "Никак не могу понять до сих пор, почему предмет искусства должен быть обсуждаем людьми, которым это не интересно, которые неграмотные, необразованные". Конечно, рассказал он радио-аудитории и о своих ощущениях: история с критикой министром Соколовым коллег Жутовского по художническому цеху – "остатки тоталитарного прошлого" и некое повторение "бульдозерной выставки".

Между тем, через звуки хора заступников прорывался и вполне честный речитатив про тех же "целующихся милиционеров": "работа, правда, не весть что", но как посмел министр давать этому "не весть что" оценку! "Не иначе, как в этом замешана большая политика!" - с глубокой проницательностью звенел другой возмущенный голос. И тут же намекал, что поступок министра – продолжение-де "православного наступления" на Европу, которое положено визитом Патриарха во Францию.

"После того, что говорил Патриарх в Европе о необходимости сбережения христианских ценностей, Кремль не мог себе позволить выставить "целующихся милиционеров". В противном случае получалось смешно. Вот и решили показать художникам в назидание, кто в доме хозяин" - ерничал еще один критик "путинского тоталитаризма".

И это – второй повод, который заставил либералов заняться раскруткой этой темы в СМИ. Действительно недавний визит Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Алексия II в Европу, его выступление перед европарламентариями вызвало огромный и неподдельный интерес у многих жителей "старого Света". К сказанному главой Русской православной церкви Европа прислушалась и слегка задумалась: не слишком ли жупел борьбы за права человека потворствует проявлению греха? В этих условиях либералы занялись контрпропагандой: караул, у нас нарушаются права человека, у нас гомофобия, а министр культуры глумится над невинной гомосексуальной пасторалью!

#comm#Очень хотелось бы знать, почему некий сотрудник Третьяковки по имени "куратор Андрей Ерофеев", собравший до кучи все эти "шедевры" для парижской выставки, столь неуправляем, что заместитель директора Галереи Лидия Иовлева (кстати, опытнейший администратор) только разводила руками перед телекамерой. #/comm#

Но так и не дала внятного объяснения, почему государственное учреждение, коим она руководит, стало заложником пристрастий и вкусов любителя "целующихся милиционеров" - "господина куратора Ерофеева". Может быть, потому, что партнер Третьяковки по этой выставке - частный фонд под названием Мьезон Руж настаивал именно на этой провокации под флагом "приверженности свободе самовыражения" и за эту провокацию заплатил немалые деньги?

Впрочем, если судить по последней информации, русские березки все-таки не будут пока ассоциироваться у парижан с парой ряженых милиционеров, страстно целующихся под восторги гомофилов всех цветов и оттенков, - это "произведение высокого искусства" во французскую столицу не поедет.

Или таки поедет? Чья возьмет: либеральных провокаторов или вменяемых чиновников от культуры?

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.